Переход количественных изменений в качественные – он же второй закон диалектики Гегеля – применим и к сфере противодействия финансовым мошенничествам. В какой-то момент количество людей, которым стало известно о стандартных уловках и схемах работы кибераферистов сильно выросло. Из-за этого преступникам стало сложнее находить своих жертв.
Нашего знакомого зовут Андрей. Недавно ему позвонили, обратились с полным ФИО (фамилия, имя, отчество) и спросили не подавал ли он заявку на кредит в N-ском банке. «Да, подавал. Когда одобрят?» – сообщил он в ответ. На другом конце положили трубку.
По словам нашего героя, самым активным периодом общения с финансовыми мошенниками у него были апрель-май прошлого года. У Андрея нет достоверного объяснения с чем это связано, но из «банка», «полиции» и «налоговой службы» беспокоили регулярно.
Вряд ли у аферистов бывают сложности с базой данных, потому что номера телефонов можно взять на сайтах объявлений и в соцсетях. Наш знакомый работал и работает с достаточно широкой сетью клиентов, а потому его персональные данные при желании раздобыть не проблема.
Поскольку звонки получались частые, то Андрей при общении с преступниками пробовал экспериментировать и разнообразить диалоги. Например, когда ему сообщили, что с его счета в N-ском банке пытаются перевести крупную сумму денег, то наш знакомый сказал: «У меня вообще нет счета» – «Зачем вы обманываете?» – прозвучало в ответ. «А ты зачем обманываешь?» – поинтересовался уже Андрей и после этого трубку положили.
Однажды нашему герою позвонил реальный сотрудник банка. Этот человек тоже знал фамилию, имя и отчество клиента, но там разговор близко не похож на «заходы» со стороны аферистов. Андрей считает, что простому человеку полезно нет-нет пообщаться с настоящими банковскими работниками по телефону, в этом случае они смогут легко отличать преступников от профессиональных банковских служащих.
На словах разницу описать сложно, но манера беседы, постановка вопросов и вообще энергетика общения кардинально отличаются. Сотрудник реального банка никогда не позвонит на WhatsApp, например.
Потом звонки стали редкостью, из-за чего наш знакомый порой скучает. А то он даже пробовал заняться классификацией преступников. На основе эмпирического опыта Андрей пришел к выводу, что у финансовых мошенников существует своя специализация.
Одни занимаются «холодным обзвоном». То есть, следует звонок к случайному «клиенту» с попыткой разжиться его деньгами. Здесь все, что знают преступники – это наличие у человека телефонного номера и собственно телефона.
А вот при «теплых обзвонах» преступники располагают более подробной информацией. В каждом конкретном случае кибераферисты имеют свои собственные источники, но лично Андрей гарантирует, что одним из способов добычи персональных данных являются компьютерные игры. Если люди далеки от компьютерной игромании, то им беспокоиться не о чем, а вот кто погружен в мир «комплексных игр», тому стоит проявлять бдительность.
Сам Андрей как раз из таких «комплексников». То есть ты играешь в конкретную игрушку и доходишь до определенного уровня. Но, поскольку у компании много игровых продуктов, она высылает тебе другую свою игру, где нужно отыграть либо определенное время, либо дойти до какого-то небольшого уровня. Когда этап пройден, то геймеру открывается допуск на его любимую игрушку и он двигается дальше.
Так вот в какой-то момент Андрею пришла ссылка под видом этапной игрушки. Он стал регистрироваться и вдруг резко осознал, что сайт запрашивает неожиданно много информации по его данным. Не дав регистрации загрузиться, наш герой разорвал соединение, а потом из любопытства зашел еще раз. Во второй раз пришла нормальная игровая ссылка от компании-производителя игр.
То есть преступники создают специальные программы, которые цепляются к игровым сайтам и окно псевдорегистрации всплывает раньше, чем настоящая программа.
В общем, время сейчас такое, что бдительность нужна везде. Аналогично и с донатом. Вы думаете, что на игровом сайте покупаете себе игровой артефакт, а это сайт-клон кибераферистов, после отправки денег на котором никакой особо крутой циклоп в вашей армии не появится.
У Андрея есть знакомая, которая компьютерными играми не увлекается, зато продала полученную по наследству квартиру. Пока деньги лежали на счете, ей позвонили из «службы транзакций» и сообщили, что она «переводит» крупную сумму на Кипр. Если это не она, то нужно сказать, какой код пришел по СМС.
Это технология кибер-аферистов, при которой мошенник заходит в интернет-банк, вводит ваш номер телефона и пытается сменить пароль. Чтобы удостовериться, что это именно клиент меняет пароль, а не другой человек, банк присылает СМС-код и предупреждает: «Никому не говорите!»
Потом по алгоритму звонит преступник от имени банковского сотрудника разнообразными способами пытается узнать код. В нашем случае дама о сообщении из банка еще не знала, поскольку в телефоне было отключено звуковое оповещение об СМС-ках, зато четко усвоила, что реальный работник банка про присланный код никогда не спросит.
В общем, знакомая Андрея разорвала разговор и тут же позвонила в банк, где ее быстро успокоили, сообщив что со счетом все в порядке.
Потом женщина звонила Андрею и благодарила, потому что на одной из дружеских посиделок он под хохот собравшихся рассказывал про общение с кибермошенниками (какие вопросы задают, что он им отвечает, какие уловки используют). Дама запомнила и применила в опасной ситуации.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости