Костанайское предприятие АО «АгромашХолдинг» с 2009 года производит совместно с белорусским партнером ОАО «Гомсельмаш» комбайны марки Essil, в Семее на мощностях «СемАЗа» в партнерстве с МТЗ (Минским тракторным заводом) с 2009 же года выпускается девять различных моделей колесного трактора «Беларус», годом позже выпуск сельскохозяйственной колесной техники МТЗ был освоен и в Кокшетау, на мощностях Казахстанской Агро Инновационной Корпорации.
Белорусские бренды сельхозтехники были востребованы у казахстанских аграриев и до того, как их начали собирать в Казахстане: наша редакция решила разобраться с тем, как Республике Беларусь удалось не только сохранить свое сельхозмашиностроение в 90-е годы прошлого столетия, но и вырваться в лидеры этой отрасли на постсоветском пространстве в настоящее время.
АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА НУЖНО НЕ ИЗОБРЕТАТЬ, А МОДЕРНИЗИРОВАТЬ
Трактор «Беларус», который сейчас собирается в Кошкетау и в Семее, является легендой Минского тракторного завода – появившаяся еще в 1953 году колесная модель, востребованная в сельском хозяйстве, по соотношению «цена – качество» часто в шутку сравнивается с автоматом Калашникова. Который привлекает многие армии мира своей безотказностью, неприхотливостью и относительной дешевизной – «Беларус» принадлежит к той же самой категории продукции.
Востребованной не только на постсоветском пространстве: в 2021 году, до введения санкций в отношении Белоруссии МТЗ экспортировал около 10 тыс. «Беларусов» в Восточную Европу: «Калашников на колесах» охотно брали румынские, польские и венгерские аграрии. Еще 26 тыс. единиц этой модели, собранных в Минске, разлетелись в прошлом году по странам СНГ – и это, не считая продукции тех предприятий, которые собирают «Беларусов» за пределами республики: такие «дружественные» площадки у МТЗ есть не только в Казахстане, но и в России: в Елабуге и в Череповце.
Понятно, что нынешний «Беларус 82.1» (самая востребованная модификация модели) кардинально отличается от МТЗ-1 1953 года издания. Но при всех изменениях в Минске старались сохранить две принципиальные качественные характеристики, заложенные в эту машину еще в середине прошлого века: способность агрегата работать в любых климатических условиях, а также приспособленность к любой почве, в том числе – и с низкой несущей способностью.
Иными словами, «Беларус» может работать на любой, даже самой «нежной» почве и в лютые холода, и в изнуряющую жару, отсюда и сравнение с самым известным в мире стрелковым автоматическим оружием. И планы по дальнейшей экспансии у МТЗ аналогичные: генеральный директор минского предприятия Виталий Вовк в середине октября текущего года заявил, что МТЗ готов развернуть сборочное производство «Беларусов» в Панаме, чтобы завоевать рынки государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Тем более, что на подходе новая модель «Беларуса», вполне соответствующая времени.
Речь идет о беспилотнике АЗ523 i, который минский завод презентовал летом этого года на выставке «Белагро-2022»: новая модификация «топовой» машины может управляться удаленно с помощью смартфона.
Также программу действий можно заложить в этот трактор с помощью съемного носителя – диска или флешки, если на каком-то участке существуют проблемы с сотовой связью, беспилотник от МТЗ также оснащен GPS-навигацией и системой точного земледелия.
И при этом постоянном совершенствовании «Беларусы» остаются одними из самых дешевых тракторов в мире в своих классах, в разы дешевле зарубежных аналогов.
Той же политики (постоянно совершенствовать топовую продукцию, сохраняя ее базовые характеристики) придерживаются и на «Гомсельмаше» – предприятии, где собираются комбайны «Полесье», ставшие прототипом казахстанского Essil. Самая передовая машина гомельского завода – это комбайн КЗС – 1218 «Полесье GS12», который в линейке продаваемой во всем мире сельхозтехники занимает весомое место.
И если МТЗ еще только присматривается к южноамериканскому рынку, то «Гомсельмаш» уже давно имеет представительство в Аргентине.
В этом году на «Белагро-2022» гомельское предприятие устроило премьерный показ первого белорусского зерноуборочного комбайна с роторной схемой обмолота и сепарации GR700, главные преимущества которого – минимальные потери урожая, бережный обмолот, снижение дробления и микроповреждения зерна в сравнении с классическими комбайнами.
В общем, белорусские производители сельскохозяйственной техники, не отказываясь от прежних своих наработок, активно занимаются модернизацией своей продукции. Такой производственной политики можно придерживаться только при уверенности в наличии гарантированных рынков сбыта (как минимум внутренних). А эти гарантии, в свою очередь, производителям может дать только государство, поскольку агропромышленный комплекс во всем мире является субсидируемым – в большей или меньшей степени.
КАК РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ СЕЛЬЧАН В БЕЛОРУССИИ СТИМУЛИРУЕТ ЭКСПОРТ
В апреле этого года власти Республики Беларусь выпустили Указ № 147 «Об осуществлении эмиссии акций дополнительных выпусков», согласно которому в обмен на ранее предоставленное государством финансирование сельскохозяйственным предприятиям предлагалось выпустить акции на сумму оказанной господдержки и передать их в собственность областных властей.
Совокупный объем данных операций составил более 260 млн белорусских рублей (48,4 млрд тенге), из которых 43,6 млн рублей пришлось на аграрные предприятия Брестской области, 113,8 млн – Витебской области, 103,7 млн – Гомельской области.
При этом даже отсутствие собственного капитала у предприятий, включенных в перечень, не является основанием для исключения предприятий из перечня кандидатов на реструктуризацию, хотя такое предприятие не может осуществить дополнительный выпуск акций за счет собственных средств. Указ в таких случаях, по сути, предусматривает предоставление бессрочной отсрочки (с 2023 года и в последующие годы), пока у аграриев не появится возможность для покрытия долга.
То есть аграриев (читай – основных покупателей сельхозтехники) в Республике Беларусь банкротить не принято. В трудные времена государство в лице местных исполнительных органов заходит в их капитал и терпеливо ждет урожайных лет, когда производители смогут выкупить эту долю обратно, вернув государству долги.
При такой схеме фактически бессрочной государственной поддержки покупателя со стороны государства сельхозтехника на внутреннем рынке всегда будет иметь гарантированный объем сбыта.
Однако у государственной поддержки есть и обратная сторона: на внутреннем рынке Республики Беларусь спрос постепенно снижается не потому, что у аграриев нет денег, а потому, что изношенность по основным видам сельскохозяйственной техники там не превышает 10 – 20 % по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия этой страны.
Неудивительно поэтому, что тот же МТЗ ежегодно экспортирует более 50 % собранных в Минске тракторов (в прошлом году – 36 тыс. из 50 тыс. произведенных). И неудивительно, что производители белорусской сельхозтехники стремятся открывать свои производства за рубежом, поближе к емким рынкам сбыта.
Казахстан является одним из таких привлекательных рынков для белорусских производителей: сельское хозяйство страны располагает значительным, но недостаточным парком тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, средний износ машинно-тракторного парка составляет порядка 80 %, доля крайне изношенных основных видов сельхозтехники (старше 15 лет) составляет по тракторам – 79 %, по комбайнам – 54 %, по сеялкам – 86 %, по жаткам – 63 %.
В проведении полевых и уборочных сельскохозяйственных работ в Казахстане ежегодно участвуют более 150 тыс. тракторов и 88 тыс. сеялок, а также около 40 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой необходимой техники. При требуемом технологическом уровне обновления 10 – 12,5 % в год на сегодняшний день обновление в стране происходит лишь в пределах 1 – 3 % в год, то есть простор для деятельности производителей сельхозтехники в Казахстане действительно широкий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СТРАНОВЫМ ЗАПРОСАМ – КЛЮЧ К НОВЫМ РЫНКАМ
В настоящее время в Казахстане сборочным производством различных моделей сельскохозяйственной техники и тракторов известных брендов занимаются более тридцати машиностроительных предприятий, которыми освоено производство комбайнов, колесных тракторов, опрыскивателей, сеялок, жаток, плугов и рыхлителей, косилок и иного оборудования.
Казалось бы, рынок заполнен и найти на нем новую нишу будет сложно, однако белорусские производители нашли выход из положения, в том числе – и за счет новых наработок под конкретный рынок.
Так, уже упомянутый «Гомсельмаш» еще в 2015 году запустил конвейерное производство новой модели рисоуборочных комбайнов КЗС-2-1218Р, разработанных специально для нужд сельского хозяйства Республики Казахстан. В 2014 этот же завод разработал новую специальную машину – хлопкоуборочный комбайн ХМП-1,8, которая агрегатируется со специальным колесным трактором «Беларус-80Х» от МТЗ – и была принята на ура казахстанскими же аграриями.
Учитывая же, что белорусские аналоги, собранные в Казахстане, стоят как минимум вдвое меньше сельскохозяйственной техники из дальнего зарубежья, а техническому оснащению, производительности и даже по степени комфорта для водителя ей уже ничем не уступают, становится очевидным, что расширение линейки белорусской продукции в Казахстане – это вопрос самого ближайшего времени.
Тем более, что введение утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику резко повысило интерес к местной продукции, доля продаж которой в общем объеме в сельскохозяйственном машиностроении выросла с 74 % в 2019 году до 90 % в 2021-м.
А постоянный прирост площадей посевов в Казахстане (с 22,6 млн га в 2020-м до 23,1 млн га в 2022-м) увеличивает общую потребность страны в комбайнах, тракторах и иных видах сельхозтехники.
И закрывать эту потребность лучше продукцией от производителей, проверенных временем, что казахстанский бизнес и делает, создавая совместные сборочные площадки с белорусскими производителями.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости