Если обратиться к опыту ключевых партнеров Казахстана по Евразийскому экономическому союзу, то их опыт финансовой поддержки производителей сельхозтехники заметно отличается от механизма, заложенного в отечественную программу ее льготного лизинга.
РОССИЯ И БЕЛАРУСЬ СТАВЯТ НА БЮДЖЕТ
К примеру, в России с 2013 года реализуется «Программа № 1432» по субсидированию местных производителей такой техники. Старт ей дало постановление российского правительства № 1432 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники».
Согласно условиям этой госпрограммы, она охватывает производителей сельхозтехники, зарегистрированных на территории России не менее трех лет назад, имеющих полный цикл производства, а также дилерскую и сервисную сеть не менее чем в 40 регионах этой страны.
В 2013 году таких предприятий-производителей было 16, в 2018 году их насчитывалось уже свыше 70 в 37 субъектах РФ. Источником же субсидий был определен федеральный бюджет. При этом было введено региональное ограничение на суммарный объем субсидий предприятиям, реализовавшим технику сельскохозяйственным товаропроизводителям одного субъекта РФ, — 5 % от общего объема бюджетных ассигнований, выделяемых государством в рамках «Программы 1432».
Первоначальный размер компенсации был установлен в размере 15 % от цены сельхозтехники, а с июня 2015 года – от 25 до 30 % в зависимости от региона сельхозпроизводства.
Помимо видов сельхозтехники, на которые предоставляются субсидии производителю, были установлены также предельные размеры субсидий по каждому ее виду, общий объем субсидий, предоставляемых производителю в зависимости от численности персонала, участвующего в производстве такой техники, перечень критериев, которым должен соответствовать ее производитель, и перечень технологических операций, осуществляемых им при производстве сельхозтехники.
За первые годы действия госпрограммы в 2013-2016 годах сумма предоставленных субсидий превысила 18,4 млрд. рублей, что позволило дополнительно поставить сельхозпроизводителям техники на сумму 81,5 млрд. рублей.
Однако весной 2017 года тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ от 4 марта № 261, согласно которому были снижены размеры субсидий и скидок из-за ограниченности бюджетных средств и возможности расширения списка участников программы – российских производителей сельхозтехники.
Тем не менее, ожидалось, что до 2021 года на программу будет выделяться не менее 15 млрд. рублей ежегодно.
В октябре 2020 года российский премьер-министр Михаил Мишустин в ходе посещения комбайнового завода «Ростсельмаш» пообещал расширить «Программу 1432» с принятием заодно мер поддержки экспорта российских производителей.
Однако в реальности как раз в 2020 году финансирование этой госпрограммы заметно снизилось – до 10 млрд. рублей с 14,5 млрд. рублей в 2019 году. На 2021-2023 годы планировалось выделить в общей сложности порядка 37 млрд. рублей или в среднем 12 млрд. рублей ежегодно. Но из распоряжения, подписанного г-ном Мишустиным в декабре прошлого года, выяснилось, что на эту программу на текущий год выделяется примерно 9,5 млрд. рублей.
Правда, были утверждены правила получения субсидий на разработку и выпуск новых видов сельхозтехники, которые покроют до 60 % затрат на модернизацию производств, разработку и выпуск новой продукции, включая расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовление опытных образцов, макетов и стендов, аренду необходимого оборудования.
Срок реализации проектов по модернизации производства не должен превышать пяти лет, а проектов по созданию новой продукции – восьми лет. Субсидии на них будут предоставляться в течение не более двух и трех лет соответственно.
Но ранее появилась информация, что с 1 января 2020 года в России планируют приостановить «Программу № 1432» и перейти к системе льготного лизинга с господдержкой для аграриев. Однако это намерение встретило решительное сопротивление как машиностроителей и аграриев, так и депутатов Госдумы.
Противники напомнили о поручении российского президента Владимира Путина продолжать «Программу № 1432» как минимум 5 лет, и о неоднократных заявлениях г-на Мишустина об успехах ее реализации.
Высказывались и опасения относительно монополизации рынка агролизинга, так как в России нет достаточного количества лизинговых компаний с разветвленной сетью представительств в регионах.
Как бы то ни было, данные российского Минсельхоза показывают, что за время действия «Программы № 1432» доля импортной сельхозтехники в общем ее количестве не снизилась, а выросла! По тракторам с 63,3 % в 2013 году она поднялась до 70,7 % в 2020 году, зерноуборочным комбайнам – с 17,4 % до 26,2 %, кормоуборочным комбайнам – с 21,6 % до 22,5 %.
При этом наблюдался бурный рост российского аграрного машиностроения, а ряд ведущих мировых производителей сельхозтехники — «John Deere», «Case New Holland», «Claas» и другие – создали в этой стране собственные сборочные локализованные производства.
На бюджетные средства в конечном итоге опирается и развитие отечественного производства сельхозтехники в Беларуси. В постановлении Совета министров этой страны от 11 марта 2016 года № 196, которым утверждена госпрограмма развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, в ее шестой подпрограмме «Техническое переоснащение и информатизация агропромышленного комплекса» прямо указывается – финансирование мероприятий будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, кредитов, в том числе на льготных условиях.
Правда, говорится также о средствах инвесторов и собственных средствах сельскохозяйственных организаций. Формально же упор в финансировании мероприятий этой подпрограммы был сделан на банковском кредитовании (почти 3,0 млрд. тенге), тогда как по линии республиканского бюджета через министерство сельского хозяйства и продовольствия предусматривалось 5,4 млн. рублей, а по линии местных бюджетов Витебской, Минской и Могилевской областей – 8,9 млн. рублей.
Но в реальности же за кредитами опять-таки стояли бюджетные ресурсы. В программе предписывалось компенсировать из бюджета банкам и открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» потери по кредитам, предоставленным для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения производственных объектов агропромышленного комплекса.
Соответствующие средства на выплату компенсаций банкам при разработке проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год должны были предусматривать министерства финансов, сельского хозяйства и продовольствия, управление делами президента, госконцерны пищевой промышленности «Белгоспищепром» и по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы и Минский горисполком.
Более того, предусматривалось и субсидирование субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, на уплату процентов за пользование кредитами в соответствии с решениями президента Беларуси, правительства, местных исполнительных и распорядительных органов.
Схожая финансовая схема заложена и в другую госпрограмму – развития машиностроительного комплекса Беларуси на 2017-2020 годы, утвержденную постановлением Совмина 7 августа 2017 г. № 588. В ней сельхозтехника проходит по подсекции CK «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», а ключевыми предприятиями, осуществляющими этот вид экономической деятельности, выступают «Минский тракторный завод» и «Гомсельмаш».
В основном и здесь упор делается на кредиты банковского сектора. На момент принятия госпрограммы по имевшимся бизнес-планам инвестиционных проектов на ее реализацию предполагалось направить 4,9 млрд. рублей, из которых 3,3 млрд. рублей приходилось на банковские кредиты, 0,8 млрд. тенге – на республиканский бюджет, собственные средства организаций – 0,7 млрд. рублей.
При этом на компенсацию потерь банков по кредитам предусматривалось почти 0,7 млрд. рублей. Учитывая, что по размеру активов и капитала в Беларуси доминируют государственные банки, занимающие примерно 70 % рынка, то фактически государство как их собственник просто перекладывает деньги в них из бюджета, снижая тем самым объем прямого субсидирования производства сельхозтехники.
УЗБЕКСКИЙ РЕЦЕПТ – КЛАСТЕР И КАДРЫ
В регионе Центральной Азии явно взялся за укрепление своих позиции на рынке сельхозтехники Узбекистан, не входящий в ЕАЭС, но уже добившийся немалых успехов в экспансии продукции своего автопрома на рынки Казахстана и других постсоветских государств.
31 июля 2019 года президент Шавкат Мирзиеев подписал постановление № ПП-4410 «О мерах по ускоренному развитию сельскохозяйственного машиностроения, государственной поддержке обеспечения аграрного сектора сельскохозяйственной техникой».
В нем ставилась задача поднять уже в прошлом году до 60 % уровень локализации производства такой техники и довести до 30 % в 2025 году долю ее экспорта.
Меры господдержки включали предоставление субсидий в 2019 — 2023 годах в размере 15 % стоимости сельхозтехники отечественного производства при приобретении ее предприятиями аграрного сектора с требованием уровня локализации производства не менее 25 %, и компенсацию 80 % транспортных расходов за перевозку комбайнов для оказания услуг за рубежом.
Министерству финансов Узбекистана предписывалось в месячный срок разместить в коммерческих банках и обеспечить эффективное освоение средств в эквиваленте $50 млн. в национальной валюте с целью совершенствования системы кредитования закупок и предоставления в лизинг отечественной сельскохозяйственной техники, а также направить необходимые средства в размере 60 млрд. сумов в 2019 году.
