Как введение утильсбора стимулирует и видоизменяет отечественную экономику
На удивление живо написанный для рутинного чиновничьего языка пресс-релиз Министерства индустрии и инфраструктурного развития, опубликованный на его сайте в конце декабря, был озаглавлен совсем не в духе бюрократического сленга – «Вся правда об утилизационном сборе».
МИИР УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
Судя по всему, правительство сильно достала активно ведущаяся в соцсетях кампания за отмену утилизационного сбора, взимаемого с легковых и грузовых автомобилей, а также с сельхозтехники. И это при том, что аналогичный утильсбор действует как в США, так и во всех странах Евросоюза, не говоря уже о многих других государствах,заработал он и на территории Евразийского экономического союза, членом которого является Казахстан!
Кстати, в самих США индустрия по утилизации автомобилей входит в «Топ-20» отраслей национальной экономики с вкладом в ВВП страны на уровне $25 млрд., обеспечивая работой порядка 100 тысяч работников.
Против введения утильсбора на сельхозтехнику в Казахстане неслаженным хором выступали различные отраслевые ассоциации и союзы, наряду с видными представителями отечественного олигархата, включая Еркина Татишева, возглавляющего «Kusto Group» и налаживающего связи с крупными компаниями в сфере производства говядины.
Между тем утильсбор взимается в нашей стране уже пять лет, начиная с 2016 года. Он был введен в соответствии с лучшей международной практикой экологической защиты путем организации переработки морально и технически устаревшей техники.
Основой для реализации расширенных обязательств производителей/импортеров (РОП) по принципу «загрязнитель платит и исправляет» стала Концепция по переходу к «зеленой» экономике, утвержденная президентским указом от 30 мая 2014 года.
В свою очередь Концепция была разработана во исполнение Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Цель введения РОП вполне ясна – построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития в соответствии с принятыми Казахстаном международными экологическими обязательствами.
Добавим также, что переход к «зеленой экономике» выступает одним из ключевых факторов для достижения Казахстаном цели по вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира.
От развитых стран по этой части Казахстан отстал примерно на четверть века, поэтому нашей стране приходится продвигаться быстрыми темпами. Фактически сейчас создается новая отрасль экономики с собственной инфраструктурой, обеспечивающей утилизацию автотранспортных средств, их компонентов с переработкой полного цикла.
Одновременно государством стимулировались сбор и переработка других отходов. Всего по данным МИИР с момента введения данного сбора на утилизацию было сдано 156,8 тысяч автомобилей, вышедших из эксплуатации.
При этом вопреки утверждениям о негативном влиянии утильсбора на динамику импорта и производства автомобилей официальная статистика показывает обратную картину. За январь-ноябрь уходящего года в Казахстан было ввезено около 36 тысяч автомобилей – на 44 % больше, чем за аналогичный период 2016 года, тогда как отечественное их производство подпрыгнуло за 5 лет в 7 раз до 70 тысяч машин.
При этом, как отмечается в пресс-релизе МИИР, благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники, а соответствующие расходы берет на себя государство, чтобы стимулировать обновление парка техники в стране и развитие ее производства.
Не несут дополнительных расходов при покупке техники отечественного производства на ее дальнейшую утилизацию и казахстанцы. Между тем, 72 % проданных в Казахстане автомобилей и 89 % сельскохозяйственной техники – отечественного производства. По этой причине правительство и парламент не поддержали требования об отмене соответствующей нормы Экологического кодекса, чего активно добивались лоббисты импортеров такой техники.
Надо отметить, что утильсбор не распространяется на все автотранспортные средства без исключения – под него не подпадает дорожно-строительная коммунальная техника, мототехника и практически вся сельскохозяйственная техника кроме колесных тракторов и комбайнов.
Не идет речь и о создании каких-то особых льготных условий для отечественных машиностроителей с одновременной дискриминацией их зарубежных конкурентов, что заведомо противоречило бы нормам Всемирной торговой организации, членом которой Казахстан является с конца 2015 года.
В реальности как раз в отношениях с отечественными производителями правительство Казахстана проводит жесткую линию в вопросе о соблюдении ими обязательств по соглашению о промышленной сборке, включающихлокализацию и развитие производства.
В случае невыполнения условий соглашения оно расторгается в установленном порядке с лишением предоставленных производителям льгот, которые к тому же обязаны вернуть государству все полученные преференции. Так, после того как в уходящем году МИИР расторгло такое соглашение с компаниями «Азия Авто» и «Iveco Казахстан», выяснилось, что усть-каменогорский производитель должен вернуть государству порядка 174 млрд. тенге.
В принципе в соответствии с Предпринимательским кодексом РК любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки, поэтому никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется.
О привлекательности казахстанского рынка для иностранных производителей говорит и объем вложенных ими инвестиций в объеме 294,5 млрд. тенге только в уходящем году в производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, а также их компонентов на территории нашей страны.
В разгар пандемии коронавируса в Казахстане по информации МИИР были организованы совместные предприятия и производственные линии в области машиностроения таких транснациональных брендов как BÜHLER, «Ростсельмаш», «Lovol», «Hyundai», «Chevrolet», «Yutong» и других, велась работа по налаживанию производства сельхозтехники «CLAAS», «СASE New Holland».
ГЛАЗА БОЯТСЯ, РУКИ ДЕЛАЮТ
В целом же система РОП в Казахстане работает довольно эффективно. С момента ее запуска принято на утилизацию почти 165 тысяч вышедших из эксплуатации транспортных средств, собрано и переработано 41,3 тыс. тонн пластика, 79,6 тыс. тонн стекла, 139,8 тыс. тонн макулатуры, 651,7 тонн металлической упаковки, 294,8 тыс. тонн автокомпонентов.
Вполне благополучно выглядит и финансовая картина деятельности этой системы. По данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в 2018 году поступило утилизационных платежей на общую сумму в 86,2 млрд. тенге, в прошлом – 109,8 млрд. тенге, а за январь-май уходящего года – 40,3 млрд. тенге.
С 17 января этого года была введена ставка утилизационной платы на упаковку, а с 23 декабря начали действовать тарифы на сельскохозяйственную технику, в то время как была отменена ставка утилизационной платы на спецжидкости (антифриз) при том, что сбор на электрическое и электронное оборудование, а также батарейки и ртутьсодержащие лампы не взимается.
Полученные с утильсбора средства идут на стимулирование сдачи населением вышедших из эксплуатации транспортных средств, производства в Казахстане экологически чистых авто (экологический класс 4 и выше, с электродвигателями), сбора, транспортировки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и автокомпонентов.
Отметим также, что жесткие условия упомянутых выше соглашений о промышленной сборке вполне по силам отечественным производителям, хотя, конечно, требуют от них существенных инвестиций в развитие производства. Так, по данным МИИР свои обязательства в рамках такого соглашения выполнило досрочно ТОО «СарыаркаАвтоПром», базирующееся в Костанае. Притом, что срок действия соглашения, рассчитанного на 8 лет, истек в июне 2018 года, обязательства по нему, включающие организацию операций по сварке и окраске кузова, были исполнены в феврале 2014 года.
Затем срок действия соглашения был продлен до конца уходящего года с дополнительными обязательствами автопроизводителя по уровню локализации, которые выполняются в соответствии с планом-графиком. Костанайская площадка первой в нашей стране запустила производство легковых автомобилей по мелкоузловому методу (CKD) и приступила к выпуску всех типов транспортных средств в сотрудничестве со всемирными брендами «JAC», «Ankai», «Yutong», «Peugeot», «Hyundai», «Niva Chevrolet», «UAZ», «MAN».
Добавим также, что на этой площадке совместно с узбекской компанией «GM Uzbekistan» производится модель «Ravon Nexia R3», в результате чего автопром Узбекистана получил выход на рынок ЕАЭС.
Напомним, что в Костанае же базируется крупнейшее отечественное сельхозмашиностроительное предприятие –АО «АгромашХолдинг KZ», входящее вместе с ТОО «СарыаркаАвтоПром» в состав «AllurGroup». В прошлом году на площадке «АгромашХолдинг KZ» открылся завод по производству легендарных «Кировцев», производятся также зерноуборочные комбайны марки «ESSIL» и трактора «LOVOL». В уходящем году компания заключила соглашение о сотрудничестве с одним из ведущих европейских производителей сельхозтехники — «PÖTTINGER». Для этого в Костанае разворачивается локализационный центр, на базе которого будут совместно производиться посевные комплексы.
Исполнило свои обязательства по соглашению о промсборке и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», производственная площадка которого находится в Алматы. Многостороннее соглашение между МИИР, этой компанией и ТОО «СарыаркаАвтоПром» было заключено 25 декабря прошлого года с истечением срока действия 31 декабря уходящего года. Но уже в октябре на момент официального запуска предприятия ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» исполнила все обязательства по организации собственной промышленной сборки, включая операции по сварке и окраске кузова.
Самое главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что спустя пять лет после начала действия системы РОП она не только оправдала возлагавшиеся на нее надежды не только в части неуклонного проведения в жизнь новой для Казахстана политики экологической модернизации, но и стала важной составляющей индустриально-инновационного развития национальной экономики.
Стимулируя приток зарубежных инвестиций в развитие современных производственных площадок на территории Казахстана и обеспечивая поддержку локализованным производствам, она не просто защищает их от иностранных конкурентов, но и предъявляет к местным предприятиям повышенные и жесткие требования по развитию местного содержания на уровне лучших мировых стандартов.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости