Активное вхождение на казахстанский рынок с готовой продукцией неизбежно должно привести к формированию в стране собственной сервисной инфраструктуры, наиболее активно она начнет развиваться вокруг производственных мощностей, на которых в Казахстане производят автомобили дальневосточных брендов.
В предыдущей статье мы уже упоминали новый Локализационный центр в Индустриальной зоне Костаная, который строит ТОО «СарыаркаАвтоПром» и который планирует на первых порах производить более 70 тыс. комплектующих в год, при этом вокруг него будет предоставлено место для проектов МСБ, которые возьмут на себя производство части автокомпонентов.
Аналогичная база закладывается сейчас и в Алматы, где ведется строительство мультибрендового автозавода с сопутствующим же производством автокомпонентов и запасных частей к выпускаемым моделям.
«Сейчас 13 брендов и 54 модели дальневосточных легковушек на нашем рынке представлены официально, как производителями, так и автодилерами, они распределены по портфелям разных игроков, в ближайшее время ожидается появление новых брендов, — говорит г-н эксперт авторынка.
— Совокупная доля в продажах новых автомобилей в Казахстане дальневосточных автомашин составляет порядка 25 %, то есть четверть рынка, к концу текущего года с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что примерно треть нашего внутреннего рынка будет за ними.
С точки зрения заинтересованности их компаний в локализации компонентов, мы знаем, что они активно присматриваются, интерес проявляют. С точки зрения сертификации техники, я знаю, что сейчас по меньшей мере два крупных казахстанских игрока, две крупных дилерские группы, ведут переговоры с ними относительно того, чтобы для сертификации техники и для ее испытаний здесь привлечь иностранных партнеров. Пока я не могу давать оценки относительно хода и успешности этих переговоров, но они идут».
Вопрос сертификации и испытаний дальневосточных автомобилей в Казахстане достаточно важен потому, что сейчас в стране нет достаточно обширной статистической базы относительно надежности их авто, которые производятся и потом экспортируются сюда («иностранцев», производимых в Костанае, эта проблема не касается).
Эксперты подчеркивают, что необходимость таких испытаний связана еще и с тем, что техника, производимая для внутреннего потребителя и на экспорт, может существенно отличаться по качеству – причем это касается и дальневосточных брендов, и европейских.
Основываться же в своих выводах только на потребительских отзывах нельзя, поскольку, во-первых, они зачастую бывают основаны только на эмоциях, а не на фактах. А, во-вторых, средний пробег дальневосточных автомобилей в Казахстане сейчас исчерпывается 25-30 тыс. километров – и это не то расстояние, по которому можно делать далеко идущие выводы о том, как долго прослужит машина.
«Из тех отзывов, на которые стоит обратить внимание, это отзывы, связанные с поставарийным ремонтом автомобиля, когда люди реально сталкиваются с тем, что кузовные детали, оптика – это те вещи, которые не всегда есть в наличии даже у официальных дилеров, их приходится ждать. И это сигнал к тому, что в связи с увеличением рынка сбыта в Казахстане следует разворачивать здесь сервисную инфраструктуру, налаживать логистику. А лучше – находить партнеров и заниматься производством запчастей здесь, на месте», — эксперт.
Чем на дальневосточную экспансию в Казахстан может ответить Европа
Что касается европейского представительства, то оно было достаточно скромным по сравнению с казахстанским и азиатским — на автовыставке в Астане были представлены продукция порядка 20 компаний из Старого света.
Однако, как пояснил вице-президент компании-организатора выставки, европейские производители готовы заходить в нашу страну не только со своей продукцией, но и делиться опытом по налаживанию системы подготовки специалистов сервиса.
Эти программы, по его словам, были опробованы в нескольких десятках стран мира, причем они помогают подготовить экспертов не только по европейской, но и по американской и японской автотехнике.
Другие азиатские автобренды пока этой программой не затрагиваются, но в компании-организаторе уверены, что со временем они также войдут в сферу компетенций европейских автомехаников, поскольку эти машины получают все большее распространение и в Европе. И европейский автосервис учится работать с ними на практике.
«Наша международная сеть довольно обширная, у нас есть около 26 дочерних компаний по всему миру, также у нас есть 56 ключевых партнеров, у нас сейчас есть возможность работать в Казахстане, в будущем мы надеемся работать в Узбекистане, наши площадки являются возможностью установить деловые связи для игроков всего мира, с разных континентов, — отмечает вице-президент компании-организатора.
— В части инноваций мы создали специальную сеть, через которую можно обмениваться последними тенденциями в отрасли, есть также специальные награды в области инноваций, которые создают добавочную ценность для продуктов – и если ранее жюри, принимавшее решение по ним, состояло исключительно из немецких специалистов, то теперь у нас будут международные команды в том сегменте.
Мы отдельно разрабатываем программы привлечения в индустрию молодежи, амбициозной и талантливой, постоянно находимся на связи с интернет-ресурсами, предоставляющими информацию о вакансиях в отрасли, чтобы трудоустраивать на различных предприятиях эти молодые таланты», — добавил он.
Здесь стоит отметить, что в Казахстане действительно существует дефицит кадров в сегменте автосервиса – недавно Министерство труда и социальной защиты населения страны опубликовало статистику, согласно которой только в трех регионах республики (в городе Астана, Акмолинской области и области Абай) незанятыми оставалось около 1600 вакансий автомехаников.
А владелец крупного автосервиса в Алматы подчеркивает, что нехватку квалифицированных кадров в автосервисе остро ощущает и частный сектор: главная причина, по его мнению, отсутствие в стране комплексной инфраструктуры обучения автомехаников.
Хотя наши «Кулибины», поработавшие в отечественных сервисах, по его словам, ценятся за рубежом, поскольку способны устранить повреждения, за которые в других странах берется только «привязанный» к тому или иному бренду автосервис.
Так что если объединить казахстанскую практику с европейской методикой образования, казахстанский автосервис может выйти на новый уровень, соглашается с казахстанским предпринимателем вице-президент компании-организатора автовыставки. К тому же в автопроме сейчас грядет переход на «зеленые» технологии, и здесь опыт европейских компаний будет полезен для Казахстана.
«Мы стремимся помочь развивать устойчивый бизнес, в Евросоюзе сейчас активно обсуждается зеленый переход в автоиндустрии, и ваш малый и средний бизнес должен знать правила этой игры, постоянно повышая свои компетенции в данной сфере по всему миру.
Мы покрываем все цепочки устойчивого развития, от налаживания устойчивых поставок до борьбы с коррупцией. Сейчас нас сильно интересует феномен азиатских брендов, которые популярны по всему миру, в том числе – и у вас, в Казахстане, мы хотим создать для них площадки тестирования прямо в рамках выставок, практические занятия по устранению каких-то распространенных поломок. И практику таких пробных парков мы намерены перенести и на продукцию из других стран в дальнейшем», — заключил вице-президент.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости