В Алматинской области приличное количество населенных пунктов с числом жителей в коридоре 10-15 тысяч. Давно стало своего рода классикой, когда центральная улица таких сел, поселков и ПГТ заасфальтирована, а все остальные с грунтовым покрытием. Как следствие, зимой на них гололед, снежный наст и грязь, а в сухое время пыль. Сейчас по сезону грязь меняется на пыль. Первая часть здесь.
Грязь и деньги
У акимов таких поселков стало своего рода модой, когда они устраивают обход частных домовладений и делают жителям замечания за неподстриженную траву у забора. При этом сельчане часто совсем не против привести прилегающие территории в порядок, но у них на это не хватает бюджета времени и сил.
Большинство жителей «подалматинских» районов из-за маятниковой миграции находятся в режиме сверхэксплуатации. То есть помимо собственно рабочей смены у них два часа времени уходит на дорогу до рабочего места и столько же назад (порой больше).
После создания единого часового пояса по всему Казахстану у жителей Алматинской области пропал еще один световой час. А в темноте далеко не каждый захочет наводить порядок за своим забором. Единственный выходной день (большинство работает по шестидневке) тратить на то, чтобы порадовать чистотой и эстетикой ближайшего акима, тоже мотивирует далеко не всех.
При этом многие участки дорог областного и районного значения, а также придорожные канавы просто захламлены мусором. Некоторые из них не убираются годами. Не по бумагам, а реально.
Ямочный ремонт дорог при Марате Султангазиеве принял совершенно брутальные формы. По дорожной артерии просто идет грузовик с песком и засыпает им ямы. Ясное дело, что заплатка из такого «экспериментального» материала может прослужить лишь считанные дни, а потом вносит свой вклад в пылевые бури на дорогах.
Один блогер не поленился и замерил рулеткой ширину дороги в городе Конаев. Приличного количества сантиметров не хватило. А ведь если их сложить в километры, а потом весь этот асфальт перевести в деньги, то суммы получаются весьма круглые.
Город грехов
До того, как стать административным центром Алматинской области, город Конаев-Капшагай носил неофициальное название Город грехов, поскольку самая большая в Казахстане игровая зона к этому обязывает. Как результат, новый центр провинциальной власти сразу получился деформированным.
Несмотря на скромные размеры Конаева, в городе чудовищный беспорядок в сфере управления жилым фондом и ЖКХ. Управляющие компании, которые функционально должны заниматься поставками коммунальных услуг и обслуживать собственников квартир, повсеместно не имеют правоустанавливающих документов.
Разумеется, суды и прокуратура на это внимания не обращают, а при юридических тяжбах выступают на стороне мутных самозванцев и городского акимата, но в целом это помогает оценить и понять общее состояние дел.
Аким города Конаев Нурлан Куматаев даже подобия порядка в сфере ЖКХ навести не может. Наблюдающий за этим и находящийся тут же аким области Султангазиев со своей степенью магистра делового администрирования в пресечении бардака тоже не участвует.
Вопрос: а как тогда аким Алматинской области может помочь с проблемой мусора на территории Кольсайских озер Кегенского района порученной ему территории? (Правильный ответ: никак).
Если бы Марат Султангазиев делал свою карьеру в территориальных органах государственного управления, то с годами впитал бы в себя определенные базовые вещи.
Например, когда у жителя поломался газовый счетчик, а «КазТрансГаз» после установки нового прибора учета требует повторно оплатить два предыдущих месяца до поломки (раньше было 6 месяцев), то это отношения не оси «потребитель – поставщик», а треугольника «потребитель – поставщик – орган исполнительной власти».
Аналогично, когда на экологическом посту сначала выписывается штраф в 5 – 20 МРП (в зависимости от степени выхлопа), а потом машина ставится на штрафстоянку, дальше автовладелец покупает катализатор за 70 тысяч тенге (реплику, разумеется, поскольку оригинал стоит 700 тысяч) и едет его устанавливать – это тоже отношения не только между штрафуемым и штрафующим.
Когда вся силовая и административная власть на стороне штрафующего, то данный порядок вещей создает напряжение, с которым рано или поздно придется иметь дело акиму области.
В какой-то момент акима Султангазиева от работы с бумагами и отчетами, не имеющими никакого отношения к реалиям, происходящим на территории области, отвлечет крайне суровая реальность.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости