На этой неделе принял участие в Суб-региональном семинаре по зоонозным заболеваниям для стран Центральной Азии и Южного Кавказа, который проходил в Астане. Организаторами этого сверхполезного форума выступило Международное эпизоотическое бюро (МЭБ) и Минсельхоз Казахстана.
В столицу Казахстана съехались делегаты из всех стран Центральной Азии: Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. Прибыли делегации из Закавказья: Азербайджана, Грузии и Армении. Приехали специалисты из России. А основными докладчиками выступили эксперты МЭБ: из Великобритании, Франции, Швейцарии и Австралии.
Основной «разбор полетов» коснулся трех видов заболеваний, передающихся от животных человеку и имеющих для него фатальные последствия: бруцеллеза, эхинококкоза и бешенства. И если бешенство стоит выделить в тему для отдельного разговора, то бруцеллез и эхинококкоз как серьезные заболевания, зачастую передающиеся человеку именно от сельскохозяйственных домашних животных, можно обсудить прямо сейчас.
К тому же, как заявили эксперты МЭБ, наличие или отсутствие, например, бруцеллеза в стране, умение контролировать и быстро купировать его вспышки, как правило свидетельствует об экономическом потенциале государства, об отлаженно действующей ветеринарии и о грамотной пропаганде со стороны государства мер защиты от этой напасти.
Дело в том, что – увы, вакцины против бруцеллеза, поразившего человека, в мире сейчас не имеется. Об этом на мероприятии в Астане сообщил Эндрю Уитмор – эксперт Международного эпизоотического бюро из Великобритании.
Причем, раньше она существовала, но как временное противоядие для людей, работающих в зоне риска, изобретенная советскими учеными-ветеринарами. Ею даже прививали казахстанских специалистов и сельчан еще до середины 1990-х годов. Но все изменилось.
И сейчас противобруцеллезная вакцина для человека существует лишь в России, и то она оказывает весьма ограниченную профилактику, применяясь против штамма вируса, распространенного у коз и овец. А так как основными передатчиками бруцеллеза являются в основном молочные коровы через свое парное, не прошедшее термическую обработку молоко, то и она не может гарантировать защиту в большинстве случаев.
А между прочим, бруцеллез проявляется у человека в виде шизофрении, поражая клетки головного мозга и центральную нервную систему. Смерть от этой болезни в случае заражения может быть неминуемой и мучительной, такой же, как и смертью от бешенства.
Полагаю, что это слишком дорогая цена, которую способен заплатить кто-либо за слабость и веру в пропагандистскую чушь о пользе употребления парного непастеризованного молочка прямо из-под коровки.
Интересно, что другой эксперт МЭБа – Клэр Понсарт отметила, что в мире известно множество штаммов бруцеллеза, однако самыми распространенными являются разновидности вируса из Южной Америки (преимущественно Бразилии и Колумбии), из Северной Америки и Арктической части России, а также штамм, прижившийся на территории постсоветского пространства.
Еще она подчеркнула, что не бывает так, чтобы в стране фиксировались случаи бруцеллеза среди людей, но не было зафиксировано очагов этой болезни среди животных, того же крупного рогатого скота.
Также она добавила, что Европа в этом смысле не представляет собой образец благополучия: то тут, то там в зоне Евросоюза происходят вспышки бруцеллеза. Она их связывает с миграцией населения Северной Африки и Ближнего Востока в ЕС. Например, она полагает, что бруцеллез во Францию приносят с собой выходцы из Алжира, а в Бельгию и Германию – мигранты из Турции и стран Ближнего Востока.
Вообще, в странах, где культурной традицией остается употребление сырого молока в пищу, уровень заболеваемости людей бруцеллезом достаточно высок. Это не только ближневосточные страны, но и Африка, часть Южной Америки и Центральной Азии. Например, в ЦА эксперты Международного эпизоотического бюро фиксировали случаи заболевания людей бруцеллезом в Кыргызстане.
Считается также, что распространение бруцеллеза в той или иной стране способно оказать самое негативное влияние на ее экономическое развитие и на ВВП.
Референт-лаборатория во Франции, где работает Клэр Понсарт, выявила 12 видов бруцеллеза в мире. Среди них есть такие диковинные штаммы, как бруцеллез у бабуинов, в лимфоузлах лисиц и даже у летучих мышей.
Она уверяет, что бруцеллез человеку может передаваться при забое животных, при аборте у сельхозживотных, при выделении экскрементов, вагинальных выделений, семенной жидкости и мочи. Притом, что как уверяет ученый вирус может попасть в человека и воздушно-капельным путем: при вдыхании отравленных паров.
Но все же, нужно отдавать себе отчет, что наиболее уязвимым человек перед бруцеллезом оказывается в момент употребления непастеризованного парного молока.
Что касается, эхинококкоза, то о нем на форуме хорошо рассказал эксперт МЭБ из Цюрихского университета Пол Роберт Торгерсен. Это не менее коварное заболевание. Основными ее возбудителями являются гельминты, паразиты, которые развиваются в собаках. Вот, кстати, почему правильно обязательно очищать улицы городов от бродячих псов. Бродячие собаки как правило являются переносчиками этого страшного заболевания, не говоря уже об их возможном заражении вирусом бешенства.
Однако от собак в сельской местности так просто не избавишься: это главные помощники пастухов или ковбоев. Так вот, выходя из собак, гельминты эхинококкоза попадают в траву, а затем на шерсть – обычно мелкого рогатого скота. Да, да, промежуточными переносчиками эхинококкоза являются в основном бараны и овцы. Затем при контакте с ними может заразиться и сам человек.
Коварство этого заболевание кроется в том, что инкубационный период, связанный с развитием паразита внутри человека, может длиться несколько лет. Как и бруцеллез оно имеет псевдоформы, что способно ввести в заблуждение безграмотного врача: например, поражая печень, может сбить с толку и привести к постановке неверного диагноза – «гепатит». Или эхинококкоз головного мозга, как и бруцеллез, может мимикрировать под психические расстройства, шизофрению, вызывать депрессию или эпилептические припадки.
Пол Роберт Торгерсен высказал в Астане интересную мысль: по его словам, главным рецептом борьбы с эхинококкозом должен стать карантин собак, их так сказать дегельментизация. Это что касается сельской местности, ну и, разумеется, отлов бродячих животных в городах, что давно считается признаком стран с экономическим порядком и благополучием.
В свою очередь, еще один приехавший эксперт – Мерикселл Донаден из Мельбурнского университета рассказала довольно жуткие истории болезни и выздоровления от эхинококкоза, которые она фиксировала в Кыргызстане и Индии. И там, и там, чтобы спасти людей потребовались дорогостоящие операции по пересадке печени. Вы понимаете, что в случае с эхинококкозом головного мозга, летальный исход был бы 100-процентным. В Индии, например, удалось сделать местным врачам за 30 тысяч долларов.
Но это еще половина истории. Другая ее часть заключается в том, что люди, пережившие эхинококкоз печени, всю оставшуюся жизнь все равно вынуждены употреблять дорогостоящее лекарство из расчета – 100 долларов в месяц. То есть, на поддержание жизни после успешной операции им необходимо около 1,2 тысячи долларов в год. И тогда они вполне могут дожить до старости, в противном случае как заявили эксперты МЭБ смерть неизбежна.
Поэтому, пейте только то молоко, которое прошло термическую обработку и не ешьте плохо приготовленное и прожаренное мясо баранины. Старайтесь соблюдать правила личной гигиены при контакте с животными, особенно с собаками и баранами. И только потом рассчитывайте на то, что от вас мало зависит: на успешную дегельментизацию собак в сельской местности ветеринарными службами и на появление все большего числа профессиональных фермерских хозяйств в молочном животноводстве.
Автор:
Фермерские ведомости