• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Суббота, 4 февраля, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Свежие новости развития инфраструктуры в Казахстане.

Инфраструктурные ведомости

Сбор надежды нашей

28/12/2020
в Инфраструктурные ведомости
2 мин для чтение
20.5k 207
0
Сбор надежды нашей

Как введение утильсбора стимулирует и видоизменяет отечественную экономику

На удивление живо написанный для рутинного чиновничьего языка пресс-релиз Министерства индустрии и инфраструктурного развития, опубликованный на его сайте в конце декабря, был озаглавлен совсем не в духе бюрократического сленга – «Вся правда об утилизационном сборе».

МИИР УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Судя по всему, правительство сильно достала активно ведущаяся в соцсетях кампания за отмену утилизационного сбора, взимаемого с легковых и грузовых автомобилей, а также с сельхозтехники. И это при том, что аналогичный утильсбор действует как в США, так и во всех странах Евросоюза, не говоря уже о многих других государствах,заработал он и на территории Евразийского экономического союза, членом которого является Казахстан!

Кстати, в самих США индустрия по утилизации автомобилей входит в «Топ-20» отраслей национальной экономики с вкладом в ВВП страны на уровне $25 млрд., обеспечивая работой порядка 100 тысяч работников.

Против введения утильсбора на сельхозтехнику в Казахстане неслаженным хором выступали различные отраслевые ассоциации и союзы, наряду с видными представителями отечественного олигархата, включая Еркина Татишева, возглавляющего «Kusto Group» и налаживающего связи с крупными компаниями в сфере производства говядины.

Между тем утильсбор взимается в нашей стране уже пять лет, начиная с 2016 года. Он был введен в соответствии с лучшей международной практикой экологической защиты путем организации переработки морально и технически устаревшей техники.

Основой для реализации расширенных обязательств производителей/импортеров (РОП) по принципу «загрязнитель платит и исправляет» стала Концепция по переходу к «зеленой» экономике, утвержденная президентским указом от 30 мая 2014 года.

В свою очередь Концепция была разработана во исполнение Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Цель введения РОП вполне ясна – построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития в соответствии с принятыми Казахстаном международными экологическими обязательствами.

Добавим также, что переход к «зеленой экономике» выступает одним из ключевых факторов для достижения Казахстаном цели по вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

От развитых стран по этой части Казахстан отстал примерно на четверть века, поэтому нашей стране приходится продвигаться быстрыми темпами. Фактически сейчас создается новая отрасль экономики с собственной инфраструктурой, обеспечивающей утилизацию автотранспортных средств, их компонентов с переработкой полного цикла.

Одновременно государством стимулировались сбор и переработка других отходов. Всего по данным МИИР с момента введения данного сбора на утилизацию было сдано 156,8 тысяч автомобилей, вышедших из эксплуатации.

При этом вопреки утверждениям о негативном влиянии утильсбора на динамику импорта и производства автомобилей официальная статистика показывает обратную картину. За январь-ноябрь уходящего года в Казахстан было ввезено около 36 тысяч автомобилей – на 44 % больше, чем за аналогичный период 2016 года, тогда как отечественное их производство подпрыгнуло за 5 лет в 7 раз до 70 тысяч машин.

При этом, как отмечается в пресс-релизе МИИР, благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники, а соответствующие расходы берет на себя государство, чтобы стимулировать обновление парка техники в стране и развитие ее производства.

Не несут дополнительных расходов при покупке техники отечественного производства на ее дальнейшую утилизацию и казахстанцы. Между тем, 72 % проданных в Казахстане автомобилей и 89 % сельскохозяйственной техники – отечественного производства. По этой причине правительство и парламент не поддержали требования об отмене соответствующей нормы Экологического кодекса, чего активно добивались лоббисты импортеров такой техники.

Надо отметить, что утильсбор не распространяется на все автотранспортные средства без исключения – под него не подпадает дорожно-строительная коммунальная техника, мототехника и практически вся сельскохозяйственная техника кроме колесных тракторов и комбайнов.

Не идет речь и о создании каких-то особых льготных условий для отечественных машиностроителей с одновременной дискриминацией их зарубежных конкурентов, что заведомо противоречило бы нормам Всемирной торговой организации, членом которой Казахстан является с конца 2015 года.

В реальности как раз в отношениях с отечественными производителями правительство Казахстана проводит жесткую линию в вопросе о соблюдении ими обязательств по соглашению о промышленной сборке, включающихлокализацию и развитие производства.

В случае невыполнения условий соглашения оно расторгается в установленном порядке с лишением предоставленных производителям льгот, которые к тому же обязаны вернуть государству все полученные преференции. Так, после того как в уходящем году МИИР расторгло такое соглашение с компаниями «Азия Авто» и «Iveco Казахстан», выяснилось, что усть-каменогорский производитель должен вернуть государству порядка 174 млрд. тенге.

В принципе в соответствии с Предпринимательским кодексом РК любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки, поэтому никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется.

О привлекательности казахстанского рынка для иностранных производителей говорит и объем вложенных ими инвестиций в объеме 294,5 млрд. тенге только в уходящем году в производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, а также их компонентов на территории нашей страны.

В разгар пандемии коронавируса в Казахстане по информации МИИР были организованы совместные предприятия и производственные линии в области машиностроения таких транснациональных брендов как BÜHLER, «Ростсельмаш», «Lovol», «Hyundai», «Chevrolet», «Yutong» и других, велась работа по налаживанию производства сельхозтехники «CLAAS», «СASE New Holland».

ГЛАЗА БОЯТСЯ, РУКИ ДЕЛАЮТ

В целом же система РОП в Казахстане работает довольно эффективно. С момента ее запуска принято на утилизацию почти 165 тысяч вышедших из эксплуатации транспортных средств, собрано и переработано 41,3 тыс. тонн пластика, 79,6 тыс. тонн стекла, 139,8 тыс. тонн макулатуры, 651,7 тонн металлической упаковки, 294,8 тыс. тонн автокомпонентов.

Вполне благополучно выглядит и финансовая картина деятельности этой системы. По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в 2018 году поступило утилизационных платежей на общую сумму в 86,2 млрд. тенге, в прошлом – 109,8 млрд. тенге, а за январь-май уходящего года – 40,3 млрд. тенге.

С 17 января этого года была введена ставка утилизационной платы на упаковку, а с 23 декабря начали действовать тарифы на сельскохозяйственную технику, в то время как была отменена ставка утилизационной платы на спецжидкости (антифриз) при том, что сбор на электрическое и электронное оборудование, а также батарейки и ртутьсодержащие лампы не взимается.

Полученные с утильсбора средства идут на стимулирование сдачи населением вышедших из эксплуатации транспортных средств, производства в Казахстане экологически чистых авто (экологический класс 4 и выше, с электродвигателями), сбора, транспортировки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и автокомпонентов.

Отметим также, что жесткие условия упомянутых выше соглашений о промышленной сборке вполне по силам отечественным производителям, хотя, конечно, требуют от них существенных инвестиций в развитие производства. Так, по данным МИИР свои обязательства в рамках такого соглашения выполнило досрочно ТОО «СарыаркаАвтоПром», базирующееся в Костанае. Притом, что срок действия соглашения, рассчитанного на 8 лет, истек в июне 2018 года, обязательства по нему, включающие организацию операций по сварке и окраске кузова, были исполнены в феврале 2014 года.

Затем срок действия соглашения был продлен до конца уходящего года с дополнительными обязательствами автопроизводителя по уровню локализации, которые выполняются в соответствии с планом-графиком. Костанайская площадка первой в нашей стране запустила производство легковых автомобилей по мелкоузловому методу (CKD) и приступила к выпуску всех типов транспортных средств в сотрудничестве со всемирными брендами «JAC», «Ankai», «Yutong», «Peugeot», «Hyundai», «Niva Chevrolet», «UAZ», «MAN». 

Добавим также, что на этой площадке совместно с узбекской компанией «GM Uzbekistan» производится модель «Ravon Nexia R3», в результате чего автопром Узбекистана получил выход на рынок ЕАЭС.

Напомним, что в Костанае же базируется крупнейшее отечественное сельхозмашиностроительное предприятие –АО «АгромашХолдинг KZ», входящее вместе с ТОО «СарыаркаАвтоПром» в состав «AllurGroup». В прошлом году на площадке «АгромашХолдинг KZ» открылся завод по производству легендарных «Кировцев», производятся также зерноуборочные комбайны марки «ESSIL» и трактора «LOVOL». В уходящем году компания заключила соглашение о сотрудничестве с одним из ведущих европейских производителей сельхозтехники — «PÖTTINGER». Для этого в Костанае разворачивается локализационный центр, на базе которого будут совместно производиться посевные комплексы.

Исполнило свои обязательства по соглашению о промсборке и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», производственная площадка которого находится в Алматы. Многостороннее соглашение между МИИР, этой компанией и ТОО «СарыаркаАвтоПром» было заключено 25 декабря прошлого года с истечением срока действия 31 декабря уходящего года. Но уже в октябре на момент официального запуска предприятия ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» исполнила все обязательства по организации собственной промышленной сборки, включая операции по сварке и окраске кузова.

Самое главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что спустя пять лет после начала действия системы РОП она не только оправдала возлагавшиеся на нее надежды не только в части неуклонного проведения в жизнь новой для Казахстана политики экологической модернизации, но и стала важной составляющей индустриально-инновационного развития национальной экономики.

Стимулируя приток зарубежных инвестиций в развитие современных производственных площадок на территории Казахстана и обеспечивая поддержку локализованным производствам, она не просто защищает их от иностранных конкурентов, но и предъявляет к местным предприятиям повышенные и жесткие требования по развитию местного содержания на уровне лучших мировых стандартов.

Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Инфраструктурные ведомостиИнфраструктурные ведомости
Поделиться2120Поделиться266Отправить
Предыдущий запись

Фантомные боли продавцов «Джон Дира»

Следующая запись

Системность против популизма: политический сценарий парламентских выборов – Ертысбаев

Следующая запись
Системность против популизма: политический сценарий парламентских выборов – Ертысбаев

Системность против популизма: политический сценарий парламентских выборов – Ертысбаев

Май ауданында «Nur Otan» партиясының сайлауалды штабының ашылуы өтті

Май ауданында "Nur Otan" партиясының сайлауалды штабының ашылуы өтті

Май ауданында Nur Otan партиясы филиалының сайлауалды штабының қоғамдық қабылдау бөлмесі жұмысқа кірісті

Май ауданында Nur Otan партиясы филиалының сайлауалды штабының қоғамдық қабылдау бөлмесі жұмысқа кірісті

Приоритеты Nur Otan в Успенском районе Павлодарской области

Приоритеты Nur Otan в Успенском районе Павлодарской области

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти