В допандемийный период Узбекистан показывал просто удивительный прирост въездного туризма. Потом коронавирус привнес неприятную паузу и вот туристы в турборежиме возвращаются в места восточных сказок. В одном материале даже Ташкент невозможно описать подробно, однако мы попытаемся наметить базовые штрихи и передать общую атмосферу.
Атмосфера гостеприимства
Три главные группы туристов, которые заметно наводнили Узбекистан – это россияне, китайцы и турки. Разумеется, есть путешественники и из других стран (те же казахстанцы), но золотые, серебряные и бронзовые призеры по массовости видны невооруженным глазом.
Инфраструктура гостиничного фонда, предприятий общественного питания, транспортная сеть, интернет, индустрия развлечений и посещение достопримечательностей справляются со всем этим потоком без сучка и задоринки.
Сам Узбекистан при этом очень удобен с логистической точки зрения. Бухара, Хива, Самарканд, Хорезм расположены на достаточно компактном расстоянии и не требуют длительных переездов. Здесь же повсеместно присутствует развитое сельское хозяйство, снабжающее города-туристические центры овощами, фруктами, хлебом, мясной и молочной продукцией, разнообразными напитками.
У россиян Узбекистан – это направление номер один. Здесь нельзя все списывать только на то, что Европа для людей с гражданством России стала труднодоступной территорией. В конце концов, Ташкенту приходится конкурировать с Египтом, Турцией, ОАЭ, Таиландом и другими местами, которые подпадают под формат «пляж и пальма», то есть самый по востребованности вид отдыха.
На узбекских просторах туристам тоже есть где покупаться, однако это не базовый элемент местной туристической отрасли. Южный сосед Казахстана подкупает всеми атрибутами восточной сказки от характерной архитектуры до сладостей. Здесь же очень удачный климат, особенно для жителей из мест, расположенных далеко на север.
В Узбекистане атмосфера доброжелательности и гостеприимства к самым разным группам туристов. Если это россияне, то они могут запросто общаться в сфере обслуживания и торговли на русском языке. Власти не допускают сколько-нибудь заметной русофобии в социальных сетях и других каналах информации.
Все тоже самое можно сказать и в отношении китайских туристов. Мы остановились в трехзвездочной китайской гостинице, которой владеет бизнесмен из Поднебесной. Здесь тоже разительный контраст с Казахстаном, где представлен практически лишь крупный китайский бизнес, чьи размеры позволяют ему защищаться от разнообразных проблем и препон в хозяйственной жизни и функционировании.
В Узбекистане много китайского малого и среднего бизнеса – гостиницы, рестораны, кафе, закусочные, магазины и другие объекты приложения частной инициативы. В нашей гостинице можно было смотреть сорок каналов китайского телевидения и никому из местных властей в голову не приходит все это ограничивать или строго регламентировать.
Визуально фиксируется, что в предприятиях с китайским капиталом массовый персонал в основном узбекский, тогда как этнические китайцы занимают руководящие посты или позиции, где требуются специальные компетенции вроде поваров.
В Астане и Алматы сложно увидеть одиночных китайских туристов, тогда как в Ташкенте это повсеместное явление. То есть безопасность на улицах полная, никаких синофобских настроений и вбросов. Наоборот, инфраструктура «чайна френдли» (дружественная к Китаю) проявляется в надписях и указателях на китайском языке практически во всех местах, где высока вероятность появления туристов.
Все, что мы перечислили по отношению к отдыхающим и бизнесменам из Китая, можно перенести и на таких же людей из Турции. Представители тюркского мира могут поселиться в турецкой гостинице или воспользоваться предприятиями общественного питания с турецкой кухней, которых тоже много.
Тот факт, что местные жители настроены к русским, китайцам и туркам доброжелательно и спокойно трудно переоценить как фактор наращивания туристических и бизнес-потоков. И казахстанцев становится все больше и больше, где свыше 90 % потока составляют туристы.
Гражданам РК можно находиться в Узбекистане без регистрации до 30 дней. Не нужна справка по коронавирусу. «Uzbekistan Airways» организовала прямые авиаперелеты между Астаной и Ташкентом в дневное время, что очень удобно и не требуется добираться в аэропорты по ночам. Пограничный и таможенный досмотры тоже можно назвать доброжелательными, они не отнимают заметный бюджет времени. Такси в городе недорогое.
Гастрономический туризм
Если вы гурман, то Ташкент и Узбекистан вообще – это точно для вас. Ну а если культа еды в шкале ваших жизненных ценностей на первых позициях нет, то после посещения здешних закусочных, кафе и ресторанов такое запросто может появиться. Вкусно во всех сегментах предприятий общественного питания.
По сравнению с городами-лидерами Казахстана в кафе и ресторанах Ташкента все еще и заметно дешевле. Если про гостиницы (недорогие, средние и в премиальном сегменте) такого не скажешь, то общепит по цене у нашей республики выигрывает весьма заметно. При этом еще раз акцентируем: все качественное.
То, что в Ташкенте считается средним уровнем, в мегаполисах РК ближе к премиум-классу. Ну а дорогие рестораны узбекской столицы – это не только центр города, но и вся положенная для статусных заведений атрибутика: изысканная обстановка, официанты с полотенцами на руках за спинами у принимающих пищу, охрана и прочие положенные пафосные «фишки». Средний чек с человека в таком заведении в районе 15 тысяч тенге по курсу.
В Ташкенте можно смело заходить в любое предприятие общественного питания без опасений съесть что-нибудь некачественное или несвежее. Центр плова «Беш козон» – это целая сеть. По ценовому предложению она находится между кафе средней руки и закусочными. Здесь готовят и продают «свадебный» и «чайхонский» варианты плова. К ним же полагается пара салатов, чайник черного чая (с молоком здесь не пьют). Тут на человека выйдет в районе 3,5 тысяч тенге. Тарелка плова при этом большая.
В одном сегменте с Центрами плова китайские закусочные с лапшой, бульонами, лагманами, супами и другими вариантами полноценного обеда на поднебесный манер.
Кстати, китайские туристы в столице Узбекистана ходят не только в заведения со своей кухней. Их запросто можно встретить где угодно, в том числе по одиночке. Языковой барьер не мешает им получить все что нужно и без проблем расплатиться.
Турецкие кафе – это своего рода четкое попадание в средний ценовой уровень ташкентского общепита. Здесь тоже черный чай без молока. В таких заведениях положено иметь выбор мясных блюд, всевозможные донеры и кебабы, овощи на гриле, широкий ассортимент десертов.
Хотя поесть плов в Ташкенте – это святое, однако узбекская кухня не ограничивается всевозможными вариантами данного блюда. Наиболее популярный мясной ингредиент – баранина. Говядина и конина тоже используются широко. Основные мясные блюда готовят обычно с большим отпуском продукта. Кондитерские и хлебобулочные изделия однозначно впечатляют разнообразием.
Манты, пельмени, самсу, чебуреки нельзя назвать узбекскими блюдами в полном смысле слова, зато отведать их в Узбекистане можно в самых разнообразных вариациях. Порой экзотических. Вам всегда охотно ответят, чем одна разновидность начинки и способов приготовления отличается от другой.
Причин гастрономического разнообразия в городах Узбекистана много. Сама историческая традиция полна всевозможных продовольственных товаров и рецептов, которые из века в век курсировали по Шелковому пути.
Повар и пекарь профессии в узбекском обществе очень уважаемые. При этом есть признанные мастера практически по каждому блюду. К одним мэтрам целенаправленно ходят отведать плов, к другим шашлык, а к третьим за халвой или чак-чаком. Кто-то по-особенному использует в маринаде гранатовый сок, а другой делает удивительную смесь из перцев.
Еще один фактор – это развитое сельское хозяйство, которым занимаются в климате, чрезвычайно благоприятном для многих видов и сортов овощей, фруктов, ягод и специй.
Главным лимитирующим моментом для местного АПК выступает ограниченность водных ресурсов. Как гласит местная поговорка, земля заканчивается там, где кончается вода.
В Узбекистане развитая сеть дорог, что тоже облегчает и удешевляет логистику снабжения городов сельскохозяйственными культурами, продуктами питания и напитками.
Здесь дешевле чем в Казахстане электроэнергия, объективно меньше потребность в отоплении, ниже стоимость рабочей силы. При этом сами работники сферы общественного питания обеспечивают просто безупречный сервис.
Продолжение следует
Гафур БАБАЕВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости