Вчера на отчетной встрече вице-премьера правительства — министра сельского хозяйства Казахстана Умирзака Шукеева с населением меня поразили слова одного предпринимателя, который предложил Минсельхозу продумать вопрос субсидирования «маркетинговой», «рекламной» деятельности бизнеса, в том числе через СМИ, для продвижения своей продукции.
С одной стороны, радует, что и наш бизнес, наконец, осознал непреложный закон мировой торговли: «главное — не произвести, главное — продать!». С другой стороны, смущает то, что вывод из него сделан ну совсем «по-нашему»: государство должно чуть ли не в ручном режиме выстраивать маркетинговую и рекламную кампанию частных производителей, выделяя деньги им же на продвижение собственных брендов.
Мне сразу пришло в голову: а может государство за бизнес само будет придумывать слоганы и логотипы, писать сценарии и снимать видео-рекламы. Ведь это уже слишком лихой крен в патернализм. Тут же вспомнились ироничные слова самого Шукеева, которые он не раз повторял на разных совещаниях с фермерами, которые перегибали палку с просьбами субсидий буквально на каждый шаг: «А может, давайте, государство возьмет все ваши расходы на себя, а вы только прибыль получать будете!».
Так, конечно, не делается. Во всем мире, маркетологи — самая востребованная и высокооплачиваемая профессия. Зачастую, главный по маркетингу занимает пост одного из вице-президентов компаний. А бюджеты на рекламу и на разное продвижение выпускаемого товара доходит, а иногда и превосходит 50-процентную отметку.
У нас же, я смотрю, до сих пор даже самые известные производители того же молока, видимо, не в курсе, что нужно хотя бы вкладываться в упаковку, делать ее привлекательной и конкурентноспособной. Ведь иногда казахстанские товары можно сразу узнать благодаря бедной и незамысловатой упаковке, на которую просто пожалели денег.
И, похоже, что мы до сих пор находимся в плену мифа о том, что главное — это все-таки произвести, а продать как-нибудь само получится. Возможно, поэтому и возникают предложения о том, чтобы государство «помогло продать», вложив деньги в раскрутку и продвижение товаров частных фирм.
На сей счет вчера хорошо ответил ответственный секретарь Минсельхоза Асылжан Мамытбеков. Он пояснил, что такого, конечно же, не будет. У государства есть строго очерченный контур: да, оно может и должно блокировать продажу на своей территории контрафактной, явно поддельной продукции по низким демпинговым ценам, помогая тем самым добросовестным предпринимателям. Оно может организовать международные выставки, где наш бизнес будет рекламировать свою продукцию и договариваться с партнерами. Но платить субсидию бизнесу за то, чтобы он рекламировал свой товар – это уже слишком. Есть то, что наш бизнес в кои-то веки должен научиться делать сам.
Автор:
Фермерские ведомости