Автомобильный ответ карантинному времени
Когда в кризисный период компании сворачивают объемы производства или просто разоряются – здесь все ясно. Падение доходов населения, а с ними и ухудшение общей конъюнктуры. А как объяснить наращивание выпуска и появление новых видов продукции ровно в то же самое время и при тех же составляющих?
ИНЬ И ЯН ГЛОБАЛЬНОГО АВТОПРОМА
Все обзорно-аналитические документы по итогам ковидного 2020-го года свидетельствуют о сокращении мирового автомобилестроения. Одна из главных причин наблюдаемого процесса – кардинальное падение доходов в среднем классе (не путать со средним слоем, который имеется в любом обществе).
Однако даже в жутко кризисный год, согласно закону больших чисел, всем не может быть плохо, а тем более одинаково плохо. Если мы обратимся к графическому обозначению символики Инь и Ян в буддийской философии, то глобальный автопром однозначно находится в темной зоне черно-белого изображения. А вот компания «СарыаркаАвтоПром» и ее Костанайский автомобильный завод – в белом круге внутри черной зоны.
Будем объективны, в плохое время благоприятное пространство обширным быть не может. И все-таки костанайские автопроизводители смогли умело войти в бурные потоки новой реальности, благодаря чему демонстрируют рост производства, продаж и локализации различных моделей.
В сложный 2020-ый однозначным прорывом стал запуск новой совместной казахстано-узбекистанской автосборочной линии на заводе в Костанае. На торжественную церемонию открытия проекта от ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors» в марте прошлого года онлайн (по телемосту) «прибыли» премьер-министр Аскар Мамин и его узбекский коллега Абдулла Арипов. Многие наблюдатели к оптимизму глав правительств Казахстана и Узбекистана отнеслись скептически. Как показал прошедший год – зря.
КОМПОНЕНТЫ УСПЕХА
Конвейер – он и в Казахстане конвейер, а четырехколесные друзья человека нужны везде. Тогда почему у «СарыаркаАвтоПром» получилось создать более тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест в то же самое время, когда другие фирмы сокращали производственный персонал? Первый момент – это быстрое реагирование на требования времени и рынка.
Костанайский автозавод исторически появился после финансового кризиса 2008-2009 годов. То есть компания изначально понимала, что рассчитывать на изобилие сырьевых долларов у отечественного покупателя нереально. Тем не менее, благодаря работе казахстанских автопроизводителей, даже марка «Toyota» на местных дорогах в какой-то своей части перестала быть иномаркой.
Дальше – больше. Казахстано-узбекистанская линия, которая уже через три месяца после своего открытия стала выдавать готовую продукцию как на внутренний рынок, так и на территорию России в рамках Евразийского экономического союза (потому что таможенное пространство общее) – это материальные плоды того пути, который предприятие фактически пробежало за короткий период времени.
Необходимо отдать должное узбекской стороне. Освоенный в Казахстане модельный ряд имеет состоятельную историю на рынке Узбекистана. Пусть после конца Советского Союза две республики пошли разными маршрутами, но в траекториях развития, структурах повседневности и практических нуждах жителей и бизнеса двух соседних государств многие моменты являются идентичными.
Адаптировать на местной почве успешный проект всегда легче, чем провальный. Ну а провальные вещи нужно отсекать еще на стадии предварительного анализа.
«COBALT»
В моделях семейства «Chevrolet», освоенных Костанайским автомобильным заводом, «Cobalt» стал первым пассажирским легковым автомобилем, которому было доверено прокладывать дорогу к казахстанским и российским клиентам.
Машина вышла отнюдь не на пустые рынки. Здесь нужно понимать, что «Cobalt» помимо автомобилей в своей ценовой нише, конкурирует с подержанными авто более высоких классов. Постсоветское пространство – это своего рода широкий простор для «возрастных» автомобилей, поскольку давно налажены цепочки поставок запчастей к ним, плюс хватает опытных автомехаников на СТО. И, тем не менее, «Cobalt» быстро стал набирать популярность.
Даже в базовой комплектации модель пользуется успехом за объемный багажник, малый расход топлива, хорошие скоростные показатели при, казалось бы, скромной мощности двигателя. Новый автомобиль, да еще надежно собранный из качественных компонентов – традиционно имеет предпочтение перед подержанными собратьями.
Судя по отзывам автовладельцев, почти все они приятно удивлены тем, как «Cobalt» переживает зиму хоть в Центральном и Северном Казахстане, хоть в Сибири или на Урале. «Печка жарит как в Ташкенте» – один из массовых образов, прописавшихся в Сети. Многие хвалят мотор, а это при всей важности прочих элементов – сердце любой машины.
«MALIBU»
Как говорил Остап Бендер, раз в стране деньги имеют хождение, значит, у кого-то их скапливается много. Какой бы на дворе ни стоял кризис, у модели «Malibu» тоже находятся свои покупатели. В том числе из-за того, что более роскошные автомобили им теперь не по карману, а на «Malibu», который почти в два раза (если мы берем среднюю линию по комплектации) дороже «Cobalt», вполне хватает.
Формат «цена – качество» не теряет свою актуальность в любой нише. Только в классе лакшери, пожалуй, есть свои сугубо специфические моменты, потому что богатые люди – особые люди. Но когда мы говорим о модели «Malibu», то есть рассчитанной на массового покупателя – здесь рациональность однозначно опережает «понты» и прочно унаследованную человеком от приматов тягу к доминированию (выпендрежу).
Среди конкурентов по сегменту «Malibu» сборки от «СарыаркаАвтоПром» выделяют топливно-эффективные силовые агрегаты, улучшенные плавность хода и управляемость.
Стандартной трансмиссией линейки является 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, однако для предпочитающих «механику» предусмотрены и такие варианты.
Даже пройдя долгим центральноазиатским технологическим маршрутом «Malibu» костанайской сборки сохранил легко узнаваемые классические черты американского автопрома.
Нравится – понятие внеинтеллектуальное. Поэтому кто-то предан «немцам», кто-то «японцам», да и поклонников американской автомобильной школы тоже хватает. Модель «Malibu» угодит и таким тоже.
«DAMAS»
«Chevrolet Damas» – пятидверный коммерческий автомобиль с двигателем 0,8 литров мощностью 38 л.с. Разумеется, если кому-то такой маленький трудяга нужен для семейных нужд – его всегда можно приобрести (сиденья по схеме 2+3+2), но в первую очередь это транспорт для МСБ.
Карантинные ограничения, которые неожиданно сделали магазины у дома не вспомогательным, а ключевым элементом городской торговли и жизнеобеспечения, резко подняли спрос на формат, в котором предлагается «Damas».
При варианте кузова фургон с грузоподъемностью 450 кг его возможности оптимальны для оптовых и мелкооптовых перевозок. Машина функционально хорошо подходит хоть при доставке жаропрочного стекла для духовки в домашней газовой плите (у активных домохозяек это слабое звено кухонной техники), хоть для компьютерной гарнитуры, заказанной в онлайн-магазине.
Трудно найти более удобный автомобиль, который может с такой легкостью маневрировать в городском пространстве даже на узких улицах, создавая минимум помех третьим лицам при погрузочно-разгрузочных работах.
Когда «Damas» импортировался из Узбекистана, то порядка 85 % таких машин приобретались в южных и юго-восточных регионах Казахстана. Теперь модель активно осваивает все более северные области, поскольку сама география Костанайского автомобильного завода, дилерская и сервисная сети, членство страны в ЕАЭС позволяют эффективно работать с клиентами на обширном диапазоне широт и меридианов.
«LABO»
Мини-грузовик «Labo» располагает практически тем же набором технических компонентов, что и «Damas», только закрывает смежную бизнес-нишу.
Здесь пятиступенчатая коробка передач обеспечивает грузоподъемность в 550 кг. Ввиду небольших габаритов и малообъемного двигателя, грузовик в коммерческих условиях потребляет около 9 литров на 100 км, чего не получишь ни от одного аналога грузового транспорта.
Удивительно надежный и износостойкий автомобиль безотказно перевезет хоть стройматериалы в городе, хоть картофель в сельской местности. «Labo» ездит на бензине АИ-80, что делает экономичность его двигателя практически недосягаемой для конкурентов в аналогичной производственной нише.
Разгружать и загружать данный бортовой автомобиль очень удобно, а это позволяет экономить еще один важный жизненный и коммерческий ресурс – время.
ТРУДОВОЙ ЗАДОР
Для одних людей машина – это средство передвижения их самих, для других – товаров из точки А в точку Б. Тех и других держит в поле зрения производитель.
Говорят, что если в школе не учить физику, то для такого индивида вся жизнь будет наполнена магией и волшебством. Для посещавших школу Костанайский автомобильный завод вроде бы ничего сверхсложного не открывает: определились с производственной и коммерческой нишей, подобрали модельный ряд, освоили, стали поставлять на казахстанский и внешний рынок.
А вот у завода «Азия Авто» в Усть-Каменогорске базовые условия были еще лучше. Одна программа «народного автомобиля» с обширными государственными субсидиями чего стоит. Там тоже брались за вещи, однажды уже сделанные другими людьми, то есть первопроходчества не требовалось. Но неумелым менеджментом предприятие загнали в тупик, обанкротили и закрыли. Теперь тот же Костанай приглашает часть коллег-автомобилестроителей из Усть-Каменогорска к себе, чтобы их квалификация не пропала при переучивании на другие профессии.
Еще раз акцентируем: мало знать, надо и уметь; мало уметь – надо и применять на практике. Освоенная в Костанае линейка «Chevrolet», куда помимо перечисленных выше моделей входят «Nexia», «Tracker», «Trailblazer», «Niva» и сильно отличающийся от них по ценовой нише, мощи и габаритам «Traverse», будут по зубам далеко не всем представителям семьи автопрома.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости