Почему нашей республике лучше и легче работать с Украиной через Поднебесную
Сформулированное когда-то китайским лидером Мао Цзэдуном внешнеполитическое кредо его страны «Мудрая обезьяна сидит на горе и наблюдает, как в долине дерутся два тигра» на удивление точно воспроизвелось на примере отношений Украины с ее прежними ключевыми партнерами на постсоветском пространстве, включая, увы, и Казахстан.
ГУАМ НЕ ЗАМЕНИЛ СНГ
На старте независимости Украина была второй по экономической мощи советской республикой, уступая только России, с ВВП в размере $77,5 млрд. в 1991 году по расчетам Всемирного банка, а на душу населения – $1 489,7.
Конечно, было бы наивно полагать, что Украина смогла бы в обозримом будущем сравняться по размеру экономики с Россией, у которой ВВП был тогда на уровне почти в 7 раз больше – $518 млрд. Однако для других республик экономическое сотрудничество с Украиной могло бы послужить своеобразным противовесом российскому влиянию на постсоветском пространстве.
Примеров такой балансировки мощи экономических гигантов немало в различных регионах мира. В Азии относительно меньшие по размеру национальных экономик страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN) вполне успешно ведут свою общую линию в отношениях с Китаем и Японией. А в Латинской Америке входящие в МЕРКОСУР (Mercosur) государства вместе со странами-членами Андского сообщества наций балансируют влияние США в этом регионе.
В этом смысле Украина просто обречена была стать на постсоветском пространстве лидером интеграционных процессов в первую очередь в отношениях с теми республиками, которые могли бы обеспечить ее энергетическую безопасность и снизить зависимость от поставок энергоресурсов Россией.
Естественно, главными кандидатами на эту роль выступали Казахстан и Азербайджан. И серьезные подвижки в этом направлении делались еще в 90-х годах прошлого века.
В 1997 году была создана региональная организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, основателями которой стали Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. После вступления в нее Узбекистана аббревиатура этой организации изменилась на ГУУАМ, однако после выхода этой страны в 2005 году приобрела начальный вид.
С самого начала и не скрывалось, что в отличие от СНГ основатели ГУАМ не намерены сохранять интеграционные основы, оставшиеся с советских времен, с доминированием в них России, а ориентируются на равноправные отношения с ориентацией на европейские и международные структуры.
Конечно, первую скрипку играла большая политика, так как в 1999 году Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из ОДКБ, а Молдова еще в 1990 году столкнулась с проблемой сепаратизма в Приднестровье и поддержкой его со стороны России – этот сценарий потом повторился и в Украине на Донбассе и Луганщине.
Вполне ясна была как экономическая, так и энергетическая составляющая ГУАМ – члены этой организации стремились снизить свою зависимость от России и развивать транзит энергоресурсов в обход ее территории с Каспия через Кавказ в Европу.
Такие цели ГУАМ вполне отвечали и стратегическим устремлениям Казахстана с его равновекторной внешней политикой. Поэтому вполне естественно казахстанские государственные и частные компании приступили к экспансии на рынки стран ГУАМ, главной задачей которой было обеспечить туда поставки энергоресурсов не только для внутреннего потребления, но и последующего транзита через Черное море в «дальнее» зарубежье.
Украина в силу размеров ее внутреннего рынка и отсутствия собственной нефти и газа, а также наличия морских портов, играла важную роль в этой экспансии. Неудивительно, что еще до распада СССР – 20 февраля 1991 года – в тогдашней Алма-Ате был подписан договор между Украинской Советской Социалистической Республикой и Казахской ССР!
На смену этому основополагающему документу для двусторонних отношений пришел в 1994 году договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Республикой Казахстан, действующий и поныне. Пик же развития договорно-правовой базы пришелся на 1994 – 1997 годы. Это и неудивительно, ведь как раз в 1994 году президентом Украины стал почти на 11 лет Леонид Кучма с его особо близкими личными отношениями с руководством Казахстана. И в том же году открылись украинское посольство в Алма-Ате, а казахстанское – в Киеве.
ЦИФРЫ ПРАВДУ ГОВОРЯТ
Тем не менее, для Украины тогда Казахстан не был ключевым экономическим партнером – в этой роли выступали Россия с Беларусью, а также Туркменистан с поставками его газа.
На втором плане был и Азербайджан, что выглядело довольно странно на фоне заявленных целей деятельности ГУАМ.
Что интересно, этот статистический расклад не особо изменился в первые годы после «оранжевой» революции в Украине 2004 года. Так, в 2005 году в украинском экспорте лидировали Россия ($7 млрд. 490,1 млн.), Беларусь ($891,1 млн.) и Молдова ($678,6 млн.), тогда как Казахстан оказался на четвертом месте – к нам было поставлено товаров на $667,1 млн.
Табель о рангах по импорту в Украину в 2005 году также возглавила Россия ($12 млрд. 842,5 млн.), далее следовали Туркменистан ($2 млрд. 678,1 млн.) и Беларусь ($939,8 млн.). А Казахстан здесь занял лишь пятую позицию, поставив в Украину своих товаров на $186,4 млн. и пропустив вперед Узбекистан ($205,3 млн.).
В 2006 году в украинском экспорте Казахстан вышел на третье место – из этой страны к нам было поставлено товаров на $826,3 млн., тогда как в Россию — $8 млрд. 650,7 млн., Беларусь – $1 млрд. 222,7 млн.
На ступеньку выше поднялся Казахстан и в импорте в Украину с объемом ввезенных туда своих товаров в $965,7 млн. с ростом за год в 5,2 раза! Однако при этом ему не удалось обойти Россию ($13 млрд. 787,0 млн.), Туркменистан ($3 млрд. 492,0 млн.) и Беларусь ($1 млрд. 255,2 млн.).
В последующем объем казахстанско-украинской торговли резко колебался. К примеру, в 2010 году он снизился к предшествующему году почти на 40 % до $2 млрд., а в 2011-м – удвоился до $4,1 млрд.
Затем в 2011 году сложился прирост еще почти на четверть до $5,2 млрд., после чего произошло снижение в 2012 году на 21,2 % до $4,1 млрд., а в 2013-м – более чем на треть до $2,6 млрд.
Как видно, перед историей с Крымом в 2014 году торговые отношения Казахстана и Украины явно начали деградировать. И виной тому стала не только растущая интеграция Казахстана с Россией и Беларусью – ключевыми экономическими партнерами Украины – в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а потом и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На постсоветском экономическом пространстве к тому времени значительно усилилось влияние Китая, современная продукция которого начала вытеснять украинские товары с рынков других республик бывшего СССР.
А после Крыма китайская экономическая экспансия успешно охватила и Украину, что негативно отразилось и на торговых отношениях последней с Казахстаном. Иного и не могло быть в условиях жесткого противостояния Украины с Россией, которая в свою очередь к тому моменту стала ключевым участником ЕАЭС наряду с Казахстаном.
Украина же взяла курс на выход из всех договоренностей СНГ, включая и зону свободной торговли, в результате чего она потеряла значительную часть таможенных преференций.
Масла в огонь добавила и ее транзитная «война» с Россией при том, что поставки из Украины в Казахстан и обратно шли главным образом по российской территории.
В итоге в прошлом году по объему товарооборота с Казахстаном по данным отечественных статистиков Украина заняла лишь пятое место среди бывших советских республик с $767,9 млн. при экспорте из нашей страны в $426,1 млн., а импорте в обратном направлении в $341,9 млн.
Примечательно, что опередила ее не только Россия, объем торговли которой с Казахстаном составил $18 млрд. 199,7 млн., но и меньшие по размеру экономики – Узбекистан ($2 млрд. 916,5 млн.), Кыргызстан ($796,2 млн.) и Таджикистан ($791,4 млн.).
Вплотную же за Украиной идет Беларусь с товарооборотом в $716,3 млн. В нынешнем же году по итогам за январь Беларусь опередила Украину, оттеснив ее на 6-е место.
Между тем, 5 лет тому назад Украина занимала второе место по объему торговли с Казахстаном, составившему в 2015 году $2 млрд. 3,5 млн. против $14 млрд. 575,8 млн. у лидировавшей и тогда России. Казахстанский экспорт сложился тогда на уровне в $1 млрд. 176,4 млн. при объеме импорта из Украины в $827,1 млн.
Судя по данным официальной статистики, значительно упали поставки из Украины в Казахстан продуктов питания, лекарственных препаратов, сельхозтехники, изделий из резины и других товаров. В свою очередь, значительно сократился и казахстанский экспорт. А по данным украинской статистики за прошлый год Казахстан и вовсе не попал в «Топ-10» торговых партнеров этой страны как по объему экспорта, так и импорта.
Прямые украинские инвестиции в Казахстана составили по данным Нацбанка скромные $6,3 млн. в 2019 году и $0,3 млн. за 9 месяцев прошлого года. Максимум же за последнее десятилетие в $53,4 млн. пришелся на 2018 год. У казахстанских же прямых инвесторов за этот период пик был достигнут в 2017 году – $80,8 млн., тогда как в прошлом году таких инвестиций набралось за 9 месяцев на $3,5 млн., в 2019 году – $18,2 млн.
Тем временем уже в 2009 году Казахстан сравнялся с Украиной по размеру ВВП и после этого наращивал отрыв от нее по этому показателю, сумев превысить рубеж в $200 млрд. в 2012-2014 годах, который так и не покорился этой стране. Разрыв по размеру ВВП между нами увеличился более чем в полтора раза, тогда как в 1991 год перевес был на стороне Украины более чем втрое.
ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ В СВЯЗКЕ С ПОДНЕБЕСНОЙ
Место же прежних торговых партнеров из бывшего СССР в украинской статистике успешно занял Китай, обошедший все страны СНГ вместе взятые.
В прошлом году в результате удвоения экспорта из Украины в Поднебесную и падения российского импорта на 35 % доля Китая в украинском внешнеторговом обороте достигла 14,9 %, экспорте – 14,5 %, импорте – 15,4 %. В абсолютном выражении импорт из Китая в Украину составил в прошлом году $8,3 млрд., далее следуют Германия ($5,1 млрд.) и Россия ($4,6 млрд.). Китай занял первое место и в украинском экспорте с $7,1 млрд., за ним расположились Польша ($3,3 млрд.) и Россия – $2,7 млрд.
При этом по ключевым экспортным товарам Украина явно выступала конкурентом Казахстана, так как в первую их тройку вошли зерновые, черные металлы, жиры и масла животного или растительного происхождения.
Более того, как и у Казахстана, основным торговым партнером Украины выступают страны Европейского союза с общей долей в ее внешнеторговом обороте более 40 %. Но в отличие от Казахстана, внешняя торговля которого неизменно складывается с профицитом даже при самых низких ценах на нефть, у Украины в прошлом году экспорт оказался меньше импорта, и она завершила его с дефицитом.
Добавим также, что по данным китайской стороны большая часть инвестиций этой страны в экономику Украины – 70 %, были сделаны в последние пять лет. Стоит напомнить в этой связи, что инициатива объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» была озвучена китайским лидером за несколько месяцев до Крыма и драматических событий на Донбассе и Луганщине.
В итоге теперь Украина вполне органично вписалась в эту инициативу в качестве ворот в Европу для Китая, открывая для последнего новые возможности для поставок его продукции в Западную Европу.
Правда, аналитики отмечают, что до смены власти в Украине после событий февраля 2014 года отношения ее с Китаем до сих пор не вышли на уровень сотрудничества, который был заложен в конце 2013 года визитом тогдашнего украинского президента Виктора Януковича.
Нынешний же президент – Владимир Зеленский – в Китае пока не побывал.
Понятно, что активная китаизация внешней торговли Украины и инвестиций в ее экономику не может не вызывать беспокойство не только у ее западных партнеров, но и у России. Ведь и последняя сейчас вместе с Казахстаном и другими странами ЕАЭС и СНГ активно втягивается в проект «Пояса и пути», служа Китаю одной из важнейших транспортных связок не столько с Украиной, сколько с западной Европой.
Ради достижения этой стратегической цели Китай готов работать с любыми партнерами, независимо от того, какие политические режимы в них правят, так как ему необходимо диверсифицировать геополитические и другие риски.
Вполне очевидно, что и Казахстан с его транзитным потенциалом вплетен в эту схему, так что можно ожидать в будущем восстановления уровня его экономического сотрудничества с Украиной хотя бы до прежнего уровня.
Конечно, на статус стратегического партнера Казахстана эта страна явно не претендует, но все же стоит иметь в виду ее потенциал для сотрудничества не только в энергетической сфере, но и в оборонной промышленности, авиакосмической отрасли и других областях.
Более того, пользуясь новыми возможностями проекта «Пояса и пути», и Казахстан наряду с Китаем может получить здесь свою выгоду, служа связующим звеном с Украиной не только для своего восточного соседа, но и стран Центральной Азии.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости