«Ведомости Казахстана» посетили Международный сухой порт Сианя и Сианьский железнодорожный институт
Один из древнейших городов и одна из первых столиц Поднебесной империи – город Сиань, провинции Шэньси,становится сегодня центром международной торговли и аграрно-промышленного развития современного Китая.
Не случайно именно в этом городе располагается самый динамично развивающийся в КНР Международный сухой порт, который за десять лет работы захватил первенство в стране по объему переваленных грузов: именно с этой сухопутной «гавани» началось знакомство делегации казахстанских журналистов с возможностями торгово-промышленного хаба, в который превратился относительно недавно город с историей в три тысячи лет.
Почему Шелковый путь начинается в Сиане
Сиань стал отправной точкой Великого Шелкового Пути при императоре У-Ди (141-87 годы до нашей эры:правитель направил своего посланника Чжан Цяня в Среднюю Азию для создания союзов и обмена культурой, и вскоре караваны из Сианя стали поставлять китайский шелк и другие товары в Юго-Восточную Азию, Персию и Рим.
А Сиань стал олицетворением связей Поднебесной империи со всем остальным миром – и в начале XXI века эта его историческая роль была возвращена городу после строительства в нем Международного сухого порта, крупнейшего транспортно-логистического хаба в Западном Китае.
В Китае есть 109 городов, из которых в направлении 25 европейских стран регулярно курсируют грузовые поезда, но именно Сиань является лидером среди них по таким показателям, как количество рейсов, оборот тяжелых контейнеров и объем грузов.
С тех пор, как отсюда в ноябре 2013-го года ушел в Европу первый контейнерный состав, номенклатура отправляемых и принимаемых сухим портом Сианя грузов перевалила за 50 тысяч наименований.
«Мы предоставляем нашим грузоотправителям возможность транспортировать грузы не только в Европу, но и в Центральную и Юго-Восточную Азию, в Россию, у нас сейчас функционирует 17 международных маршрутов и 20 внутренних, — рассказал нам начальник канцелярии по партийным и административным делам Международного Сианьского порта Лю Хао. – Наши международные направления суммарно охватывают 45 стран мира, при этом следует учесть, что наши внутренние маршруты связывают нас с приморскими городами, то есть отправляемые по ним грузы тоже имеют возможность продолжения международного транзита.
И для нас железная дорога – это своеобразный символ сотрудничества Китая и Казахстана, где, как известно, в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Один пояс – один путь», тогда же был запущен и наш первый поезд.
При этом интенсивность рейсов из Сианя в другие страны только нарастала: в 2017 году это было 100 рейсов в год, в прошлом году запустили в общей сложности 4639 рейсов, в первой половине этого года мы произвели 3045 рейсов».
Представитель руководства Международного сухого портаубежден, что после проведения саммита «Китай – Центральная Азия» в мае текущего года в Сианесотрудничество Астаны и Пекина в транспортно-логистической сфере будет только нарастать.
Подтверждением этому является мартовское соглашение между национальной компанией «Қазақстан темір жолы»и администрацией Сианя о предоставлении китайской стороной земельного участка для строительства казахстанского терминала стоимостью 20 миллионов долларов на территории сухого порта Сианя.
Отметим, что в настоящее время до 40 % грузов в этот порт приходят со стороны Казахстана, также здесь формируется 30 % контейнеров от общего объема отгруженных контейнерных поездов сообщением Китай – Евросоюз, большая часть которых потом идет транзитом через Казахстан.
Казахстанский терминал в Сиане планируется запустить в эксплуатацию в конце текущего года, его полная мощность составит до 74 тысяч контейнеров в год и откроет казахстанским грузоотправителям доступ к 59 железнодорожным развязкам по всем направлениям Китая. А у китайской стороны появится свой логистический центр в Северном Казахстане.
«Мы достаточно давно и активно сотрудничаем с Северо-Казахстанской областью Казахстана и в сентябретекущего года откроем там Центр по обработке и перевозке зерна и масла, чтобы экспортировать их в Поднебесную, — рассказал нам Лю Хао.
– Этот Центр создаст дополнительные возможности по трудоустройству казахстанцев, он реализован китайской корпорацией Xian Aiju Grain and Oil Group и дислоцирован недалеко от завода «Тайынша-май», запущенного этой коммерческой структурой 6 декабря 2016 года в рамках инициативы «Один Пояс — Один Путь». Для нас эти два события – яркие свидетельства того, что наше двустороннее взаимовыгодное сотрудничество в дальнейшем будет только нарастать», — заключил он.
Кадровый состав для инфраструктуры контейнерных перевозок между РК и КНР
При этом в Сиане не забывают и о кадровой подпитке логистического направления – в этом городе еще в 1956 году был основан Сианьский железнодорожный институт.
Там будущих железнодорожников обучают более 680 собственных сотрудников, также к занятиям со студентами регулярно привлекаются более 200 специалистов Сианьского управления железных дорог и других предприятий железнодорожной отрасли.
Таким образом, студенты Сианского специализированного вуза получают знания от людей, которые являются практиками, причем обучение проводится с опорой на передовые современные стандарты.
Здесь есть модель настоящего вокзала с соответствующим электрооборудованием и диспетчерской: во внутреннем дворе института построили 4 рельсовые дороги, по которым под управлением студентов, «бегают»действующие локомотивы с составами.
И здесь обучают не только «своих» – в мае текущего года Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева (Satbayev University) подписал с Сианьским вузомсоглашение об обмене студентами, трансферте технологий, общих проектах в области науки и техники, а также о запуске программы подготовки инженеров-железнодорожников, необходимых в рамках сотрудничества Казахстана и Китая в сфере логистики.
В рамках нового соглашения казахстанские студенты получат возможность поехать на обучение в Китай по программе «1+3», где первый год будет отведен для изучения китайского языка, а следующие три года – для получения специальности.
А также модель «2+2», когда первые два года студент будет обучаться у себя на родине, а следующие два года – в вузе Сианя или Алматы. Так что теперь КНР и РК будут вместе готовить специалистов для наращивания грузопотока по своим территориям.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости