Как много общего между ними, что становится ясно только при близком знакомстве с животноводством и пчеловодством.
В первую очередь, это порода, идущая от «маточного поголовья». В Казахстан недаром завозили породистый и дорогой крупный рогатый скот из дальнего зарубежья, а теперь планируют наращивать племенной КРС за счет импортных поставок из ближнего зарубежья. Да, с одной стороны нужно увеличивать поголовье внутри страны. Но оно должно быть не абы какое, а качественное. То есть, на откормочной площадке давать привес в 1,5 килограмма в сутки, а не 400 граммов, как у беспородных бычков. Притом, что потреблять и те и другие будут одинаковый объем кормов.
Точно также и с пчелами. Только там генетика возведена в еще больший абсолют. Так, в Казахстане вообще нет аборигенной породы пчелы: была «среднерусская», которая постепенно превратилась в «темную илийскую» и мигрировала в Китай. Все же наши нынешние пчелы – сплошь завозные «карпатские», с Западной Украины. Это очень хорошая порода – летает и работает она круглосуточно, как в светлое, так и темное время суток, к тому же умеет пережидать дождь и непогоду, находясь в пути. Стоимость одной матки или «главы пчелиной семьи» — 12 тыс. тенге. Но это самый минимум, потому что я не беру затрат на улей.
Так вот, одна такая пчеломатка формирует один улей, который в наших широтах, за сравнительно короткий летний сезон, может выдать до 100 килограммов меда. Для сравнения, беспородная пчела, став главой пчелосемьи и сформировав улей, способна выдавить лишь 10-20 килограммов меда за сезон. Чувствуете разницу.
Кстати, насчет того, что жалит или не жалит. Рой пчел, а равно их агрессивное поведение – это признак беспородности. Племенные пчелы, как правило человека не кусают, потому что их высокая миссия, которая вшита в их коллективное бессознательное – это трудиться и еще раз трудиться. Поэтому они не способны пожертвовать даже одной пчелкой, которая ужалив, должна умереть. Как правило, среди племенных пчел жалят старые особи, которые и так готовятся «на выход», отработав свой жизненный цикл.
Что самое интересное, среди пчеловодов самым страшным грехом считается смешать породистую племенную пчелу с беспородным трутнем. Это даже больше чем в мясном или молочном животноводстве загубит все дело и причинит огромные финансовые убытки. Поэтому в радиусе облета пчел с одной пасеки – 3 километра, не должно быть ни одного другого пчелохозяйства. А если речь идет о племенной пасеки, то в радиусе – 7 километров, так как «пчелиная королева» работает на большом расстоянии. У пчеловодов принято говорить «облететься» — ну то есть, как в животноводстве «покрыть стадо». Пчела «облетелась» — значит, познакомилась с трутнем и скоро даст потомство.
В урочище Кастек, что в Джамбульском районе Алматинской области, мы стали свидетелями, как у хозяйки довольно большой пасеки, случилась беда – 50 ульев с молодыми породистыми матками пришлось выкинуть на свалку! Потому что один умник забрел со своими передвижными ульями на ее территорию – абсолютно безграмотный и незаконный шаг. Он поставил улья со своими беспородными пчелосемействами на расстоянии в 500 метров. И таким образом, его «неправильные» пчелы вступили в половой акт, «облетелись» с «правильными» пчелами хозяйки отменного меда. В итоге, потомство вышло – желтым, облезлым, «побитым». 50 пчелиных семейств – коту под хвост, трехмесячная работа – насмарку, ущерб в сотни килограмм, а может быть и тонны меда. О недополученной прибыли в деньгах уже молчу.
В общем, маточное поголовье, порода – архиважна. И у пчел, и у быков.
Автор:
Фермерские ведомости