Марат Султангазиев – самый типовой областной аким в Казахстане. По образованию (последовательно) экономист-финансист, юрист и магистр делового администрирования. По карьерному росту – аппаратчик классического бюрократического продвижения в межведомственной сетке должностей. И руководит Алматинской областью, в которой даже после выделения из не области Жетысу (в границах прежней Талдыкорганской) масса местных специфических особенностей «на земле». Как результат резкого десантирования из правительственных структур на территорию, аким руководит неудовлетворительно.
Норма жизни
Жители Астаны и Алматы избавлены от такой структуры повседневности, как хамоватость чиновников, полицейских и даже рядовых бюджетников на местах в провинции. Большой город полон людей с деньгами или связями, с которыми нагловатый работник государственного аппарата или силовой структуры может рандомно встретиться в ходе своей профессиональной деятельности. Часто для него это заканчивается печально, что волей-неволей дисциплинирует других товарищей по корпорации.
В Алматинской области больших городов нет. Город Конаев с населением в 56 тысяч человек – это даже для казахстанской провинции несерьезно. В населенных пунктах такого калибра все друг друга знают и действуют исходя из сословных традиций и принципов, с определенной поправкой на XXI век и интернет.
На дворе рыночные отношения, а потому каждый на своем месте пытается его максимально монетизировать в меру властных и других ресурсных возможностей. В массе важных, весовых и «жирных» контор столицы, либо южной столицы можно найти людей «с улицы» просто в силу закона больших чисел и сложности стоящих перед организациями задач.
Что же касается городов и районов Алматинской области, то здесь у «больших мужчин» (и женщин) родственников, свойственников, одноклассников и хороших знакомых хватает на все места в сетках штатного расписания.
А бюджетники в лице школьных работников и медицинского персонала могут давать взятки с целью трудоустройства. При этом хлеб учителей и врачей в Алматинской области труден, действует масса дополнительной обременяющей нагрузки на рабочем месте. Все это помимо чудовищной отчетности, которой бюджетники официально завалены по своим функциональным обязанностям и должностным инструкциям.
Бюрократия на местах бесчинствует жестко. Сотрудники дорожной полиции часто ездят не пристегнутыми ремнями безопасности и строят из себя эдаких шерифов времен Дикого Запада. Но если в США, а тем более в Канаде шерифы и королевская конная полиция выступали на стороне закона, то в области складывается стойкое убеждение, что государство – это что-то специфическое. Поэтому и представители у него соответствующие.
Люди в Алматинской области защищены только личными связями. Соответственно, у простых обывателей или малообеспеченных жителей никакой действенной защиты нет вообще.
Если человек с деньгами может себе позволить юриста и намерен судиться, то местные суды первой инстанции могут вынести любое неправосудное решение. В суде второй инстанции картина повторится. А Верховный суд или Генеральная прокуратура при этом на местные безобразия будут взирают с олимпийским спокойствием, особо не во что и не вникая.
Проекты
Значительная часть Алматинской области по функциональному состоянию является составной частью агломерации Алматы. По идее, их давно нужно выделить в Алматинскую агломерацию с единым управленческим руководством, но мешают политические соображения.
Если все населенные пункты, которые связаны с Алматы маятниковой миграцией (700 тысяч автомобилей каждый рабочий день недели) включить в единое территориальное образование, то фигура акима Алматинской агломерации превратится в чрезвычайно мощную на бюрократической шахматной доске. А она и в нынешних реалиях очень серьезная и сильная в силу уже располагаемых ресурсов и количества подведомственных жителей.
Алматы постепенно расширяет свои административные границы, а территориальное кольцо вокруг мегаполиса выступает своеобразным фронтиром. Для акимата Алматинской области это очень лакомые земли, поскольку в них селятся платежеспособные алматинцы либо жители глубинки с надеждой работать в Алматы. Пока земля не перешла в юрисдикцию городских чиновников, областные на «угрожаемых» направлениях пытаются выжать из нее все возможное.
В позднесоветское время дорога из Алма-Аты в Талгар представляла собой в основном поля, сады и виноградники. Теперь трасса из Алматы в Талгар пролегает через почти сплошную застройку (дома, жилые комплексы, предприятия общественного питания, магазины, СТО, склады и другое).
Помимо Талгарского района активно застраиваются земли Илийского района (административный центр – Отеген-Батыр). Жилищные комплексы становятся все более многоэтажными, из-за чего катастрофически не хватает социальной инфраструктуры. Школы учатся в три смены, хотя официально это называют две смены и подсменка. С резко увеличившейся демографической нагрузкой не справляются медицинские учреждения.
Промышленная инфраструктура в виде электричества, воды и связи (интернета) с каждым годом работает все хуже. Для Алматинской области типичны скачки напряжения, которые в зиму 2023-24 годов приняли просто повсеместный и обвальный характер. Своим следствием это имеет выход из строя компьютеров (если не снабжены источниками бесперебойного питания), телевизоров, стиральных машин, холодильников, микроволновок и другой бытовой и рабочей техники.
В вегетативный период весны-осени 2023 года «подалматинские» районы сильно страдали от дефицита воды. Даже в марте текущего года во многих местах напор воды никакой, хотя многоэтажные дома снабжены электронасосами. В общем, их мощи не хватает для нормального водоснабжения.
Все жители со страхом-трепетом ждут начала земледельческого и дачного сезонов, когда спрос на воду неизбежно возрастет. Областные власти вообще-то наличие проблемы с водой не отрицают, но и не видно, чтобы предпринимали какие-либо практические действия.
Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) в основном должна пройти по территории Алматинской области. Бюджет у этого инфраструктурного проекта весьма приличный, но все причастные пытаются его «оптимизировать» в свою пользу.
На практике это выглядит следующим образом. По первоначальному плану трасса должна огибать жилые участки, но ее стараются делать «прямее», чтобы сэкономить на дорожном полотне. На пути лежат частные дома. После двух последних алматинских землетрясений цена таких домов резко подскочила. При рыночной стоимости в 60-70 млн тенге, областные власти предлагают за них 17-20 млн.
А как дела могут решаться в суде мы уже писали выше.
Продолжение следует
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости