Эту удивительную истину открыл для себя недавно, что называется, по долгу службы. У нас часто можно услышать, что ввиду минимального использования в Казахстане минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов, наша страна оказалась в числе наиболее привлекательных поставщиков сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.
И про АЧС тоже можно заявить, что из-за отсутствия у нас поголовья диких кабанов, обитающих в лесах, а также за неимением традиций содержать в личных подворьях домашних поросят, Казахстан уверенно превращается в страну, где мировые потребители свинины в ближайшие годы начнут активно искать удовлетворение своим гастрономическим нуждам.
Так уж случилось, что одно из лютых заболеваний в животном мире, хоть и не передающееся человеку, однако наносящее серьезный экономический урон целым государствам, миновало нашу республику. Африканской чуме свиней или болезни Монтгомери – свыше 100 лет, но безжалостно бушевать в мире она начала именно в последние годы. В зоне риска – страны Западной Европы, куда она постепенно просачивается. Тогда как фермерские хозяйства на востоке Евросоюза уже столкнулись с этой дьявольской напастью, буквально переживая ее в эти дни.
Польша, Румыния, Венгрия, Чехия и Болгария, а с ними и страны Прибалтики ежегодно уничтожают десятки тысяч домашних свиней, недосчитываясь значительных прибылей. Да что там прибылей: животноводы Восточной Европы терпят перманентный экономический ущерб из-за разгула АЧС.
Кто не знает – болезнь неизлечима. Неизлечима настолько, что: либо взрослая особь погибает быстро в течение нескольких дней, либо ее все равно приходится «утилизировать». Ведь даже при хроническом протекании болезни и выздоровлении, животное навсегда остается переносчиком опасного вируса. А значит, так и так всех заразившихся свиней приходится умерщвлять, а потом предавать огню.
В наши дни Африканскую чуму свиней можно сравнить разве что с чумой, драматические пандемии которой разыгрывались в средневековой Европе, но только среди людей.
Сегодня АЧС «мертвой хваткой» вцепилась и в европейскую часть России. Калининградская, Белгородская, Новгородская, Ростовская, Омская и т.д. области РФ принимают на себя удар неумолимого вируса, который косит свиноводческие комплексы наших соседей. В качестве примера: этим летом в Калининградской области России поставлен своеобразный антирекорд – в одном крупном частном свинокомплексе пришлось уничтожить до 140 тысяч свиней одновременно.
Да и в общем, эпизоотическая ситуация у наших северных соседей по АЧС чрезвычайно тревожная: за 10 лет с момента первой регистрации вспышки Африканской чумы свиней в РФ, там уже уничтожено до 1 миллиона особей, а из 20-ти крупных животноводческих компаний, занимающихся выращиванием «свинины» на 10-ти площадках фиксировались случаи заражения Африканской эпидемией.
Про личные подсобные хозяйства (ЛПХ) говорить не приходится. Ныне они стали теневыми разносчиками «Африканки».
Мало того, чума свиней добралась и до Китая, который хоть и предпринимал повышенные меры ветеринарной безопасности, однако как один из крупнейших импортеров мяса свинины все равно не смог полностью застраховать себя от вспышек опасного заболевания. Увы, Африканская чума – необычайно живучая зараза, способная на протяжении долгих месяцев и даже лет гнездиться в сыром мясе, отходах жизнедеятельности или остатках пищи. Особенно эта инфекция хорошо себя чувствует в теплую и жаркую погоду.
Но Казахстан, слава богу, чаша сия миновала. Впрочем, во многом мы смогли избежать пандемии свиней благодаря нашему… природному ландшафту. Практически полное отсутствие лесов, делает невозможным существование диких кабанов. А как раз вепри и являются главными переносчиками этого жуткого заболевания. Причем, такая у диких кабанов, видимо, участь: в разных уголках мира (Южная Америка, Европа, постсоветское пространство, само собой Африканский континент) многие представители их породы являются носителями разрушительного гена АЧС.
Но это лишь одна составляющая, ведь кабаны должны заразить вирусом, для которого они просто являются резервуаром конечный объект – домашнюю свинью. И вот здесь в дело сами того возможно не подозревая вступают ЛПХ, где содержатся хрюкающие питомцы.
Как правило в таких хозяйствах, домашние свинки могут пастись и «крутить шашни» с представителями дикой фауны, а это в большинстве случаев однозначный диагноз: АЧС с летальным исходом для всего поголовья. Ведь нужно понимать, что при выявлении заразы, уничтожаются все свинки, поросята и хрячки, которые контактировали с инфицированной особью. Так как опять же коварство заболевания таково, что на вид здоровое животное может подать первые признаки болезни лишь через пару месяцев.
Однако и этой «второй составляющей» в виде ЛПХ, выращивающих свиней, в Казахстане практически нет. У нас свиноводство – локально, а не масштабно и изначально поставлено на профессиональную основу.
Таким образом, Казахстан оказался оазисом, свободным от Африканской чумы свиней.
Поэтому сегодня и Китай, и Россия смотрят на нас интересом, ожидая, когда мы будем способны удовлетворить их аппетиты в постоянных ежемесячных товарных партиях свинины. Отмечу, что в Китае ежегодно потребляют до 2 миллионов тонн свинины, которая остается самым ходовым мясом в Поднебесной, занимая 65 % гастрономических предпочтений китайцев в этом продукте.
В свою очередь, Россия каждый год «переваривает» до 265 тысяч тонн мяса свинины.
Наконец, есть и Евросоюз, на рынок которого зайти архисложно, но можно, если речь идет об уникальном продукте, произведенном в чистой местности, лишенной даже намека на опасное заболевание, разразившееся в мире.
В местности, свободной от диких кабанов и «свинских» подсобных хозяйств.
Автор:
Фермерские ведомости