В последующие годы финансирование мероприятий госпрограммы предусматривалось по мере потребностей. Министерство инвестиций и внешней торговли вместе с Агентством по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения предписывалось обеспечить выделение по заявкам коммерческих банков средств в эквиваленте $60 млн. в национальной валюте за счет льготных кредитных линий для финансирования закупок сельскохозяйственной техники отечественного производства в 2019-2020 годах.
Кроме того, совместно с министерством сельского хозяйства они должны были привлечь недорогие кредитные ресурсы из-за рубежа для совершенствования системы поставки необходимой техники сельскохозяйственным производителям путем лизинга, обеспечив при этом одинаковую конкурентную среду для всех лизинговых предприятий.
Одобрение получило также предложение АКБ «Асака» и АКБ «Агробанк» о привлечении льготных кредитных линий международных финансовых институтов и зарубежных коммерческих банков в размере $60 млн. для финансирования предоставления отечественной сельскохозяйственной техники в лизинг и кредит.
Поскольку новая производительная сельхозтехника требует кадры с соответствующей подготовкой, то президентом Узбекистана был утвержден перечень профессиональных колледжей, закрепляемых за высшими образовательными учреждениями по направлениям: механизация сельского хозяйства, сельскохозяйственное машиностроение, эксплуатация сельскохозяйственной техники и технический сервис.
На базе колледжей по заявкам работодателей за счет средств Государственного фонда содействия занятости организуются центры по повышению квалификации и переподготовке работников по направлениям механизация сельского хозяйства, сельскохозяйственное машиностроение, эксплуатация сельскохозяйственной техники и технический сервис.
При этом подготовка кадров осуществляется сроком до двух лет по дневной, вечерней и заочной форме обучения исходя из сложности профессий и специальностей.
Получило «добро» предложение министерств высшего и среднего специального образования, экономики и промышленности о приеме на учебу в ВУЗы на направления механизация сельского хозяйства, сельскохозяйственное машиностроение, эксплуатация сельхозтехники и технический сервис граждан, имеющих трудовой стаж на предприятиях системы АО «Узагротехсаноатхолдинг» не менее 5 лет, на вечернюю и заочную форму обучения по результатам собеседования на основе дифференцированного платного контракта.
Было поддержано и предложение о сохранении основного места работы и среднемесячной оплаты труда в течение двух лет профессорам-преподавателям ВУЗов, назначенных по рекомендации министерства высшего и среднего специального образования на должности в предприятиях системы АО «Узагротехсаноатхолдинг».
Еще одна интересная новация – поручение АО «Узагротехсаноатхолдинг» организовать на подведомственных предприятиях, начиная с 2020/2021 учебного года, совместно с ведущими иностранными университетами подготовку кадров по направлениям механизация сельского хозяйства, сельскохозяйственное машиностроение, эксплуатация сельхозтехники и технический сервис на основе совместных программ с выдачей двойных дипломов!
Кроме того, АО «Узагротехсаноатхолдинг» поручалось организовать с широким привлечением субъектов предпринимательства расширение дилерской сети на внутреннем и внешнем рынках до 1 марта 2020 года, а до конца 2019 года — пять передвижных региональных сервисных центров, оснащенных необходимой техникой, обслуживающих сельскохозяйственную технику (в остальных регионах — до 1 января 2021 года).
С 2020 года дважды в год планировалось проведение международной выставки-показа сельхозтехники «AgroMashExpo».
В ноябре прошлого года президент Узбекистана распорядился перенести крупные производства сельхозтехники из Ташкента в Чирчик, чтобы создать там кластер сельскохозяйственного машиностроения. Речь шла о Ташкентском заводе сельхозтехники, агрегатном заводе, предприятиях «Технолог», «Технолог-Стан» и «Агросаноатмашинвест».
Заметим попутно, что к этому времени АО «Узагротехсаноатхолдинг» уже был ликвидирован, просуществовав всего 4 года.
В апреле текущего года г-ну Мирзиееву была презентована информация о развитии кластера сельскохозяйственного машиностроения. Как выяснилось, только за первый квартал на приобретение 1,6 тыс. единиц техники было выделено субсидий на 23 млрд. сумов, а себестоимость тракторов снизилась на $4,6 тыс. в результате проведенной в прошлом году модернизации производств, в результате чего убыточные производители вышли в прибыль.
Сейчас перед формирующимся кластером ставится задача в первую очередь наладить производство культиваторов, сеялок, косилок, чизелей и борон. После передислокации в Чирчик Ташкентского тракторного завода в январе 2023 года будет запущен весь кластер с созданием на его основе новой отечественной модели трактора.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости