Сегодня, в День Конституции Республики Казахстан, самое время вспомнить свод законов «Жеті Жарғы» — «Семь положений» хана Тауке.
К сожалению, письменных, материальных следов «Жеті Жарғы» не сохранилось. До нынешнего времени свод законов дошел только благодаря записям русских ученых, исследователей казахского быта, этнографии и истории.
В 1804 году историк Григорий Спасский записал несколько фрагментов закона со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, и в 1820 году они были опубликованы в «Сибирском вестнике».
Другая редакция «Жеті Жарғы» приведена в 1832 году известным историком и этнографом Алексеем Левшиным. Однако, в этих публикациях текст не имел деления на статьи, только в 1879 году доктор права, профессор Федор Леонтович предложил разделение текстов на абзацы, своего рода статьи и параграфы свода законов.
«Жеті Жарғы» был продолжением предыдущих законодательных систем, существовавших в казахской степи, он является последним и, пожалуй, наиболее полным законодательным документом до принятия конституции уже советского Казахстана.
Его создание было обусловлено ходом истории казахских земель – пришло время укрепить централизованную власть, поэтому нужны были единые для всей степи законы, которые могли бы регулировать все стороны жизни кочевого общества.
«Ни одно государство не может существовать без оформленной правовой системы, и Казахское ханство в этом отношении не было исключением. Оно возникло во второй половине XV века, а уже в начале 1500-х годов появляется свод законов Касым хана. Эти законы регламентировали деятельность общества, все политические институции, создавая тем самым социальный порядок, без которого существование любого общества и государства невозможно. И появление Жетi Жарғы было закономерно: актуализация необходимости реформ во время правления Тауке хана во многом связана со сложностью как геополитической, так и внутриполитической ситуации», — отмечает Гульмира Султангазы, кандидат исторических наук, профессор КАЗГЮУ.
Казахское ханство на стыке 17 и 18 веков переживало сложные времена: обострившаяся угроза джунгарского нашествия на фоне неутихающих внутренних разногласий между крупными феодалами. Казахские султаны хотели единолично править на своих землях, не считаясь с интересами народа.
«После смерти Жангира в 1652 году в государстве начинается кризис, затронувший все аспекты жизни общества. Приход к власти Тауке совпал с новым витком джунгарской агрессии и аштарханидскими претензиями на присырдарьинские города. Таким образом, назрела необходимость реформ. Тауке понимал: чтобы создать сильное государство, надо первым делом покончить с распрями султанов и раздробленностью страны».
В своих реформах, направленных на укрепление ханской власти, он опирался на степную аристократию – биев и батыров, тем самым ослабив роль султанов. Тауке стремился поддерживать дипломатические отношения с государствами Средней Азии, Джунгарией, налаживал связи с Россией: этого требовали не только политические интересы Казахского ханства, но и торгово-экономические.
Реформы затронули такие сферы как административное управление, военное дело и суд биев. «Одной из причин были участившиеся земельные тяжбы, спровоцированные дефицитом пастбищ», – говорит историк.
Появление «Жеті Жарғы», по мнению исследователя Г. Спасского, было также вызвано продвижением новой законодательной инициативы правителя джунгар Галдана Бошокту на покоренные казахские регионы. И это была уже не просто потеря земель, а вопрос государственной важности и национальной самоидентификации: нельзя было допустить, чтобы на территории Казахского ханства функционировало другое право.
И тогда Тауке решает созвать наиболее авторитетных биев, чтобы они смогли кодифицировать и унифицировать те судебные практики, которые уже существовали, к новым потребностям казахского общества.
«До «Жеті Жарғы» в степи функционировали адат, шариат в южных районах, свод Касыма, законы Есима. Часто опирались на успешные кейсы известных биев. Все это и легло в основу нового кодекса. Принятие «Жеті Жарғы» не было актом воли одного человека. В его разработке участвовали известные авторитетные бии того времени Айтеке, Казыбек и Толе би. Их участие обеспечило представленность всех жузов и настрой на консолидацию под эгидой единого, признанного всеми законодательства».
Старший жуз представлял Толе би. Дальновидный и мудрый политик, оратор, поэт, он был человеком прогрессивных взглядов – выступал за равноправие женщин и мужчин, культивировал роль семьи в жизни казахского общества, ратовал за реальное воплощение законов в вопросах о земельных спорах, барымте и воровстве. Боролся за создание казахами централизованного государства и объединение народа, выступал за безопасность страны. И в этом огромная его заслуга как политика. Он был сторонником сотрудничества с сильным соседом – Россией, в 1733 году стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне, и 10 июня 1734 года Старший жуз был принят в подданство России.
Бий Среднего жуза Казыбек в памяти народной остался как справедливый судья, тонкий стратег, талантливый политик, человек тонкого ума и необыкновенного красноречия. Для современников он стал символом правосудия, проявил себя как успешный дипломат, стоявший на защите интересов своего народа. Известен он успешной миссией по освобождению Абылай хана из джунгарского плена. Казыбек би добился перелома в долгих переговорах с помощью хитрой уловки: объявил о союзе с Россией и готовящемся совместном походе, так что вместо угроз и условий джунгарам лучше бы вернуть пленников и выполнить требования казахов. Угроза столь мощного альянса подействовала, и в результате освободили не только Абылай хана, но и 32 казахских поселения плюс город Туркестан.
Айтеке би родился на территории современного Узбекистана, учился в знаменитом медресе Улугбека, человеком был глубоко образованным, знал несколько языков. В 21 год Айтеке был избран судьей, в 30 – возглавил жуз. Выступал против кровной мести, ратовал за справедливое наказание вместо самосуда. Был сторонником объединения трех жузов, принимал участие в установлении дружественных отношений с киргизскими и каракалпакскими родами. Проявил и талант военного стратега – вместе с Тауке ханом участвовал в отражении нападения джунгар на Сайрам.
Троих биев объединяло понимание необходимости объединения казахского народа, особенно перед лицом джунгарской угрозы. Они видели перспективы для защиты целостности государства в союзе с северным соседом Россией, выступали за ограничение произвола власть предержащих путем внедрения единых для всех жузов законодательных норм. «Жеті Жарғы» отражает не только юридические положения, но и политические реалии своего времени, а также многое говорит о нравственном и гуманитарном уровне общества, в котором и для которого он был создан.
«Одним из важных разделов «Жеті Жарғы» для казахов того времени был раздел о земле: вопрос земли, скота, пастбищ – это вопрос номер один в степном пространстве, если нет земли, нет ресурсов для развития. Еще один важный момент – введение куна за убийство. В этом случае предусматривался штраф, предотвращающий действие принципа «око за око», когда убийство сородича могло перейти в настоящую вендетту, которая грозила обернуться истреблением целого рода. Важно, что смертной казни не существовало, кроме редких случаев: измена родине и изнасилование. И это позволяет судить о ценностях общества, об отношении к женщине. Интересный момент: если глава семьи совершил противоправное действие, то члены семьи не должны были на него доносить. Это тоже важный нравственный момент. Может, он противоречит праву, но глава семейства превыше всего».
А еще законом устанавливались права и обязанности супругов, в том числе имущественные, регламентировалось отправление воинской повинности, порядок судебного разбирательства. Был отдельный закон, в котором отражались имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Конечно, некоторые пункты со временем перестали быть актуальными, но до сих пор поражает человечность этих законов. В «Жеті Жарғы» не было жестких мер наказания, принятых в те времена в других восточных странах: заточения в зинданах, тюрьмах, не было членовредительства – колесования, сожжения, закапывания живьем.
Зато была гласность, простота судебного процесса, использование силы общественного мнения, поощрение коллективизма, общности прав, забота о ближнем. А возможность примирения сторон – это же фактически современная медиация. Так что не все старые законы себя изжили. Наоборот, некоторые из них стали гармоничной основой современной Конституции.
Асыл АЯЗБАЕВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Культурологические ведомости