Первый вице-министр сельского хозяйства Казахстана Арман Евниев, выступая накануне перед журналистами в Астане, заявил, что госпрограмма развития агропромышленного комплекса, рассчитанная на 2017-2021 годы в части автоматизации всех сельскохозяйственных процессов, начала работать на практике.
Например, уже сейчас доступно онлайн-субсидирование одного из 14 направлений — закупки удобрений. Минсельхоз уже собрал около 20 тысяч электронных заявок на общую сумму 18,2 миллиарда тенге, из них — 17,1 млрд. тенге выплачены заявителям.
Как пообещал Арман Евниев, полная автоматизация субсидирования по остальным направлениям будет реализована до конца года. Он убежден, что она не просто сократит сроки рассмотрения заявок на субсидии в среднем в 2,5 раза: с 18 до 7 дней, но и уменьшит коррупционные риски.
Что тут можно сказать: большому кораблю — большое плавание. Аграрное ведомство планомерно сдерживает свои обещания, как в сфере цифровизации АПК, так и по другим инициативам, которые выдвинуло еще в начале года.
Взять, например, программу доступного кредитования малых фермеров на ввоз и выращивание крупного рогатого скота. Саму концепцию госпрограммы развития мясного животноводства до 2027 года широко разъяснять в фермерской среде взялся именно первый вице-министр МСХ Арман Евниев. Помните его поездки по казахстанским регионам этим летом, когда он просвещал недоверчивых фермеров на предмет сбыточности всех индикаторов и показателей программы, главное — начать работать.
И вот в регионах уже раздаются кредиты на развитие малого животноводческого бизнеса под самые низкие проценты, которые только можно себе представить на постсоветском пространстве — 4 % годовых. И сами фермеры, профессионалы-практики, начинают отзываться о реализуемых планах Минсельхоза совсем с другим акцентом.
К примеру, фермер из Карагандинской области Дулат Байкенов, получивший кредит на завоз 50 голов Казахской Белоголовой оценивает инструменты кредитной программы «Сыбага» как на редкость выгодные.
Раньше до прихода в сельхозбизнес, будучи предпринимателем в другой сфере, он уже сталкивался с по-настоящему высокими процентными ставками: работал с кредитом под 24 % годовых и при этом успешно его погашал. А потому ставка вознаграждения в 4 % для конечного заемщика воспринимается им как «сигнал к действию»: можно не только участвовать в программе, но и погасить кредит за 3-4 ближайших года.
Фермер подсчитывает, что выгода кредитного продукта заключается еще и в том, что государство включает дополнительно свой пакет субсидирования тех или иных затрат фермерского хозяйства. Например, на приобретение сельхозтехники или оснащение скважиной для водопоя животных. В общей сложности, набегают солидные субсидии. В случае Байкенова из 31 млн. тенге кредита, субсидии в конечном итоге покрывают 11 миллионов. То есть, де-факто фермер возвращает кредитной компании лишь 20 млн. тенге.
Все разговоры о коррупции, родственных или дружеских связях, которые якобы помогают получить кредит, Дулат Байкенов резко отметает, называя их смешными. По его словам, дело не в коррупции и связях, а в том, что многие люди пасуют перед трудностями, а затем находят себе оправдания в виде блата, связей, знакомств, которых у них нет, а значит и отсутствует возможность заниматься полноценным бизнесом.
«Думаю, что у некоторых просто не хватает терпения собрать все бумаги или кому-то не интересно заниматься животноводческим бизнесом, вообще сельским хозяйством. Я с этим столкнулся, когда приобретал земельный участок в 670 гектар: у крестьянского хозяйства не было толком документов, оно не вело сельскохозяйственной деятельности, так что пришлось идти в архив и там поднимать все данные. И таких прецедентов достаточно много. Но сейчас постепенно становится все больше людей, которые хотят заниматься малым бизнесом именно в сельском хозяйстве и животноводстве. Более того, уже начинает работать мера, по которой можно поставить в залог приобретенный скот», — рассказал Дулат Байкенов.
Автор:
Фермерские ведомости