В действующем кабинете министров меньше коррупции и клановости, больше – командности и желания «остаться в истории».
В преддверии расширенного заседания правительства с участием президента, назначенного на 24 января, в обществе с завидной регулярностью начали запускать слухи о якобы предстоящей отставке кабинета министров Аскара Мамина. По большому счету, эти вбросы носили в основном психоэмоциональный характер, с расчетом на то, что у кого-то раньше времени сдадут нервы. Или по принципу окна Овертона – самосбывающегося прогноза, о котором нужно успеть прокричать, чтобы те, кто принимает решения – задумались, а не поступить ли подобным образом, раз такая необходимость назрела.
СТАБИЛЬНЫЙ КАБМИН, БЕЗ НАДРЫВА
Однако нужно отдавать себе отчет, что как премьер нынешнего периода, основным критерием которого является плавность, а не спешка, способная наломать дров, Аскар Мамин далеко еще не исчерпал свой ресурс и не отработал выданный ему кредит доверия.
Более того, по некоторым вопросам правительство Казахстана сумело хорошо продвинуться вперед за относительно короткий срок, ведь, если вспомнить, с момента назначения действующего кабмина в конце февраля 2019 года не прошло и года.
В начале минувшего года Елбасы Нурсултан Назарбаев резко поменял правительство Бакытжана Сагинтаева, назначив на его место действующего премьера и равноудалив некоторые фигуры из тогда еще Астаны потому что требовалась срочная перезагрузка системы.
Кроме того, республика вступала в открытую фазу транзита президентской власти, заблаговременно подготовленную на законодательном уровне, поэтому крайне необходима была смена главы правительства Сагинтаева, которое возможно и не было столь неэффективным, как о нем предпочитали отзываться в первые дни после отставки, но и звезд с неба не хватало.
Фоном годичной давности представала очень напряженная атмосфера в обществе, когда казахстанцы бурно переживали разные трагические события в социальных сетях, перекладывая всю вину на бездействующий госаппарат, неработающие государственные институты, отдельных личностей во власти и правительстве, что отчасти было справедливым. Однако этот пузырь угрожающе раздувался от одной трагедии к другой, что не могло пройти мимо внимания Ак Орды.
Запущенный около года назад процесс смены верховной власти в Казахстане во многом опирается на каркас нынешнего кабинета министров, ту конфигурацию, которая в нем прописана и тех людей, кто занимает ведущие должности в нем.
Во многом, правительство Мамина уже сильно отличается от предыдущих аналогов. Оно более отвечает духу времени: каждое министерство возглавляют менее клановые, но более командные персоны. Менее шефы старой формации, предпочитающие играть в свою собственную игру, достаточно коррумпированные и не лишенные привычки саботировать указания сверху. А более управленцы, склонные к операционной деятельности, с амбициями – те, что не против «остаться в истории», а поэтому стремящиеся хоть что-то сделать на пользу.
Это и заместитель премьер-министра – экс-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр, первый вице-премьер – министр финансов Казахстана Алихан Смаилов, глава министерства экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев, министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, министр образования Асхат Аймагамбетов и т.д.
Симптоматично то, что в период нахождения у руля команды Мамина в обществе начали постепенно снижаться очаги той самой эмоциональной напряженности, которая была свойственна нашим гражданам все последние годы.
Не исключено, что свою роль в этом играет и плавно проходящий период эволюционных изменений в стране, без резких решений и колебаний. Но и позицию кабинета министров по большинству знаковых вопросов тоже нельзя сбрасывать со счетов.
НА «BEK AIR» СТАВЯТ КРЕСТ
Например, ситуация с авиакомпанией Bek Air, самолет которой потерпел крушение в конце декабря 2019 года, погибло 12 человек, а в стране был объявлен общенациональный траур. Напомним, что государственную комиссию по расследованию авиакатастрофы возглавляет как раз премьер-министр Казахстана Аскар Мамин. А само расследование провел вице-премьер правительства Роман Скляр.
Никто не стал прикрывать главу авиакомпании Bek Air Нурлана Жумасултанова, который ранее каким-то чудесным образом получил должность руководителя управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в министерстве по инвестициям и развитию в 2018 году, но был уволен оттуда уже при министре Скляре, когда ведомство обновилось и получило новое название – индустрии и инфраструктурного развития.
К тому же, как удалось установить правительственной комиссии Аскара Мамина, авиакомпания Bek Air не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного флота путем полного и надлежащего ведения учета. Сведения технических журналов не соответствуют с данными процесса переноса компонентов с одного воздушного судна на другое.
Отчеты показали, что Bek Air регулярно использовал этот процесс, когда компоненты одного самолета снимались для установки на другое воздушное судно. Эти действия вызывали вопросы об учете наработки компонентов и регистрации часов эксплуатации.
Также это свидетельствовало о неспособности АО Bek Air получать запасные части из-за недостатка финансирования или сложности получения запасных частей для старых самолетов.
Было зафиксировано и снятие с авиационных двигателей табличек, которые показывают информацию о серийных номерах для отслеживания часов и циклов.
В связи с этим идентификация двигателей не могла быть проверена, также не могли быть подтверждены их действительно наработанные часы и циклы.
Кроме того, производитель авиационных двигателей Fokker-100 компания Rolls Royce сообщила авиационным властям Казахстана, что с тех пор, как эти самолеты поступили в эксплуатацию в нашу республику, к ним не поступала информация о капитальном ремонте этих двигателей.
Была выявлена проблема летной годности, существенное количество замен агрегатов с одного самолета на другой, а также отсутствие инвентарного контроля, необходимого для их управления. Также существовало множество других нарушений – таких, как статус ELT (аварийный радиомаяк), нехватка противопожарной защиты грузовых отсеков, спасательных жилетов, которые применимы ко всем самолетам компании.
Государственная комиссия премьер-министра Аскара Мамина доказала, что в целом состояние флота АО Bek Air оценивается как неудовлетворительное, учитывая возраст самолетов, а также состояние процедуры по поддержанию летной годности.
Вдобавок, как поведал широкой общественности Роман Скляр, отложение льда на поверхности судна, простоявшего на стоянке около двух суток – стала основной версией крушения самолета.
Как выяснилось, работы по обработке противообледенительной жидкостью были выполнены частично. По решению командира воздушного судна было принято решение об обработке противообледенительной жидкостью только стабилизатора, крылья самолета не обрабатывались.
Наконец, как признал Роман Скляр, неоднократно АО Bek Air с участием лоббистов различных уровней пыталось все эти годы отменить сертификаты IOSA, чтобы авиакомпания могла осуществлять и международные рейсы. Но профильное министерство на это не пошло, несмотря на все давление извне и изнутри.
Таким образом, одной из самых небезопасных авиакомпаний не удалось переложить ответственность на «спутанный след» заклятых друзей из «Эйр Астаны» или, чего доброго, свалить всю вину на несчастного пилота.
TYSON FOOD: И ПУСТЬ ЗЛОПЫХАТЕЛИ ОТОЙДУТ
Еще одним якорным достижением последнего времени, которое можно записать в актив правительству Аскара Мамина – стала договоренность с крупнейшим американским инвестором в сфере животноводства и производства говядины Tyson Food о строительстве ультрасовременного мясоперерабатывающего комбината в Казахстане.
Изначально инициатива предпринимателя Еркина Татишева и его многопрофильной международной компании Kusto Group была доведена до ума при активном содействии министра сельского хозяйства РК Сапархана Омарова и самого премьера Мамина, поставившего точку в этих переговорах.
Завистники триумвирата «Татишев – Омаров – Мамин» в буквальном смысле покрылись испариной, вначале доказывая, что это не только эти трое причастны к столь впечатляющему прорыву на инвестиционном поле за рубежом. Сейчас же, напротив, растерявшиеся злопыхатели выдумали на ходу новую версию: теперь они уже не причисляют себя к творцам этой победы, а наоборот, хотят ее всячески обесценить.
В ход идет все: Tyson Food называется главным виновником инициативы Минсельхоза по запрету на экспорт живого скота, который власти Казахстана ввели на полгода, чтобы прикрыть «кормушку», когда за счет государственных субсидий в республику завозится маточное поголовье из России, а затем его потомство в виде тех же телок и молодых не откормленных бычков, продается эшелонами в Узбекистан, тогда как быстрый навар ушлые участники этой схемы отправляют себе в карман.
Однако нужно понимать, что с временным запретом на вывоз живого скота, нацеленного на слом этой схемы, оздоровление рынка и заполнение мощностей мясопереработки, Аскар Мамин и Сапархан Омаров попали в «десятку» еще и потому что сумели реализовать давно назревшую задачу – привлечение стратегического инвестора в отрасль мясопереработки.
Особенно насущно это выглядит на фоне потуг завистников и злопыхателей Аскара Мамина и Сапархана Омарова, которые долгое время водили за нос Елбасы Нурсултана Назарбаева, обещая ему построить крупный мясокомбинат в Алматинской области силами иностранного инвестора компании «Inalca», но в сухом остатке ничего не сделавшие.
