Талдыкорган трудно назвать крупным городом для областного центра. Вот уже пять лет как его население крутится вокруг отметки 145 тысяч жителей. В Казахстане формирующей ресурсную базу субстанцией выступают органы государственной власти. Под них аккумулируются различные фонды, которые создают те или иные линии жизни. Если чиновники на местах компетентные, то деньги так или иначе улучшают ситуацию на местах. Если тупые и вороватые, то вместо прогресса можно наблюдать регресс даже при формально увеличивающихся финансовых потоках. Первая часть здесь.
Возможностей немного, но и ими не пользуются
После разделения «большой» Алматинской области на собственно Алматинскую с центром в городе Конаев (бывший Капшагай) и Жетысу у Талдыкоргана административная кормовая база объективно сократилась. Раньше большие поступления в областную казну шли от кольца населенных пунктов, которые окружают мегаполис Алматы. Теперь эти деньги перенаправились в Конаев.
В своеобразной ситуации оказался МЦПС Хоргос. Международный центр приграничного сотрудничества по сути является зоной беспошлинной торговли Казахстана. Но там имеются ограничения по весу приобретаемых товаров. Если больше норматива, то надо платить за перегруз.
На МЦПС можно находиться без виз до 30 дней. При этом режим функционирования такой, что из Хоргоса граждане Казахстана не могут попасть в соседнюю страну – только в МЦПС и обратно.
Аналогично и с гражданами соседней страны. После того, как начал действовать 30-дневный безвиз, Хоргос объективно утратил в своей былой экономической привлекательности. Теперь казахстанцы могут ехать за покупками на гигантские базары сами. В общем, с какими экономическими показателями МЦПС Хоргос завершит 2024-ый год пока сказать трудно.
Итак, теперь в Талдыкоргане после разделения областей объективно меньше областных чиновников, а у них в подчинении меньше бюджетников и вообще населения. Область Жетысу – дотационная, но размер субвенций из республиканского бюджета достаточно сильно привязан к количеству населения. В регионе с показателем в 700 тысяч жителей (15-ое место из 20 регионов республики) не особо разгуляешься.
Все это так или иначе отражается на областном центре, через который несмотря на фиксируемый экономический рост после разделения «большой» Алматинской области стали проходить менее полноводные финансовые потоки.
Самой качественной по покрытию и чистой по уборке мусора остается дорога, ведущая в резиденцию областного акима. На остальных трассах процветает ямочный ремонт. В области ситуация с дорогами не лучше, чем в Талдыкоргане. До сих пор не построена нормальная автомобильная трасса на озеро Алаколь, хотя из 2 млн туристов, посетивших Жетысускую область в прошлом году, 1,5 млн пришлось именно на этот водоем.
Как и положено для областного центра РК, в Талдыкоргане большие проблемы с общественными туалетами. Но здесь язык не повернется упрекнуть акимов города и области, ведь данная проблема даже в Алматы никак не решена, а это регион-донор, в отличие от региона-реципиента Жетысу.
Село
Парадоксальным образом Бейбит Исабаев, большую часть трудовой жизни проведший на дипломатической службе и в крупных городах, в Жетысуской области изрядную часть времени вынужден заниматься разнообразными проблемами АПК и сельского населения.
Во-первых, к этому обязывают деньги. На поддержку сельского хозяйства области Жетысу в 2023-ем году было выделено 29,9 млрд тенге, в том числе 23,3 млрд тенге – субсидии.
Деньги по определению приковывают внимание, тем более в Казахстане, где даже под пристальным присмотром всегда что-нибудь да своруют. «Сельхозка» в этом отношении особо лакомая, поскольку из областного центра объективно сложно отслеживать ситуацию в удаленных на сотни километрах местах.
Сельскохозяйственная конъюнктура постоянно меняется. Повысило правительство субсидии на сахарную свеклу и площади под нее тут же увеличились. Стали наши северные соседи стимулировать экспорт своей сельскохозяйственной продукции и часть «семиреченской» кукурузы тут же «подвисла», поскольку на нее упали закупочные цены.
По мере снятия остроты земельного вопроса, о котором мы писали ранее, в области якобы растет поголовье всех видов домашнего скота и птицы, увеличивается производство молока и яиц.
В Алматы порой трудно найти молочные бренды, которые производятся в Жетысуской области, возможно потому, что их продукция (особенно сыры) может уходить в соседнюю восточную страну. Не исключено, что наличие емкого рынка за восточной границей существенно стимулировало в области выпуск экологически чистой продукции от меда до йогрутов, зато нашим гражданам приходится и дальше «сосать лапу».
При этом сельские населенные пункты-производители жалуются на медленную газификацию (общий показатель подключения к природному газу по области – 42%), а она существенно повышает качество жизни. С другой стороны, газовиков останавливает платежеспособность населения. Именно она системно сдерживает рост тарифов естественных и противоестественных монополистов. В общем, как ни крути одна проблема подхлестывает другую.
Все посещающие Талдыкорган гости и командировочные про цены в магазинах и предприятиях общественного питания отмечают, что выходит гораздо дешевле, чем в Астане или Алматы. Вот только заработать эти деньги в административном центре области Жетысу гораздо труднее, чем в столице или южной столице. Из-за этого и население главного города региона года за годом не увеличивается, а наоборот чахнет.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости