Если наша республика не начнет прямо сейчас в ускоренном темпе строить новые школы, то через пару лет мы рискуем столкнуться с тем, что детей будет просто негде учить. Но в погоне за квадратными метрами классных комнат очень важно не отстать ни от мировых тенденций в образовании, ни от запросов общества на качественное детство.
Недавно Министерство образования и науки представило обновленные данные по росту дефицита ученических мест. Если год назад ведомство говорило о том, что к 2025 году парт может не хватить примерно 500 тысячам детей, то, согласно обновленным данным, речь все же о нехватке 671 тысячи ученических мест к тому же сроку. Пугающими были и предыдущие цифры, новые же можно назвать просто катастрофическими.
Вместе с тем, решать проблему МОН предлагает за счет строительства все тех же 800 новых школ, анонсированного еще год назад и задекларированного в предвыборной программе партии «Нур Отан».
Это вызывает определенное беспокойство среди экспертов. Не получится ли так, что через пять лет, после ударного строительства 800 школ, дефицит ученических мест никуда не денется?
УРАВНЕНИЕ СО МНОЖЕСТВОМ НЕИЗВЕСТНЫХ
Как уверена депутат Мажилиса Ирина Смирнова, прежде чем приступать к масштабной стройке, необходимо еще раз тщательно проверить все расчеты и провести независимую ревизию имеющихся школ.
Новые цифры МОН обусловлены в большей степени переходом на двенадцатилетнее образование и прогнозом демографического роста, но мало учитывают естественное обветшание существующего школьного фонда.
Вместе с тем, часть казахстанских школ расположены в приспособленных зданиях, часть были построены в 1920 – 1930 годы и считаются аварийными. При этом до сих пор не везде есть теплые туалеты. Ну и, естественно, часть школ не имеют спортзалов, оборудованных кабинетов химии и физики. Не везде решен вопрос с интернетом.
В Минобре, на первый взгляд, есть детальные данные по каждой школе, однако насколько они достоверны? До пандемии коронавируса министры и образования, и цифрового развития с гордостью рассказывали о том, как быстро и хорошо школы подключаются к широкополосному интернету. Однако дистанционное обучение показало, что фактическая цифровизация образования заметно ниже, чем декларировалось.
Стоит ли в этой связи принимать на веру, к примеру, данные о том, что почти 90 % казахстанских школ имеют спортивные залы? Не выяснится ли при ближайшем рассмотрении, что в этих залах невозможно заниматься из-за холода или по причине элементарной нехватки спортивного инвентаря?
А как обстоит дело с оснащением предметных кабинетов? Хватает ли на всех учеников реактивов в кабинете химии? Не висят ли в кабинете географии карты, отрисованные еще в эпоху СССР?
«Больной» вопрос практически всех, построенных много десятилетий назад школ – доступность для детей с особыми потребностями. Развитие медицины неизбежно влечет за собой увеличение численности такого контингента учащихся. Но как много сельских храмов науки оснащены хотя бы пандусами?
Может быть действительно, прежде чем приступать к строительству новых школ, нужно провести основательную и непредвзятую ревизию имеющихся?
Судя по тем историям, которые рассказывают в соцсетях выпускники сельских, да и многих городских школ, ревизоров ждет множество не особо приятных открытий.
В ТЕСНОТЕ И СПЕШКЕ: КАК УЧАТСЯ КАЗАХСТАНСКИЕ ДЕТИ
Вместе с тем, необходимость строительства новых школ, безусловно, никто не оспаривает. И более того, вполне возможно, что речь стоит вести о куда более масштабном строительстве.
Казахстанские нормативы образования допускают и 30, и даже 40 учеников в классе. Однако, как считают многие эксперты, эти стандарты давно устарели.
В своем исследовании, посвященном проблемам перехода на обновленное содержание школьной программы, социолог Камила Ковязина отмечает, что «обновленка» была апробирована на базе «Назарбаев интеллектуальных школ» и, в условиях малого класса показала хороший результат: учитель за академический час успевает провести индивидуальную работу с каждым из 12 – 15 учеников.
Как итог – ученики НИШ – регулярные победители республиканских и международных предметных олимпиад и научных конкурсов, а их результаты в международных тестах типа PISA гораздо выше, чем у других казахстанских школьников.
Кстати, о лидерах рейтинга PISA. Ни в одной стране с высоким уровнем образования школьники не учатся в две смены. Где-то, как в Китае, уроки расписаны до самого вечера, где-то, как в Великобритании и Финляндии, после обеда дети занимаются спортом или творчеством.
Чем после школы занимаются казахстанские дети – вопрос не то, чтобы риторический.
Если родители могут оплатить и организовать логистику, то ребенок посещает спортивные секции, творческие кружки либо же занятия с репетитором. Но большинство семей такой роскоши, как дополнительное образование, себе позволить не могут.
Особенно остро эта проблема обозначилась в нынешнем пандемийном году. А вот последствия у нее куда более отдаленные.
Как отмечает Камила Ковязина в исследовании «Дистанционное образование в период коронакризиса», разрыв в качестве знаний между детьми из обеспеченных семей и семей с низким достатком наиболее остро проявится через несколько лет, когда получившие хорошее образование молодые люди не увидят для себя перспектив в Казахстане и захотят иммигрировать в страны с более высокой конкуренцией и качеством жизни.
А молодежь, получившая плохое образование, не сможет устроиться на высокооплачиваемую работу.
При этом, как подчеркивает Ирина Смирнова, именно школа может стать местом не только обязательного, но и дополнительного образования в сельской местности, а также для наиболее бедных городских детей.
В этой связи на первый план выходит вопрос не просто строительства новых зданий школ, но и их качественного оснащения.
Спортивное поле с современным покрытием, танцевальные и музыкальные классы, оснащенные лаборатории, собственный огород – вот минимальный список необходимых атрибутов для того, чтобы школа стала настоящим центром самых разнообразных знаний.
Если школьные классы освободятся в послеобеденное время, в них можно открыть множество платных и бесплатных кружков и секций.
ГДЕ НА ЭТО ВСЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
По подсчетам МОН, на строительство 800 школ нужно почти 900 миллиардов тенге – на первый взгляд огромные траты. Но что, если взглянуть на них как на инвестицию?
Ведь именно образование в современном мире – ключевой фактор превосходства одних стран над другими. Чтобы это понять, достаточно просто взглянуть на то, кто с 2000 по 2018 годы стабильно входит в пятерку лидеров рейтинга PISA: Китай, Япония, Финляндия, Корея, Сингапур. Не на них ли мы всегда мечтали быть похожими и по иным показателям экономики?
Страны – лидеры рейтинга PISA тратят на обучение одного школьника от 10 до 14 тысяч долларов ежегодно, Казахстан – по данным на 2019 год, 243 тысячи тенге, то есть примерно 600 долларов.
И о том, что финансирование образования нужно увеличивать, говорит не только МОН, но и президент страны. И тут очень важно понять, что повышение качества образования– задача ни одного лишь профильного министерства, но всей нации. Именно поэтому большинство школ из задуманных 800, по плану правительства, будут строиться в рамках ГЧП. Предполагается, что частник будет хозяйничать в построенной на его деньги школе 5 лет, а потом передаст ее государству.
И, естественно, обществу нужны гарантии того, что бизнесмены идут в образование не только ради личных выгод. Поэтому, как уверена мажилисвумен Ирина Смирнова, каждый проект государственно-частного партнерства строительства школы должен выноситься на общественную экспертизу: из каких материалов будет строиться новая школа, насколько необходимо строительство в каждом конкретном случае, удачно ли выбран участок – вот лишь краткий список вопросов, на которые должны отвечать и предприниматели, и госорганы.
По каждому проекту, безусловно, будут жаркие дискуссии, ведь у того, кто идет в сферу образования, есть собственное видение того, как решить те или иные проблемы отрасли.
Не секрет, что многие городские школы переполнены. Типовые здания рассчитаны на 1000 – 1200 учащихся, а принимают 3000 учеников и более.
Не так давно в Шымкенте была построена школа на 3000 мест. К слову, по проекту ГЧП. Может быть такое строительство оправдано?
В то же время те, кто живет возле городских школ в Алматы или Нур-Султане знают как запружены автомобилями родителей их дворы в начале и конце учебного дня. В некоторых странах мира для решения этой проблемы строят школы на 300 – 400 учеников. Этот способ, безусловно, затратнее, чем строительство огромных школ, но зато позволяет строить их в шаговой доступности для всех школьников.
Нельзя забывать и о постоянном поиске новых методик преподавания. Раздельное обучение мальчиков и девочек, упор на гуманитарные или естественные науки, спорт или творчество – сейчас некоторые родители уезжают из Казахстана за обучением по той методике, которая им нравится.
Развитие академической самостоятельности частных школ могло бы стать удачным решением данной проблемы. Почему, если родители согласны платить за экспериментальные образовательные методики, государство должно мешать?
В то же время не секрет, что на данный момент казахстанские частные школы доступны лишь казахстанцам со средним или выше среднего достатком. На ценообразование влияют не только амбиции основателей учебных заведений, но и рыночные реалии: большинство частных школ размещаются в арендованных помещениях, платят достаточно большие коммунальные платежи и высокие зарплаты педагогам.
Как считает Ирина Смирнова, в стране назрела необходимость разработки программы поддержки частных школ, показывающих высокие знания учеников в каких-то государственных или международных конкурсах, либо по итогам контрольных замеров знаний. Это могут быть повышенные суммы в рамках подушевого финансирования, налоговые послабления или иные меры.
Впрочем, интерес, с которым бизнес отнесся к идее государства о строительстве школ в рамках ГЧП, показывает, что в Казахстане не так много компаний, которые готовы вкладывать в развитие среднего образования ради развития страны.
Но и им нужны гарантии. В первую очередь того, что государство успеет подготовить квалифицированных учителей для формирования сильной педагогической команды.
Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости