То же самое можно адресовать и к Казахстану, и к любой другой стране. Причем, если говорить о фермерах, то французские аграрии отнюдь не шикуют, а государство не спешит обильно опрыскивать их субсидиями.
Типичное фермерское хозяйство во Франции – это не самостоятельная единица, скорее это одна из многих составных частей целого профсоюза. И профсоюз диктует всем своим подопечным: какую культуру сеять, какие гибриды использовать, какими гербицидами обрабатывать, какие удобрения вносить, срезать или не срезать мужские цветки у некоторых видов растений и т.д. Вплоть до того, кому и в каких объемах продавать общий урожай.
С одной стороны, это замечательно, ведь всегда имеется отлаженный рынок сбыта, будь то внутри страны, на территории Евросоюза или шире – за его пределами. Такая организованность и дисциплина полностью соответствует духу европейского фермера.
С другой стороны, государство предъявляет жесткие требования к деятельности фермеров: если кто-нибудь из них сделал отступление от правил (не дай Бог использовал не те семена или гербициды, не удалил цветки и т.д.) его урожай попросту забракуют. Причем, проверка идет конкретная: от имени государства на поля выезжают инспекторы, которые исследуют посевы от «А» до «Я». И договориться с ними невозможно, потому что за ними придет черед новой проверки – независимой, в лабораторных условиях.
Механизм отлажен и работает как часы. И поверьте, если французский фермер сделает что-либо не так, пожаловаться он никуда не сможет, разве что небесам посетовать на судьбу. Однако сказать: «А вот там у них, в Казахстане, все гораздо проще!», ему в голову не придет.
Что касается быта фермеров и их инфраструктуры. Сельские домики у французов – стильные: каменные с черепичной крышей, но по квадратуре маленькие. Похоже, что это строительный техстандарт всей Европы. Чай, не Казахстан, вмещающий в себя несколько Франций и Германий. Зато в среднем собственной земли у них больше. Гектар-два гектара в руки – типичное равномерное распределение земельных участков по всей Франции. А дальше – вступление в профсоюз, который диктует или полная свобода, но тогда ты рискуешь оказаться со своим урожаем на обочине.
И уж точно невозможно себе представить, чтобы французский фермер, вальяжно сидя в кресле в Министерстве сельского хозяйства Пятой республики, требовал предоставить ему субсидии – на то, на это, на третье, на десятое…
По инфраструктуре особых отличий от казахстанских фермерских хозяйств я не увидел. Сеющая и уборочная техника, склады, коровники, доильные аппараты, домики для телят – все унифицировано, как один в один в Казахстане, России и полагаю, на большей части постсоветского пространства. Находясь на молочно-товарных фермах во французской глубинке, я не смог найти ни одного отличия от наших молочно-товарных ферм, где-нибудь в Акмолинской, Костанайской или Северо-Казахстанской областях.
Ах да, одно отличие все же имеется: у наших молочников то ли денег побольше, то ли они чураются некоторых видов работ. Например, глава фермерского хозяйства в 450 голов молочного КРС породы Голштин-Фриз в провинции Анжу, сам выполняет работы технолога по искусственному осеменению своего стада и сам же развозит переработанную и готовую продукцию (творог, молоко, йогурты) в магазины и рестораны региона.
Не исключено, что это делается, потому что у французского фермера каждый евро и евроцент на счету. Между прочим, нормы прибыли тамошних фермеров далеки от 100 %. 20-30 % в год для них уже неплохой результат.
Про рынки сбыта разговор особый. В Евросоюзе уже все расчерчено и поделено. Вклиниться в эту сложившуюся и устоявшуюся схему архисложно. Поэтому для многих фермеров существует одна дорога – за пределы зоны ЕС. Поэтому, европейские семеноводы, производители удобрений и гербицидов, наконец, фермеры со своей готовой продукцией очень заинтересованы в других рынках. В частности, в рынках России и Казахстана, Турции и Ирана.
Например, наша делегация в ходе обучения во Франции была объединена с российской делегацией. Мы представляли три региона – Астану, СКО и ВКО. Россияне же приехали из Москвы, Ростова-на-Дону и Краснодара. Параллельно с нами шло обучение и ознакомление с французским сельским хозяйством делегаций из Турции и Ирана.
Ответный визит вежливости Французская федерация производителей семян кукурузы и сорго (так называлась структура, познакомившая нас с Францией и аграрным сектором этой замечательной страны) в ближайшие месяцы обязательно нанесет в Россию, а затем и Казахстан. Планируются совместные выставки, переговоры, меморандумы, а возможно и контракты.
И это здорово. Потому что в очередной раз доказывает, что в вопросах продовольственной безопасности, обеспечения стран продуктами питания, открытия новых рынков сбыта, взаимодействия с учеными и организации новых научных центров, инвестирования в предприятия по переработке, рынки должны быть максимально открыты друг другу. Главное, чтобы все происходило на взаимовыгодной основе.
Ну а пока – насладитесь моими фото с французской глубинки: телятами, коровками и природой вокруг.
Автор:
Фермерские ведомости