Новый генеральный директор компании в сфере утилизации автокомплектующих и управления твердыми бытовыми отходами ТОО «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев недавно заступивший на эту должность, встретился в Нур-Султане с представителями СМИ и блогосферы, чтобы подробно рассказать о деятельности инфраструктурного предприятия, развеять мифы, а где-то и умышленные выдумки относительно деятельности экологического оператора.
УТИЛИЗАЦИЯ СТАРОГО АВТОХЛАМА И ЕГО УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА
Если широко взглянуть на функционал «Оператора РОП», то можно заметить, что в структуре компании первое место пока отведено сбору и переработке так называемого автохлама – старых автомобилей и их комплектующих, которые жители наших городов привозят на многочисленные пункты приема морально устаревших автомашин.
Сегодня такие пункты приема автохлама действуют во всех областных центрах Казахстана, откуда как по кровеносным сосудам, предназначенные на металлолом авто стекаются на крупный «автоперерабатывающий» завод в Караганде.
Между прочим, за 3,5 года существования «Оператор РОП» этот завод переработал 102 тысячи вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Оказывается, программа приема старых автомобилей от населения действует по двум направлениям. Первое – прием старого авто за наличные деньги. Второе – прием автохлама за скидочные сертификаты.
В первом случае, автовладельцам выдается 150 тысяч тенге. Во втором – сертификат со скидкой на покупку другого автомобиля, но с обязательным условием – он должен быть отечественной сборки. Сертификат стартует от 315 тысяч для легковых до 750 тысяч тенге для грузовых автомашин.
Кстати, как пояснил генеральный директор компании «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев в последнее время основной тренд пошел в сторону «скидочных сертификатов»: люди стали чаще выбирать скидки на машины отечественного производства, а не живые деньги здесь и сейчас.
Например, уже на текущий момент автохлам взамен сертификата сдали 43 тысячи казахстанцев. Это он связывает с определенным повышением уровня благосостояния наших граждан, которые берут не наличные деньги сразу, а планируют покупку следующего автомобиля.
В то же время, как заметил гендиректор «Оператор РОП» Медет Кумаргалиев на стимулирование отечественного автопрома экологический оператор за три года потратил 75 млрд. тенге. Эта сумма как раз и предназначалась для выплат по скидочным сертификатам, компенсируя расходы казахстанским автозаводам.
При этом благодаря переработке 102 тысячи автомашин удалось резко сократить так называемый углеродный след от старых автомобилей, который в случае отсутствия подобной утилизации составил бы 207 тысяч тонн в год по всему Казахстану. Соответственно, за три с половиной года действия программы РОП углеродный след, существенно загрязняющий окружающую среду, превысил бы 600 тысяч тонн.
Для сравнения, целое предприятие «Арселор Миттал Темиртау» в год выбрасывает 241 тысячу тонн загрязняющих веществ. Это в настоящее время допустимый экологический выброс названного комбината. То есть, он практически сопоставим с ежегодным экологическим выбросом от старых изношенных автомобилей, разъезжающих по дорогам казахстанских городов. В то время, как наличие созданной инфраструктуры приема-сбора-утилизации подобного автометаллолома решает проблему на корню, критически сокращая выброс вредных веществ в атмосферу вплоть до «одного крупного промышленного комбината» каждый год.
Впрочем, утилизация старых автотранспортных средств, стимулирование отечественного автопрома, а наряду с этим и взимание утилизационного сбора с производителей, импортеров авто и автокомплектующих, является далеко не единственной сферой деятельности «Оператор РОП».
ОТ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ДО ПЕРЕРАБОТКИ ТБО
Второй важной нишей приложения усилий в структуре компании – экологического оператора, является развитие раздельного сбора мусора и переработка твердых бытовых отходов.
Для начала несколько цифр: за последние два года в республике было приобретено 12 тысяч контейнеров для раздельного сбора пищевых отходов и ТБО, открыто почти 150 приемных пунктов по всему Казахстану. Наиболее значимый проект – это проект в Астане-Нур-Султане, где по городу было установлено более 6 тысяч контейнеров.
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК утвердило стратегию развития «Оператора РОП» на ближайшие годы. В рамках этой стратегии предполагается внедрение полноценной иерархии раздельного сбора-сортировки-переработки-захоронения мусора в отдельных городах. Венцом проекта должно стать эпохальное событие – внедрение энергетической утилизации, когда из отходов извлекается энергия. Попросту говоря – мусоросжигающего завода.
В проектных планах «Оператор РОП» — строительство шести мусоросжигающих заводов по Казахстану. В ближайший 2020 год планируется решить вопрос по трем наиболее «выстреливающим» проектам – заводам в столице Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
Впрочем, забегая вперед, следует сказать, что компания не собирается привлекать государственные деньги, планируя осуществить проекты за счет прежде всего иностранных инвестиций. По признанию Медета Кумаргалиева, интерес к возведению трех мусороутилизационных предприятий в нашей стране уже проявили инвесторы из Германии, Франции, Южной Корее и Китая. Цена вопроса – 182 млрд. тенге.
Тем не менее, иностранные инвесторы высказывают встречное предложение о том, чтобы их приход в Казахстан с деньгами и технологиями был бы для них экономически целесообразным: в частности, по налоговым льготам, а также по введению «зеленого тарифа».
Однако, как объяснил присутствовавший на встрече директор департамента госполитики и управления отходами Минэкологии, геологии и природных ресурсов Мансур Аширбаев, для населения «зеленый тариф» составит всего 0,5 тенге, тогда как основной груз выплат по нему понесут крупные предприятия в сфере производства энергии.
В свою очередь, управляющий директор «Оператора РОП» Сергей Юрча прокомментировал ситуацию с переработкой бытовых отходов в Казахстане. По его словам, 3,5 года назад, когда компания – экологический оператор только приступал к своей деятельности в республике уровень переработки мусора не превышал 2,7 %.
Другими словами, более 97 % всех отходов жизнедеятельности в стране, включая пищевые, пластик, бумагу, стекло, электронику и металл, попросту захоранивались на полигонах.
Сейчас же удалось поправить эту статистику в лучшую сторону. Уровень переработки твердых бытовых отходов вырос в Казахстане до 13 % ежегодно, появились работающие перерабатывающие мощности в сфере малого и среднего бизнеса.
Медет Кумаргалиев подчеркнул, что компания-оператор за время своей работы выделила на программу раздельного сбора мусора, переработки ТБО и автокомпонентов – 11,5 млрд. тенге. Во многом это и изменило ситуацию. Благодаря чему количество МСБ, работающего в профильной сфере переработки отходов, составлявшее 115 предприятий, выросло до 171 компании.
Только один пример: в Петропавловске открылось предприятие «Радуга», которое вначале перерабатывало всего 2 тысячи тонн полимерных изделий. РОП начал их субсидировать, доведя переработку полимерных изделий с 2 тысяч тонн до 4 тыс. тонн годовой выработки.
Открылась новая линия по ПЭТ-флексам, где работает порядка 100 человек. Бутылок из этого сырья перерабатывается 3,5 тысяч тонн ежегодно. Компания смогла полностью «закрыть» свой регион по ПЭТ-флексам, а теперь выходит на Костанай и Кокшетау, начиная завозить сырье из этих краев.
Причем, как отмечает гендиректор «Оператора РОП» подхлестнуть мусорную переработку удалось даже без собираемого экологическим оператором тарифа.
Дело в том, что раздельный сбор мусора и мусоропереработка ТБО являлись своеобразной полезной нагрузкой предприятия, а не его обязательной составляющей, которая бы складывалась за счет аккумулирования у себя выплат по утилизационному сбору.
Так, Медет Кумаргалиев пролил свет на собираемость выплат с каждой твердой упаковки в Казахстане. Оказывается, на упаковку действие РОП распространяется, но при этом утилизационный сбор с производителей и импортеров не взимается.
Таким образом, утильсбор на упаковку планируется внедрить лишь со следующего 2020 года, с 1 января.
Интересно, что на стеклянную бутылку из-под пива утилизационный сбор составит 1 тенге, что станет самым высоким показателем среди остальных твердых упаковок. Между тем, нужно понимать, что тратится на утилизацию одной бутылки из-под пива не один тенге.
На пластмассовую бутылку – 0,12 тиынов, на бумажную и картонную тару из-под пиццы – 0,77 тиынов, на металлическую банку из-под сгущенного молока – 0,022 тиына, на упаковку молока из комбинированных материалов – 0,069 тиынов.
Получается, что до одного тенге утильсбор не дойдет ни по одной таре, кроме пивной бутылки. В то же время, учитывая, что с 2016 по сегодняшний день РОП не получал на развитие сферы раздельного сбора мусора и переработки ТБО ни одной тенге, однако проинвестировал 11,5 млрд. тенге в сортировку и переработку бытовых отходов (что позволило достичь показателя 13 % мусоропереработки в Казахстане каждый последний год), можно представить, что введение мизерного утильсбора с производителей твердой упаковки, лишь еще больше стимулирует отечественный сектор переработки твердых бытовых отходов.
Заметим также, что за три с половиной года своего развития «Оператор РОП» собрал ровно вполовину меньше тех сумм, которые сегодня приписывают ему разные источники.
Речь идет не об утилизационном сборе в более чем 400 млрд. тенге, а о 220 млрд. тенге, которые экологическая компания собрала на самом деле. Часть этих средств, как рассказывалось выше, была отправлена на поддержание отечественного автопрома, часть на развитие сегмента раздельного сбора мусора и переработки ТБО. Только налогов РОП выплатил на сумму более чем в 20 млрд. тенге.
Наконец, есть импульс и от создания предприятий по утилизации шин – особенно привлекательного сегмента для малого и среднего бизнеса. Для сравнения: до 2016 года, когда «Оператор РОП» только начинал свою работу, в Казахстане функционировало 10 шиноперерабатывающих завода. Сегодня с шинами работает уже 17 предприятий. Из них два завода было поставлено в прошлом 2018 году.
ДИВАННЫЕ ВОЙНЫ И МНОГОМИЛЛИОННЫЕ ДОЛГИ ПЕРЕД «ОПЕРАТОР РОП»
Напоследок Медет Кумаргалиев рассказал чрезвычайно симптоматичную историю, которая раскрывает подводную часть большинства хайпов и информационных войн, развязанных сегодня вокруг деятельности экологического «Оператор РОП».
«Я работаю в должности гендиректора компании всего три недели. И за это время ко мне пришли 30 руководителей разных предприятий, которые задолжали по утилизационному сбору крупную сумму денег. Разлет задолженности, которую необходимо взыскивать уже по решению судебных инстанций, составляет в основном от 50 до 300 млн. тенге. Как правило, руководители этих предприятий просили меня заключить с ними медиативное соглашение, чтобы «Оператор РОП» позволил рассчитаться по накопленным ими долгам в течении удобного им срока – предлагали обычно срок в три года», — поведал Кумаргалиев.
«Однако судебные решения по ним уже вынесены, идут исполнительные производства и мне непонятно, как я могу повлиять на этот процесс, да и почему должен идти навстречу компаниям, которые злостно не платили утилизационный сбор как это делали все остальные. И, наверняка, я предполагаю с большой долей уверенности, кто-то из этих руководителей завтра наймет блогеров и экспертов, которые начнут кричать о том, что «Оператор РОП» погубил это предприятие, что мы душим бизнес и разрушаем экономику страны», — продолжил он.
«Найдутся такие диванные аналитики и политологи. Но мы со своей стороны готовы будем отвечать руководителям таких предприятий, стоящих за этими «экспертами». Причем, отвечать на любой площадке – хоть в СМИ, хоть в суде», — добавил Медет Кумаргалиев.
Автор:
Инфраструктурные ведомости