Гармоничный формат «цена – качество» можно соблюдать не только в периметре ЕАЭС на примере «Кировца», но и с китайскими партнерами, доказательством чего стал маневренный трактор «Lovol»
Чтобы закрома Родины были наполнены пшеницей, ячменем, соей, гречихой, кукурузой и далее по списку – все это нужно не только качественно убрать, но для начала посеять. Стержень посевной техники – это трактор. Помимо сельскохозяйственных работ, без трактора крайне трудно обойтись в дорожно-строительных, землеройных, а порой и транспортных вопросах. В Казахстане все больше трудится «кооперативных» тракторов с высокой долей локализации производства на местных промышленных мощностях.
ТРАКТОР НУЖЕН ВСЕМ
Криминальные будни даже развитых стран мира свидетельствуют, что самые выгодные кражи и угоны – это отнюдь не «Роллс-Ройсы» и «Феррари». Преступники могут реализовать угнанные роскошные автомобили максимум за 25 % их стоимости. А вот сворованная строительная техника продается максимально близко к ее рыночной стоимости (с учетом амортизации, разумеется). На втором месте сельскохозяйственная техника. В обоих случаях фигурируют трактора.
В Казахстане сейчас с правопорядком порядок – не «ревущие девяностые» на дворе – поэтому спрос на тракторы удовлетворяется в легальном поле. Примечательно, что ковидно-карантинные реалии страны нужду в тракторах отнюдь не сократили. В отличие от поставленных на прикол самолетов (авиаперевозки упали на 70-90 % в годовой динамике) тракторы продолжают быть востребованными практически во всех традиционных сферах их применения, а в сельском хозяйстве особенно.
Флагманом тракторостроения Казахстана является «АгромашХолдинг KZ». Это костанайское предприятие сравнительно молодое – вошло в строй в 2003 году. Само его появление во многом связано с осознанием базового факта: стране всегда нужны тракторы, вне зависимости от наличия или отсутствия в ее недрах нефти.
Двигаясь шаг за шагом по пути промышленной кооперации с надежными партнерами, компания показала впечатляющие результаты на рынке сельскохозяйственной техники. Сегодня она продолжает держать на удивление (учитывая общую экономическую обстановку в глобальном и национальном масштабе) хороший темп, двигаясь при этом без суеты и нездоровой спешки.
«КИРОВЕЦ»
Совместно с «Петербургским тракторным заводом» «АгромашХолдинг KZ» производит легенду советского тракторостроения «Кировец». Конечно же, «Кировец» третьего тысячелетия сильно отличается от машины, разработанной в 1961 году известным конструктором танков и тракторов Жозефом Котиным. Однако родовые черты знаменитой марки невозможно не узнать – своего рода техническая порода, пусть и упакованная в передовой дизайн.
Современный «Кировец» является лидером продаж российского рынка тракторов мощностью от 250 лошадиных сил. Поэтому казахстанские тракторостроители не стали впадать в экзотику и остановили свой производственной выбор на модели, за которой много десятилетий успешной эксплуатации от сельскохозяйственной машины общего назначения до лесоштаблера.
В силу размеров территории, количества климатических зон и разнообразных природных ландшафтов, производственных потребностей, в Казахстане потенциальное поле применения «Кировца» поменьше, чем в России, но и здесь оно просто широчайшее.
В Республике Казахстан основными покупателями «Кировца» стали фермерские хозяйства, в том числе малые. Поскольку казахстано-российские тракторы стоят примерно в три раза дешевле своих аналогов из США и Евросоюза, то ценовой аргумент получается более чем убедительным. Спектр производимых работ моделями К-730 (300 л.с.), К-735 (350 л.с.), К-739 (390 л.с.) и К-742 (420 л.с.) при соответствующем навесном, полунавесном и прицепном оборудовании практически неисчерпаемый.
В свое время появление трактора К-700 – родоначальника семьи «Кировцев» в виде линейки К-7 – привело к росту производительности сельскохозяйственных работ в 2,5 – 3 раза по сравнению с другими тракторами. Его прямые потомки на полях, фермах и дорогах Казахстана продолжают славные традиции качественных работ, заложенные еще в советской хозяйственной системе.
КОМФОРТ И СЕРВИС
Трактор «Кировец» служит тем категориям людей, которых невозможно перевести на дистанционную работу, будь то вспашка почвы, снегозадержание или стогометание.
Конструкторы много работают над тем, чтобы труд тракториста сокращал дистанцию разрыва по комфорту с офисными работниками и операторами. В свое время выпуск тракторов К-700 был прекращен именно потому, что кабина машины перестала соответствовать новым требованиям безопасности.
Фермеры довольны не только высокой производительностью, быстрой окупаемостью, отличной проходимостью, маневренностью и надежностью тракторов серии К-7, но и достаточно качественными условиями работы непосредственно в кабине машины.
Когда трактористу приходится трудиться в жару и непогоду, в любое время года, дня и ночи, тогда кабина «комфорт плюс» с улучшенной обзорностью с места водителя и 12 фар эффективного освещения играют совсем иными красками, чем в благоприятные погодные условия при хорошем солнечном свете.
Традиционно сильная сторона «Кировца» – это ремонтопригодность. «АгромашХолдинг KZ» имеет сервисные центры во всех областях Казахстана, что позволяет оперативно решать вопросы квалифицированного обслуживания и запчастей.
При простоте и надежности конструкции (меньше элементов в системе – ниже вероятность выхода чего-либо из строя) «Кировец» агрегатируется как с традиционными, так и с современными широкозахватными комплексными почвообрабатывающими и посевными орудиями и машинами.
Другими словами, к трактору для культивации, дискования, боронирования или посева фермер может прицепить как оставшееся от колхозных времен, но при этом сохраняющее работоспособность оборудование, так и новые решения от сельхозмашиностроителей, позволяющие эффективнее подрезать сорняки и качественнее перемешивать почву.
Далеко не все трактора зарубежных производителей имеют столь ценимую казахстанскими фермерами способность работать с новым, не забывая о старом, плюс широкий спектр вопросов обслуживания.
Солярка в Казахстане существенно уступает тем стандартам, на которых работают «Джон Дир» и «Клаас», тогда как «Кировец» остается довольно неприхотливым к качеству ГСМ.
В большинстве случаев опытный механизатор поломки и сбои в работе «Кировца» способен устранить самостоятельно, а при выходе из строя большинства зарубежных аналогов часто требуется помощь дипломированного инженера.
ТРАКТОР «LOVOL»
Вторым крылом тракторных успехов «АгромашХолдинг KZ» стали китайские машины «LOVOL» от компании «Foton Lovol International Heavy Industry Co., Ltd» (сокращенно FOTON LOVOL).
Эти тракторы росли вместе с индустриальной и технологической мощью Поднебесной последних десятилетий, благодаря чему несут на себе все ее характерные черты. Китай – это такая же большая страна, как и Россия. Только если в РФ на первом месте природные ландшафты, то Китай – примеры гигантского антропогенного воздействия от дамб и плотин до циклопических строек и скоростных магистралей. Поэтому ключевой акцент трактора «LOVOL» – это универсальность.
Костанайский завод сфокусировался на модельном ряде «LOVOL 354» (35 л.с), «LOVOL 604» (60 л.с), «LOVOL 904» (90 л.с.) и «LOVOL 1034» (130 л.с.) не только потому, что им легко выразить сельскохозяйственный акцент (сельхознавеска от 1225 кг до 4000 кг), но в силу занимаемой производственной ниши.
Если представить модельный ряд «Кировца» в качестве здоровенного сельского «рубахи-парня» с мощной тягой и простором работ (хотя он и на участке в 1 га покажет экономичность), то «LOVOL» больше ассоциируется с юрким трудягой. Сам он будет поменьше в размерах, а в поселенческом плане находится между городом и деревней/аулом, с еще более выраженным разнообразием производственных функций.
«LOVOL» уверенно себя чувствует при работах в теплицах, городском и сельском коммунальном хозяйстве, при мелиоративных задачах. Часто трактористы на «LOVOL» выполняют аутсорсинговые и подрядные работы (включая разовые) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) – вспахать огород, привезти стройматериалы, вырыть туалет.
В Казахстане всегда есть спектр сельскохозяйственных и просто хозяйственных работ, где требуются компактность, повышенная маневренность, дешевизна и при этом достаточная мощь, чтобы использование техники многократно превосходило по производительности (а значит и экономии времени – самого драгоценного ресурса) любой ручной труд.
У локализованных на «АгромашХолдинг KZ» «LOVOL» полностью закрытая кабина с панорамными дуговыми стеклянными дверями и окнами, поле обзора 360 градусов без мертвых зон, установлен люк.
Такая компоновка позволяет тщательно производить сравнительно мелкие работы даже на ограниченном пространстве и в стесненных условиях. Плюс обеспечивается безопасность тракториста при экстремальных ситуациях. К примеру, при разливе воды (случаи бывают разные) человек имеет возможность покинуть машину через люк на крыше.
Поскольку «LOVOL» легко трансформируется хоть в сельскую, хоть в городскую технику, у трактора много внимания уделено движению по дорогам общего пользования.
Фары с разделенными линзами, противотуманные фары, дальний и ближний свет, дневные ходовые огни LED.
Функционирует обязательное в условиях Казахстана холодное и теплое кондиционирование воздуха в кабине.
Предприятие дает гарантию таким трудягам сроком на 2 года.
ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
«АгромашХолдинг KZ» своей ежедневной работой показывает, что промышленная кооперация с ведущими мировыми производителями возможна и нужна. Как мы видим, грамотный, гармоничный и конкурентоспособный формат «цена – качество» можно соблюдать не только в периметре ЕАЭС на примере «Кировца», но и с китайскими партнерами, доказательством чего стал «LOVOL».
Новые рабочие места – это банальная истина. Зато банальные истины прошли проверку временем и жизнью. Чтобы на местных просторах трудились тракторы с отечественной локализацией, где есть электрический подогрев топлива при холодном запуске, специальные сельхозмашиностроительные предприятия должны работать, а их конструкторские, инженерно-технические, технологические и рабочие кадры постоянно повышать свою квалификацию.
Промышленным компаниям с одной стороны сложнее, чем добывающим, поскольку природа не приготовила для них запасов золота или газа, а с другой – легче. Здесь сразу присутствует осознание того, что ресурсы не добываются, а производятся, поэтому нужно думать, предвидеть и скрупулезно работать.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости