Новость о том, что Казахстан успешно согласовал или находится на стадии завершения переговоров по согласованию точечных требований со странами Ближнего Востока об экспорте нашей сельхозпродукции, в том числе мяса говядины и баранины, является логическим финалом тех обещаний, которое руководство МСХ давало год назад.
Тогда, напомню, одним из приоритетных направлений экспорта продукции казахстанского агропромышленного комплекса (АПК), в частности нашего животноводческого кластера, называлось сразу несколько регионов мира.
Во-первых, это страны Юго-Восточной Азии. Прежде всего, Китай с его необъятным внутренним рынком говядины, баранины и свинины. С потребностью в импорте к 2026 году по мясу говядины в 1 млн. 209 тыс. тонн и по мясу баранины в 232 тыс. тонн. И Вьетнам с запросами по импорту говядины в 834 тыс. тонн красного мяса на ближайшие семь лет.
Во-вторых, это государства Ближнего Востока: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Иран, чьи рынки постоянно открыты для импорта баранины и говядины, особенно в живом и замороженном виде. Например, Саудовская Аравия в перспективе нескольких следующих лет готова будет выходить на мировой рынок, покупая свыше 100 тыс. тонн говядины и более 200 тыс. тонн баранины, причем мясо баранов саудиты будут завозить преимущественно в живом виде. А импортная емкость рынка Ирана только по говядине в ближайшей перспективе составит 190 тыс. тонн мяса.
Во-третьих, это наши партнеры и соседи как по Евразийскому экономическому союзу, так и Центральной Азии. Отмечу, что как раз большая часть из прошлогоднего рекордного экспорта казахстанского мяса за рубеж, а это в основном говядина, баранина, мясо птицы и немного свинины, сформировавшие 32 тысячи тонн, ушли в Россию и Узбекистан.
В этом же году «палитра» стран-покупателей будет значительно расширена, как за счет ожидаемого открытия китайского рынка для нашей говядины, так и резкого увеличения поставок баранины и говядины в регион Ближнего Востока.
Так вот, по итогам переговоров специалистов ветеринарных служб Минсельхоза Казахстана с их коллегами из Саудовской Аравии был подписан ветеринарный сертификат на экспорт казахстанского крупного и мелкого рогатого скота для убоя и разведения.
Более того, еще ранее ветеринарная служба Королевства Саудовской Аравии сняла ограничения на поставки всей линейки казахстанской животноводческой продукции.
К тому же, нашим Минсельхозом уже согласованы ветеринарные сертификаты с Ираном на поставку баранины, говядины, куриного яйца, субпродуктов мелкого рогатого скота (МРС), племенного и беспородного поголовья овец и баранов.
Параллельно, переговорщики из нашего аграрного ведомства добились «зеленого света» для прохода отечественной продукции животноводства на рынок Объединенных Арабских Эмиратов. Например, мы договорились с Эмиратами о продаже им казахстанской говядины, баранины, мяса птицы и пищевого яйца, а также племенных и беспородных живых быков и телок, баранов и овец.
Синхронно представителями нашего МСХ согласуются последние оставшиеся нюансы с Иранской ветеринарной службой для получения ветеринарного сертификата на крупный рогатый скот для убоя, который будет поставляться казахстанскими откормочными площадками на иранские мясоперерабатывающие заводы.
В стадии подготовки находятся ветеринарные сертификаты на экспорт говядины, баранины и живого КРС из Казахстана в Королевство Оман.
Напомню и тот занимательный факт, что до успешного завершения переговоров с Саудовской Аравией, эта страна омываемая водами Персидского залива, имела определенную сложившуюся структуру импорта живого крупного рогатого скота из ОАЭ и африканского Сомали, а мороженную и охлажденную говядину саудиты завозили из Индии (!) и Пакистана.
Что касается мелкого рогатого скота, который в основном завозился на Аравийский полуостров в ритуальных целях, то живых овец и баранов им продавали другие мусульманские страны – как правило, африканские Судан и Сомали, а также Иордания с Ближнего Востока. Охлажденную и замороженную баранину в Саудовскую Аравию завозили Австралия и Новая Зеландия, Индия и Пакистан.
Если говорить о саудовском рынке живых овец более детально, то Судан закрывал ни много ни мало 69 % поставок живого МРС в Аравию, Сомали – 18%, Иордания – 9 %.
Теперь же суданцам, сомалийцам и иорданцам, похоже, придется потесниться.
Примечательно и то обстоятельство, что именно ОАЭ продавали саудитам живых быков, закрывая импорт живого племенного и беспородного КРС в Саудовскую Аравию на целых 66 %. Остальные 44 % быков и телок на разведение и убой в Королевство доставлялись из Африки, из не самого благополучного государства, славящегося своими пиратами – Сомали.
Но, похоже, что и здесь им придется серьезно подвинуться.
Автор:
Фермерские ведомости