За информационными баталиями вокруг участия Касым-Жомарта Токаева в Петербургском международном экономическом форуме (приглашение было получено еще 10 февраля и тогда же дано согласие) многие как-то упустили третье слово в названии мероприятия. Между тем, экономическая повестка лидера Казахстана была главной в практическом смысле визита.
ТАТАРСТАН И БАШКОРТОСТАН
В ходе юбилейного XXV форума в Санкт-Петербурге президент Токаев посетил павильоны Татарстана и Башкортостана, где встретился с очень представительными делегациями из этих регионов Российской Федерации. Если здоровый интерес к Татарстану носит уже традиционный характер – глава Казахстана посещал его промышленные центры в феврале – то возросшее внимание к потенциалу Башкортостана стало приятной новостью.
Дело в том, что ПМЭФ – это весьма представительное место, на котором не только говорят, но и смотрят, чтобы обсудить увиденное в деловой атмосфере и определиться с форматом сотрудничества.
Поэтому свои павильоны и стенды разворачивают области и республики РФ, крупные компании и банки со штатом сотрудников в десятки тысяч человек, различные масштабные проекты вроде космического, арктического или транспортного коридора Север-Юг, который сегодня выступает в роли альтернативы-дублера маршруту через Суэцкий канал.
Если по часу ходить из павильона в павильон, а двух одинаковых там нет, и многие хозяева выставочных площадей сильно стараются блеснуть оригинальностью (креативная экономика на дворе), то всей четырехдневной работы Форума на это не хватит.
К тому же проходят по десятку различных секций одновременно, где обсуждаются вопросы от импортозамещения в медицинской промышленности и будущего банков до развития искусственного интеллекта и нематериального культурного наследия в качестве экономического фактора.
При всем этом созвездие регионов, которым есть что показать, можно назвать стержневым каркасом, вокруг которого строится инфраструктура с новыми партнерами и инвесторами. В конце концов транспортные пути, заводы, университеты, культурные достопримечательности и природные красоты так или иначе привязаны к конкретной территории и людям на ней.
Татарстан сегодня один из топ-лидеров РФ. Не случайно Касым-Жомарт Токаев в феврале счел нужным лично посетить производственный кластер ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах и посмотреть производственные возможности крупнейшего российского производителя грузовиков вблизи.
Напомним, что официально промышленное сотрудничество «КАМАЗа» с Казахстаном началось в 2005 году, когда было образовано совместное предприятие АО «КАМАЗ-Инжиниринг» по сборке автомобильной техники «КамАЗ» для внутреннего рынка РК. В реальности же многие уроженцы республики строили производственные корпуса на левом берегу Камы еще в первой половине 70-ых годов, когда «Камаз» был объявлен ударной комсомольской стройкой в СССР.
Этим летом в России спрос на теплоходные путешествия по рекам вырос на 80 %. Татарстан и здесь выступает одним из лидеров развития приречного туризма. Указанная форма туризма (в первую очередь внутреннего) – это ведь не только корабли и пристани.
Нужны еще привлекательные места, которые путешественникам интересно посмотреть при сходе на берег, предприятия общественного питания, развлекательные моменты, сувенирная индустрия, а все это вместе должно быть связано эффективной транспортной сетью, чтобы люди быстро попадали из точки А в точку Б и в срок возвращались на судно.
Башкортостан является территориальным соседом Татарстана, и они вместе входят в Приволжский федеральный округ. По населению Башкирия даже немного больше – 4 млн жителей против 3,9 млн в Татарстане. Уфа – это традиционный центр НПЗ, химии и нефтехимии. В последние годы Башкортостан быстро прогрессирует в плане информационных технологий.
КАДРЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В отношении Казахстана Татарстан и Башкортостан объединяет то, что в обеих республиках в «товарных» количествах обучаются студенты из нашей страны. С приходом к власти президента Токаева стала расти группа казахстанцев, которые на промышленных предприятиях этих двух российских регионов получают промышленную квалификацию (в первую очередь по линии нефтепереработки, нефтехимии и машиностроения), а потом идут работать на заводы-партнеры в рамках казахстано-российской промышленной кооперации.
В работе ПМЭФ-2022 по линии машиностроения, трансферта технологий (сейчас появилось модное словосочетание «технологический суверенитет») участвовали представители ГК «AllurAuto», которая объединяет автомобильное подразделение «СарыаркаАвтоПром» и сельскохозяйственное машиностроение в лице «АгромашХолдинг KZ» в городе Костанай.
На пике глобализационных надежд в Казахстане, а во-многом и в России тиражировалось мнение, будто промышленность и промышленные технологии не так важны, как об этом думали при Советском Союзе. Если страна богата природными ресурсами, то нужно копать руду, добывать нефть, валить лес, а на вырученные деньги покупать что душе угодно.
Доходило до того, что в Российской Федерации даже ловлю рыбы в своей исключительной морской экономической зоне собственными кораблями осуществлять не хотели – предпочитали продавать квоты на вылов иностранным игрокам.
Аналогично никто не собирался готовить собственные промышленные кадры. Мол, на нефтедоллары любых специалистов купим.
С одной стороны, трудно винить людей, которые в тучные годы настроены так позитивно, что не хотят думать о потенциальных рисках. А с другой стороны те, кто думал обо всем правильно уже тогда, вроде Петербургского тракторного завода (индустриальный партнер «АгромашХолдинг KZ» по тяжелым тракторам «Кировец»), сегодня не испытывает проблем с комплектующими, потому что очень высокий уровень локализации.
Президенту Токаеву одновременно и легко, и трудно. Легко из-за того, что в условиях мировой гибридной войны любому вменяемому лидеру понятны приоритеты: нужны производства, технологии, надежные партнеры. Критически важный товар могут не продать даже за очень много долларов, просто потому что нарушены логистические цепочки или введено эмбарго.
А трудно потому, что не по его вине, но потеряно много времени: где-то из-за ошибок в стратегии, а где-то на почве лени и нежелания идти дорогой развития. Про коррупцию и компрадорский подход тоже забывать не будем.
Суетливость – одна из самых нехарактерных черт для главы государства. Психотип и качественная дипломатическая школа за долгие годы поработали фундаментально. Но если мы посмотрим на график его встреч после консолидации верховной власти в январе текущего года, то не каждая белка в колесе такой темп выдаст. А повестка одна и та же: стратегия, кадры, усилия, поиск партнеров, защита национальных интересов. Теперь еще избегание вторичных санкций ко всему этому блоку добавилось.
Спасибо счастливой звезде Казахстана, что у него есть свои зерно, энергоносители, и не до конца потерянное советское наследие в виде культуры труда, технических школ, производственных мощностей и промышленной инфраструктуры. Самый современный завод бесполезен, если к нему не подвести электричество, воду, тепло, транспортные пути. Даже для майнинга криптовалюты нужна электрическая энергия. Хорошо, хоть с этой сомнительной игрушкой расстаемся.
На почве вышеперечисленного у Касым-Жомарта Токаева интерес к Татарстану и Башкортостану, где с одной стороны больше промышленного потенциала сохранили от советского периода, а с другой тоже в ускоренном темпе занимаются возрождением утраченных отраслей и развитием новых. Всегда легче двигаться по протоптанной дорожке, а в идеале еще и с гидом.
АПК ПРОТИВ ГОЛОДА
Над заседаниями и опросами экспертов в рамках ПМЭФ кружилось много потенциальных угроз, которые уже обозначили свой силуэт на горизонте. Одной из самых опасных остается вероятность большого голода. Проблема глобального голода в условиях мировой гибридной войны и явного экономического кризиса в том, что он становится многосоставным.
Раньше проблему составляли главным образом засухи или наводнения, а теперь их целый букет. Здесь и блокирование поставок удобрений (между удобрениями и урожайностью прямая связь), и мины на морских коммуникациях, и сорванные посевные из-за боевых действий, и ограничения на экспорт сельхозпродукции, и угроза искусственного провоцирования зоонозных заболеваний…
В данном ряду стоят и проблемы с поставками сельскохозяйственной техники. Они становятся особенно опасными, когда создаются специально и злонамеренно, целенаправленно и с привлечением разнообразных ресурсов.
Казахстан формально ни в каких геополитических разборках не участвует и проводит последовательную миролюбивую политику, но когда на пороховом складе случается пожар, то достается не только его работникам. А современный мир в силу передовых средств коммуникаций стал предельно компактным.
Специалистам не требуется пояснять тезис о том, что чем более могучая промышленная база (особенно в сфере сельхозмашиностроения) – тем выше у страны уровень обеспеченности продовольствием.
А вот для городского обывателя не всегда очевидна роль, выполняемая сельскохозяйственной техникой в том, чтобы различные продовольственные культуры могли проделать путь от поля до прилавка.
В реалиях Казахстана политическому руководству важно иметь блоки, на которые можно опереться в сфере АПК. Одной из таких точек опоры выступает Локализационный центр, запуск которого осуществила компания «АгромашХолдинг KZ».
Общая площадь производственных мощностей составляет более 36 тысяч квадратных метров. На них расположились универсальные цеха с высокопроизводительными современными станками и технологическими автоматизированными линиями; общежитие, офисные помещения и учебный центр. Все это дает симбиоз комфортным условиям заводчан и продвижению отечественного производства компонентов для сельхозтехники на качественно новый уровень.
Компанией был закуплен широкий ряд современного оборудования – это порядка 55 единиц новых станков и производственных линий, которые позволяют увеличить как мощность, качество, так и объемы производимых компонентов для тракторов, комбайнов, сеялок, жаток и прочих помощников сельхозтоваропроизводителей.
Стоит напомнить, что станок XXI века часто обладает просто широчайшими производственными возможностями и в каких-то вопросах способен заменить целый цех со станками поколения XX века.
Вообще-то сельскохозяйственная тематика постоянная спутница заседаний Петербургского международного экономического форума, но на юбилейном XXV-ом она так или иначе присутствовала очень широко.
Здесь мы снова возвращаемся к Татарстану с его высокоразвитым АПК и Башкортостану, где «башкирский мед» уже сложившийся бренд. Обе республики интересны разнообразием игроков на сельскохозяйственном поле в плане их размеров.
Здесь и крупные компании различного производственного профиля, крупные и малые фермеры, ЛПХ (личные приусадебные хозяйства). Как результат, есть уже готовые и проверенные временем технологии работы по различным целевым производственным группам.
Поэтому совершенно правильно, что Касым-Жомарт Токаев в своем плотном графике нашел время зайти в павильоны тюркских евразийских родственников.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости