Три принципа руководителей новой категории: быть прагматиком, уметь проводить локальные реформы и не вымогать «гешефт» у иностранных инвесторов
У нынешнего руководства Минсельхоза есть одна особенная черта, которая позволяет ему достигать очень неплохих результатов. При каждом удобном случае, я советую своим коллегам обратить на нее внимание. Слава богу, нет такой «звездности», которая переходит в «бронзовость», а вместо них присутствует определенная логика и последовательность действий. Это очень важно, потому что нужно уметь держать на контроле хотя бы несколько приоритетных вопросов и еще больше – разных мелочей. Контролировать как «прошлое», так и «будущее».
ЗАРАБОТАТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ
Рекомендую присмотреться к персоне министра сельского хозяйства РК Сапархана Омарова – человека достаточно простого и неизбалованного. Будучи знаком с ситуацией, скажу, что как раз эти качества помогают ему помочь отрасли. Хорошо, когда ранее не сильно «засвеченный» менеджер становится большим руководителем: иногда это в реальности идет на пользу, потому что он начинает думать не о собственной выгоде, а о том, как бы проявить себя, старается что-то сделать, цепляется за всякий шанс, потому что, как бы высокопарно это не звучало, хочет «остаться в истории».
Сейчас, как мне кажется, в правительстве имеется три-четыре таких министров «нового призыва» — относительно новых, не запятнавших себя руководителей, которые стараются грести изо всех сил, чтобы «остаться в истории» с положительной оценкой. Символично, что как раз такой тип руководителей наиболее востребован в наш новый транзитный период.
Помимо главы МСХ Сапархана Омарова, я бы выделил здесь министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, а также министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева.
В чем тут секрет. Ну, во-первых, министры новой формации, не обладают столь повышенной брезгливостью и ревностью, которая блокировала бы любое здравое начинание или проект. Например, не думают: раз его зарождал и вел кто-то другой, а мне подавай только «свое» и «эксклюзивное», значит я ничего не стану продолжать. Если прагматизм диктует обратное, что можно подхватить и доработать, то почему бы так не поступить.
Во-вторых, наконец приходит понимание: что такое настоящие реформы. Это не значит, что нужно обязательно все порушить, а на месте разрушенного воздвигнуть что-то совершенно новое, неизвестно как функционирующее. Реформы, способные поменять жизнь целых сегментов и страт нашего общества к лучшему – это иногда точечные изменения в законодательство, над которыми следует постоянно работать и продвигать.
В-третьих, министр новой формации не ищет постоянно материального вознаграждения от взаимодействия с иностранными инвесторами. К сожалению, такое бывает и лишь тормозит весь рабочий процесс: когда тот или иной руководитель, которому не предложили гешефт иностранные инвесторы, берет и блокирует сделку. Ведет себя индифферентно, почти сонливо на переговорах с иностранным бизнесом, быстро сворачивает разговор, торопится уйти.
Напротив, там, где имеется материальная заинтересованность, начинает чрезвычайно энергично продвигать какой-нибудь спорный проект.
ПОДОБРАТЬ ИНСТРУМЕНТ
Накануне, я поделился статьей о серьезной победе зачинателя проекта по привлечению крупного стратегического инвестора в отечественную мясопереработку — Kusto Group известного казахстанского предпринимателя Еркина Татишева. Вначале года он стартовал с переговоров в США с гигантом в производстве и переработке говядины компанией «Tyson Foods». Синхронно начал вести переговорный процесс с американским производителем ирригационного оборудования «Valmont».
Его идеи поддержал глава Минсельхоза Сапархан Омаров, который в последующем выстроил взаимодействие с инвесторами таким образом, чтобы отрабатывать два этих конкретных «кейса», по которым уже имелись существенные подвижки. Были соответствующим образом выстроены загранкомандировки и дальнейшая работа по «приземлению» этих инвесторов в Казахстане.
В результате, премьер-министр Аскар Мамин накануне отправился в США, чтобы лично подписать соглашения с двумя стратегическими американскими инвесторами в отраслях переработки животноводческой продукции и орошаемого земледелия.
А незадолго до этого глава государства Касым-Жомарт Токаев совершил официальный визит в Германию. Между прочим, одним из крупных стратегических инвесторов в Казахстан с немецкой стороны должна зайти компания – один из мировых брэндов сельскохозяйственной техники CLASS. Вероятно, уже в 2020 году начнется строительство большого завода по производству и выпуску агромашин CLASS в Петропавловске.
Будучи в составе делегации министр сельского хозяйства Сапархан Омаров подписал совместное заявление о принятии Немецкого аграрного центра (НемАЦ) под патронаж Ассоциации устойчивого развития современных сельскохозяйственных методов и технологий в Казахстане (АМТК).
Так вот, Немецкий аграрный центр будет теперь сотрудничать с НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (НАНОЦ) – структурное подразделение Минсельхоза, объединяющее ведущие аграрные ВУЗы и научно-исследовательские институты страны. В частности, Немецкий аграрный центр возьмет под шефство «Кокшетауское опытно-производственное хозяйство».
Параллельно с этим, Минсельхоз все-таки решил застарелую проблему, к которой никто не хотел или не знал, как подступиться. Десятилетиями у нас только и твердили о том, что молодежь необходимо обеспечить работой в сельской местности или хотя бы заинтересовать с материальной точки зрения ехать и работать в село. Но дальше общих слов дело не сдвигалось.
Любопытно, что этот порядком набивший оскомину вопрос пылился на верхних полках министерств и ведомств, также как без движения находился в парламенте пакет поправок в национальное законодательство, касающийся изменений в агропромышленном комплексе.
Так, одной из новелл этого пакета стало то, что теперь выпускники аграрных вузов, обучающиеся по квоте для сельской молодежи, с 2020 года будут обязаны отработать три года в сельской местности. Закон об этом уже подписан президентом Токаевым в конце октября.
Норма придумана толковая, потому что раньше часто говорилось о том, что чуть ли не всех выпускников аграрных ВУЗов необходимо заставлять добровольно-принудительно отрабатывать в глубинке после получения дипломов. Сейчас же акценты расставлены правильно: в сельскую местность по выпуску поедут лишь те, кто и прошел по сельской квоте. То есть, попадание в сельскохозяйственное высшее учебное заведение с последующим получением диплома востребованного специалиста для них уже сродни большому празднику, ведь люди не избалованы городской средой. А значит никаких имманентных противоречий с обязательной отработкой где-нибудь в фермерском хозяйстве у них возникать не будет.
Более того, согласно тем же поправкам Минобразования и науки предписано передать Минсельхозу право формировать объем государственного образовательного заказа на подготовку специалистов по сельскохозяйственным специальностям.
Чем не точечные реформы по принципу правильно подобранного инструмента, которые могут иметь далеко идущие положительные последствия.
Валерий СУРГАНОВ
Автор:
Фермерские ведомости