Напомню, что накануне Астану посетила французская делегация глав сельскохозяйственных ассоциаций. Они встречались с вице-премьером нашего правительства – министром сельского хозяйства РК Умирзаком Шукеевым.
Среди гостей из Пятой республики был и бывший почетный президент Международного эпизоотического бюро (МЭБ) Бернар Валла. Сейчас г-н Валла является у себя на родине президентом Федерации специалистов колбасных изделий и переработки мяса (FICT).
Бизнесмены Франции, видя, что в Казахстане бурными темпами идет развитие животноводства, приняты мощные стратегические программы по мясному и молочному направлению разведения крупного рогатого скота, не желают оставаться в стороне.
Им тоже есть что предложить: например, свои мясные породы КРС – Лимузин, Шароле и Обрак. Другое дело, что структура стада мясного крупного рогатого скота в Казахстане, в принципе, уже сформирована. Первое место с большим отрывом по симпатиям фермеров занимают быки и маточное поголовье Казахской Белоголовой, вторым по частоте разведения является Черный Ангус, третьим – Герефорд, четвертой – Аулиекольская порода мясного скота.
Более того, отечественный крупный бизнес (племенные репродукторы и откормочные площадки) уже достаточно закупился за рубежом у своих партнеров из США, Канады и Австралии, импортировав в страну маточное поголовье и быков-производителей высшей категории Ангусов и Герефордов. Так что этот этап развития мясного животноводства уже пройден. Сейчас реализуется второй, когда стоит вопрос о завозе в Казахстан маточного поголовья товарного крупного рогатого скота из ближнего зарубежья. Причем это, получая кредиты от дочерних структур холдинга «КазАгро», делают малые профессиональные фермеры, емкостью хозяйств от 100 до 200 голов.
Поэтому, французскому бизнесу будет не просто вклиниться в уже сформировавшуюся структуру мясного стада нашей страны. Да, безусловно: Обрак, Шароле и Лимузин – породы чрезвычайно интересные. Мало того, Лимузин и Шароле остаются рекордсменами по мышечной массе быков. Если французские «Лимузины» могут достигать и превосходить одну тонну в весовой категории, то Шароле способны достигать – 1,6-1,7 тонн живого веса. Кстати, на базе французской Шароле выведена наша Аулиекольская порода мясного КРС, экстерьером почти полностью напоминающая своих гигантов-прародителей. У нее имеется и свой «минус»: при больших габаритах новорожденных детенышей, затруднен отел, но все же – европейские гурманы предпочитают употреблять в пищу изысканное мясо кремовых Шароле и красно-бурых Лимузинов.
Произошло естественное разделение мировых рынков: в Северной Америке (США и Канаде) предпочитают в основном Ангусов; в Южной Америке (Уругвай, Бразилия, Аргентина) любят Герефордов, в Австралии обожают и тех и других, а в Европе уважают Шароле и Лимузинов.
Исторически сложилось так, что казахстанский крупный бизнес договорился и нашел каналы поставок из США, Канады и Австралии. А потому не удивительно, что к нам пришло большое поголовье Ангусов и вдвое меньшее Герефордов. И практически совсем не зашло поголовье мясных Лимузинов, Шароле и Обраков.
Для сравнения: к нам с 2009 по 2016 год включительно «приехало» 31 тысяч 712 голов чистопородных Ангусов и 14 тысяч 666 голов породистых Герефордов. При этом, французские породы КРС мясного направления заехали к нам всего в количестве 1 тыс. 592 головы – причем, все три вместе взятые. Даже лидера поголовья мясного крупного рогатого скота – Казахскую Белоголовую при общем количестве в 250 тыс. 094 головы к 2017 году, за эти годы завезли и того больше – 4 тысячи 335 голов.
Разница, как говорится, налицо. То есть, крупногабаритные Лимузины и Шароле, а также крепкие, напоминающие буйволов Обраки, как-то не «зашли» нашим фермерам. Но это не значит, что развивать эти породы КРС нам не интересно. Напротив, в разнообразии и диверсификации стада и заключается потенциал мясного животноводства. Вопрос лишь в том – как французский бизнес сможет изменить и диверсифицировать наше мясное поголовье: просто продавая нам маточное поголовье и племенных быков-производителей или вкладывая свои инвестиции в племенные хозяйства Казахстана и развивая совместный бизнес с казахстанскими партнерами?
Насколько нашей стороне теперь будет интересно просто покупать племенных быков и телок, пусть даже и руководствуясь соображениями о породном преобразовании (французские мясные породы КРС отлично подходят для скрещивания и выведения новых пород скота). Ведь мы уже прошли первоначальный этап закупа чистопородного скота за рубежом и сейчас хотим развиваться дальше – расти и привлекать инвестиции, с тем чтобы они быстрее толкали наше животноводство на экспортные рынки.
А потому, бизнесмены из Франции и наш Минсельхоз обсуждают сегодня именно новые грани сотрудничества, взаимовыгодного обеим сторонам. Нам бы не помешали морозоустойчивые, могучие и прекрасно подходящие для породного преобразования виды мясного скота. Но мы бы хотели пойти дальше простых сделок купли-продажи, основываясь на видении долгосрочного и стратегического партнерства, инвестиций и развития бизнеса.
И тогда кремовые гиганты Шароле, красно-бурые красавцы Лимузины и буйволята Обраки, действительно, смогут заполонить казахстанские просторы бескрайних пастбищ.
Автор:
Фермерские ведомости