ЭКОКОДЕКС: ПРОЗРАЧНОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Немаловажно и то, что правительство Мамина сакцентировало внимание на вопросах экологии, в особенности, провело открытые слушания с общественностью принятого впоследствии Экологического кодекса Республики Казахстан.
Новый фундаментальный документ включил в себя 12 принципов государственной экологической политики, положения о гласности и об обязательных общественных слушаниях по вопросам охраны окружающей среды, экологическом страховании, национальном плане углеродных квот, а также принципы госполитики в области управления отходами.
Например, принцип «загрязнитель платит» ввел ясную градацию, прямо говорящую об ответственности конкретного юридического лица, загрязняющего окружающую среду или в потенциале способного негативно повлиять на экологическую обстановку. Так, следуя букве Экологического кодекса это лицо и только оно несет всю полноту расходов по предотвращению причинения вреда окружающей среде или по исправлению ситуации в случае, если такой вред уже был причинен.
В то же время прописанный в Экологическом кодексе Национальный план углеродных квот представляет собой документ, который устанавливает общее количество единиц углеродной квоты. Они подлежат распределению между субъектами квотирования по регулируемым секторам экономики. Параллельно формируется объем резерва единиц углеродной квоты. В итоге, денежные средства от продажи углеродных единиц из резерва поступают на счет оператора системы торговли углеродными квотами. И далее идут на финансирование мероприятий, программ и проектов по регулированию выбросов и поглощений парниковых газов.
В свою очередь, принципы госполитики в области управления отходами провозглашают «принцип иерархии» — теперь производители и «владельцы отходов» должны применять определенную иерархию мер: предотвращение образования отходов; подготовка отходов к повторному использованию; переработка; утилизация; удаление отходов.
«Принцип близости к источнику»: он утверждает, что вредные отходы должны подлежать удалению как можно ближе к источнику их образования, если это обоснованно с технической, экономической и экологической точки зрения.
«Принцип ответственности производителя отходов»: предприятия и заводы – производители продукции, сопряженной с образованием отходов, несут прямую ответственность за надлежащее управление ими: на всем протяжении их «жизненного цикла» с момента возникновения до полного удаления.
ЧТО БУДЕТ?
Между тем, на самом расширенном заседании правительства с участием главы государства Касым-Жомарта Токаева прозвучали такие цифры о создании продуктивных рабочих мест.
В 2020 году во всех сферах экономики будет создано 430 тыс. новых рабочих мест, в том числе с высокой производительностью.
Основными источниками станут сфера услуг, в первую очередь, это туризм, торговля и строительство, а также отрасли реального сектора, в том числе обрабатывающая промышленность и АПК.
На особом контроле правительства находится вопрос обеспечения населения жильем и качественной инфраструктурой.
В 2020 году будет построено 15 млн. кв. м жилья. Более 150 тысяч семей получат жилье.
В 2020 году начнется модернизация 11 очистных сооружений. В целом до 2024 года предусматривается завершение модернизации и реконструкции 53 очистных сооружений на 328 млрд тенге.
В результате реализации 44 проектов по газификации охват населения доступом к природному газу увеличится на 1,2 млн. человек.
Для повышения качества жизни сельского населения в рамках проекта «Ауыл — Ел бесігі» будет реализовано более восьмисот проектов по развитию качественной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в 190 селах в соответствии с новыми стандартами.
В целом на предстоящие 7 лет предусмотрено 900 млрд. тенге на модернизацию инфраструктуры более 3,5 тыс. сел.
А в рамках развития социальной инфраструктуры будут приняты меры по дальнейшему обеспечению качественных и доступных услуг здравоохранения и образования.
До 2026 года в регионах страны будут созданы 19 крупных современных медицинских центров с привлечением частного капитала на общую сумму более 1,2 трлн. тенге.
Уже в нынешнем году начнется строительство таких больниц в Туркестанской и Северо-Казахстанской областях на сумму 210 млрд. тенге.
P.S. ВСПОМНИТЬ АРЫС
Это лишь небольшой срез «полезных дел» правительства Аскара Мамина и то, во многом, касающийся наиболее свежих и последних инициатив действующего кабинета министров. При желании, каждый может углубиться в год минувший и вспомнить тот же Арыс: восстановление этого города после постигшей его катастрофы целиком и полностью лежало на плечах Аскара Мамина, курировавшего все работы в каждодневном режиме.
И если бы Мамин не посещал Арыс и Туркестанскую область каждые две недели, то неизвестно еще, дошли ли бы массированные государственные вливания в реанимацию этого районного центра до назначения, или были бы банально растасканы по карманам.
Автор:
Экономические ведомости