Недавно спикер Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин публично раскритиковал такую структуру – вроде бы частную, но сидящую на государственных харчах, как «Казцентр ЖКХ». Он удивился количеству сотрудников, особенно в руководящих звеньях, которые гроздьями облепили эту квазигоскомпанию. Вот что он сказал:
«О центре модернизации работы ЖКХ. Господин Джиенбаев (Нурсултан Джиенбаев — председатель правления АО «КазЦентр ЖКХ»), в функции вашего центра входит и подготовка кадров (управляющих КСК). Деятельность центра, откровенно говоря, вызывает много вопросов. Он создан со 100-процентным участием государства в 2010 году». По вашему штатному расписанию – 97 сотрудников. Не каждый госорган имеет такой состав. Председатель правления, заместитель, заместитель, заместитель… Да у вас замов больше, чем у премьер-министра! Впечатляют там и зарплаты сотрудников. Это вроде бы частная вещь, но когда это за счет государства, наверное, нужно и в этом разобраться. Зарплата в центре составляет от миллиона тенге у первого руководителя, до 250 тысяч у рядовых сотрудников. Казалось бы, чего не работать с такой зарплатой, с таким аппаратом. Но, я думаю, мало кто слышал, что вообще существует такой центр. Вам предстоит доказать свою состоятельность и свою востребованность в сфере ЖКХ. Главной вашей обязанностью будет повышение квалификации управдомов».
Очень, кстати, емкая критика, позволяющая вычленить сразу один важный элемент – почему, имея столь мощный потенциал по финансовым и человеческим ресурсам, этот центр не только не стал локомотивом решения проблем жилищно-коммунального хозяйства в стране, но и никак не заявил о себе. «Мало кто слышал, что вообще существует такой центр», — на мой взгляд, самые правильные слова Нигматулина, характеризующие современную казахстанскую драму: деньги есть, люди тоже, материально-техническое оснащение, «удобства», наконец – все имеется и присутствует, а работы не видно.
Тем более, как выясняется «Казцентр ЖКХ» существует уже 10 лет – с 2009 года, если быть точным. То есть, срок просто колоссальный. За это время можно было бы превратить эту структуру в могучий мозговой центр, замкнувший бы на себя решение всех задач в жилищно-коммунальной сфере, было бы желание и должное управление.
Любопытно было узнать, что этот «Казцентр модернизации ЖКХ» с самого начала его возникновения в 2009 году, а затем со второй половины 2011 по середину 2013 года возглавлял один известный критик Министерства сельского хозяйства, создавший себе имидж «лучше всех знающего как правильно реформировать АПК». Не берусь судить, сколько у него было замов и советников, денежных ресурсов и возможностей, но, судя по всему, и ему не удалось сделать так, чтобы широкая общественность узнала, что существует такой центр. А это значит, что ни реформировать ЖКХ, ни повлиять на этот процесс АО «Казцентр модернизации и развития ЖКХ» за 10 лет не смог, кто бы его не возглавлял.
С не меньшим интересом открыл для себя, что «главный эксперт по сельскому хозяйству Казахстана», после управления в «Казцентре ЖКХ» в течении трех лет возглавлял некое объединение юрлиц «Национальная палата ЖКХ и строительства РК». Вообще, для меня это понятно: прежнее место работы может сильно влиять на человека и не желая расставаться с накопленным багажом и наработанным опытом, а пытаясь преобразовать его в нечто полезное, он идет по проторенному пути. Вот только не нужно путать красивые популистские лозунги с настоящим талантом и искусством – уметь брать на себя ответственность и всю полноту реальной власти, грамотно распоряжаясь вверенными ресурсами.
Потому что вся новейшая и не очень история и не только Казахстана пестрит людьми, которые умели хорошо складывать буквы в слова, а слова в предложения, но как только доходило до реальных дел и реформ, они сразу же пасовали, совершали серьезные ошибки, наламывали дров или самоустранялись. Потому что говорить и писать «красивые лозунги» это не то же самое, что воплощать эти «красивые лозунги» в жизнь.
Взять хотя бы тот же Минсельхоз. Нравится кому-то прежнее руководство (я имею в виду Умирзака Шукеева и его команду) или не нравится, но многие вдумчивые люди признают сегодня тот факт, что это руководство внедрило, действительно, работающую серию отраслевых программ. Давайте, посмотрим, объективно: сам новый президент, глава государства Касым-Жомарт Токаев как человек и управленец, обладающий большим опытом, стратегическим мышлением и способностью разбираться в людях и том, что они производят, сразу же распознал потенциал, заложенный в комплексном плане действий Минсельхоза в бытность Шукеева министром. Не даром, он поручил новому министру сельского хозяйства Сапархану Омарову продолжать принятый курс, обеспечив преемственность прежнего вектора развития АПК, начиная с семеноводства, обновления сельхозтехники, плана орошения земли, мясного животноводства, в том числе интенсивного и выхода казахстанской сельхозпродукции на экспорт.
То есть, нравится кому-то или нет, но даже самые упертые критики не могут не признать, что нынешний Минсельхоз продолжает жить и работать по тем программам, которые были приняты в период правления Умирзака Шукеева. Все интеллектуальное обеспечение, разработанные и принятые планы развития в аграрном ведомстве остались прежними. Новых просто нет, да это и хорошо для современного Казахстана, госаппарат которого был отчаянно замордован бесконечной сменой векторов и ориентиров, отменой одних недореализованных программ и принятием новых абсолютно взаимоисключающих.
Забавляет и то, что те же персоны пытаются как-то высмеять или обесценить работу Шукеева уже на новом посту – акима Туркестанской области. Хотя опять же если ознакомиться с их биографией, то и они занимали не последние места в областных акиматах. Например, в ранге заместителя акима Карагандинской области в бытность управления регионом Серика Ахметова. Да, да, того самого, который впоследствии был приговорен к реальному сроку заключения по обвинению в коррупции. Причем факты, которые легли в основу обвинительного заключения и приговора Ахметову касались его деятельности именно на посту акима Карагандинского региона.
Разумеется, заместитель за своего акима или министра не отвечает, как далеко не всегда за своего зама должен нести ответственность министр или аким. Кто повращался во властных коридорах, понимает, о чем я. Но раз уж пошла такая свадьба, то, давайте, послушаем, например, компетентное экспертное мнение о периоде правления в акимате Карагандинской области Серика Ахметова с 2009 по 2012 годы. Что было сделано, какие планы и проекты удалось реализовать, как преобразился регион и сама угольная столица, какое наследие после себя оставило руководство самой большой области за эти три года.
Мне, к примеру, было бы очень интересно узнать не только о достижениях АО «Казцентр модернизации и развития ЖКХ», что называется, в динамике, но и об успехах управления индустриально-промышленным регионом на стыке десятилетия.
Но услышим ли мы об этом, вот в чем вопрос…
Автор:
Культурологические ведомости