Последний месяц 2020-го был отмечен вспышкой предвыборной активности всех участвующих в электоральном процессе партий. Особенно ярко показала себя партия «Адал», которая составила жесткую конкуренцию всем трем парламентским партиям. Непарламентской «Ауыл» от нее досталось тоже по полной программе.
ОТ ДЕБАТОВ К ДЕБАТАМ
Теледебатная трилогия на каналах «Казахстан», «КТК» и «Хабар» показала, что спикеры от партии «Адал» за словом в карман не лезут и ни перед какими оппонентами либо острыми темами не робеют. Максат Толыкбай, Олжас Ордабаев и Эльдар Жумагазиев не терялись в политической схватке и при этом не егозили – держались уверенно и спокойно даже перед неприятными вопросами, свою позицию хорошо и весомо аргументировали.
Наличие «чистого листа» в виде отсутствия опыта работы в Мажилисе как давало партии «Адал» преимущество (нет нереализованных обещаний), так и создавало трудности. Спикеры от партии «Ак жол», например, постоянно рассказывали про то, какие положительные (на их взгляд) инициативы они проявляли в стенах нижней палаты парламента. И ничего страшного, что в жизнь все эти начинания не прошли (не хватило необходимого числа голосов депутатов), главное – они были и ими можно козырять в прямом эфире.
Любую партию Казахстана стараются «оформить» в неформальное политическое «стойло», чтобы можно было хотя бы условно определять ее координаты и сверять с остальными. С «Адал» такой номер не прошел, и она двигалась почти по всем цветам политического спектра, попутно щипая травку на полянах всех своих конкурентов.
Из-за этого Толеутай Рахимбеков даже обвинил «Адал» в том, что ее политическая программа как «лоскутное одеяло», где аграрный блок взят у «Ауыл», «социалка» от НПК, защита предпринимательства от «Ак жол», а забота об интересах простого казахстанца списана у «Нур Отан». В ответ Олжас Ордабаев на конкретных примерах показал лидеру «Ауыд» и всем остальным, хотя времени в силу регламента имелось в обрез, что по всем пунктам у «адаловцев» свое оригинальное видение, собственные акценты и самостоятельно разработанные рецепты достижения заявленных целей.
В языковом отношении «Адал» тоже рвет шаблон. За исключением «Нур Отан», чья ресурсная база позволяет гоняться за двумя зайцами – казахскоязычным и русскоязычным – одновременно, все остальные партии имеют явный уклон в ту или другую сторону.
Последний раунд теледебатов на канале «Хабар» предполагал двуязычный формат и Эльдар Жумагазиев, спикер от «Адал», более 90 % эфира провел на государственном языке. Тем самым показывая важность для партии казахскоязычной аудитории.
Здесь нет какой-либо дискриминации, а чисто прагматический расчет. У «Адал» очень продвинутый партийный сайт, из-за чего подключенные к интернету пользователи запросто могут получить на нем всю необходимую информацию. Довольно большая когорта интересных казахскоязычных блогеров сотрудничает с «адаловцами» от момента начала агитационной кампании. Телевизор же в современном Казахстане – это главное информационное окно в глубинке, а она в первую очередь казахскоязычная. Чтобы донести свою позицию именно до этой категории населения, пришлось «заточить» время теледебатов в ее пользу.
Все это характеризует «Адал» в качестве достаточно гибкой партии, которая понимает, что в зависимости от контекста и условий одно является необходимее другого и чем-то приходится жертвовать ради наибольшей эффективности.
В ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМ
Никто не любит конкурентов, а сильных – тем более. Вот и Бауыржан Байбек, выступая на предновогодних дебатах от лица «Нур Отан», обратился к избирателям с просьбой осторожно относиться к партиям, которые провели ребрендинг незадолго до выборов. Не нужно быть медиумом, чтобы понять: речь идет об «Адал», которая двигается форсированным политическим маршем и темп не теряет, и еще немного про бывших коммунистов из НПК.
Да, «Адал» залезла на территорию партии власти и ведет себя при этом невозмутимо и уверенно. Например, до нынешних выборов никто из конкурентов главной партии не предлагал в бюджетной сфере республики развернутой программы перемен – здесь всегда властвовал «Нур Отан». А теперь главенствующая партия предлагает увеличение зарплаты медиков в 2,5 раза и учителей в 2 раза. Но и «Адал» прописал в собственной программе минимальную зарплату для медицинских работников и педагогов в 200 тысяч тенге в месяц.
«Нур Отан» обещает создать 800 тысяч новых рабочих мест в туризме, сельском хозяйстве и информационной сфере. А у «Адал» есть программа поддержки массового предпринимательства и продуктивной занятости «Бастау», которая по потенциалу создания новых рабочих мест ничуть не уступит. К тому же это в первую очередь высокооплачиваемые места, своим существованием выступающие в качестве мультипликатора для смежных линий жизни.
«Адал» стал единственной партией, которая наряду с партией власти подала избирательные списки во все 216 избирательных округов, где 10 января 2021 года состоятся выборы в маслихаты. Через регистрационное сито у «адаловцев» в итоге прошло 215 списков. Соответствующие показатели у «Ак жол» – 174, «Ауыл» – 158 и НПК – 69.
Выборы в маслихаты – это большая нагрузка на партийные структуры, поскольку требуется работа «на земле» в конкретных округах, для чего нужны подготовленные кадры, знание местной специфики и готовность проявлять усилия. В такой работе критическую значимость имеет организационный ресурс для любой партийной структуры.
Существенным подспорьем для «Адал» стала поддержка от НПП «Атамекен», которая щедро поделилась не только программными документами и схемами пошаговой реализации идей, но и через свою филиальную сеть поддерживает союзную по духу партию на региональном и местном уровнях.
Агитационные поезда от «Адал» – это перпендикулярный ответ на доминирование партии власти в провинции. «Адаловцы» демонстрируют поразительную мобильность даже по меркам третьего тысячелетия, со всем его прогрессом при попадании из пункта А в пункт Б.
Частый чес по провинции, где о парламентских партиях «Ак жол» и НПК знают фрагментарно, позволил «Адал» козырять достигнутыми результатами на теледебатах.
Продвинутое информационное крыло данной партии в Интернете было дополнено непосредственным общением с избирателями на местах, что позволило получить многомерную картину интересов, пожеланий и забот электората. А чем больше в распоряжении партии достоверной информации – тем выше вероятность принятия правильного решения.
СИСТЕМНОСТЬ РУЛИТ
Широко известна формула «порядок бьет класс». Партии «Адал» удается умело сочетать оба компонента в своей избирательной кампании. Здесь стоит похвалить Назым Жангазинову – лицо «Адал» в электоральной гонке. Свежий почерк и задор явно обеспокоили всех конкурентов, для которых резвость «адаловцев» стала не очень радостным сюрпризом.
Всем партиям, которые предлагают существенный рост социальных расходов государства, их оппоненты, политологи, ведущие дискуссионных программ и журналисты задают неизбежный вопрос: где брать деньги? Про один из таких источников в ходе теледебатов рассказал Олжас Ордабаев.
Это механизм государственных закупок и закупок по линии ФНБ «СамрукКазына». Годовой объем расходов здесь исчисляется суммой в 9 трлн тенге. Оптимизация всего на 10 % позволит высвободить сразу 900 млрд тенге, что покрывает практически весь пакет мер социальной поддержки населения от «Адал».
Госзакупки, три четверти которых на данный момент осуществляются из одного источника – это лишь видимая часть айсберга. Но ведь ресурсы можно не только перераспределять, но и создавать новые.
Та же программа «Бастау» предполагает перевод обширной массы сегодняшних нуждающихся в категории людей со своим делом, работой и нормальными доходами. В такой ситуации продвигаемые партией «Адал» повышение прожиточного минимума с 32 до 60 тысяч тенге и минимальной заработной платы с 42500 тенге тоже до 60 тысяч уже не выглядят существенной нагрузкой на госбюджет.
Аналогично с пенсией по возрасту, которую партия предлагает установить на уровне прожиточного минимума и выплачивать вне зависимости от трудового стажа и пенсионных накоплений.
В избирательной программе «Адал» подкупает реализм. Партия не предлагает чего-либо заоблачного, вроде кредитной амнистии за счет прибыли банков второго уровня, что подняла на свой пропагандистский щит партия НПК. При этом НПК-шные пункты о бесплатном образовании, медицине и отмене ОСМС в программных целях «Адал» присутствуют. Только не с завтрашнего утра, а системно, поэтапно, разумно, с источниками финансирования и всей необходимой организационной инфраструктурой сопровождения и поддержки.
Парламентских конкурентов «Адал» «напрягает» как раз то, что партия не направляет лучи добра во все стороны на основе популизма, а продвигает взвешенные и назревшие решения на основе апелляции к здравому смыслу, передовому опыту развитых государств и с учетом реальных ресурсных возможностей Казахстана.
«Адал» не предлагает снижения пенсионного возраста до 60 лет, как это сейчас заявлено в программе НПК. А ведь когда НПК была КНПК, то большинство членов ее парламентской фракции проголосовало за увеличение пенсионного возраста для казахстанцев. «Адал» подобного когнитивного диссонанса даже отдаленно не демонстрирует.
P.S. Декабрь завершился с заявкой на прохождение в Мажилис сразу четырех политических партий. «Нур Отан» – потому что это партия-гегемон и пока нет предпосылок ослабления ее фундаментальных позиций. «Ак жол» и НПК рассчитывают на инерцию прошлых лет, благодаря которой надеются взять проходной барьер. А вот «Адал» – это новое и прогрессивное слово в политической жизни и партийной борьбе республики.
Мы не знаем, сколько голосов избирателей «Адал» сможет «отъесть» у парламентского трио, но партию «Ауыл» после привлечения в свои ряды Союза фермеров Казахстана и Ассоциации овцеводов она уже фактически торпедировала и лишила возможности говорить от лица всех сельских тружеников.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости