Иностранные гости удивились масштабам финансирования госпрограмм в АПК
Почти всю неделю в Казахстане проходили международные форумы, туры и конкурсы, целиком посвященные аграрной тематике. Вначале в Астану, а затем в Бурабай съехались эксперты в области сельского хозяйства и бизнесмены-животноводы со всего мира. Одним из главных вопросов на повестке дня была принятая нашей страной программа развития мясного животноводства: что нужно сделать, чтобы благая идея была реализована в отведенные сроки, как поднять престиж фермеров и предоставлять им знания на системной основе, на какие рынки сбыта ориентироваться и как дешево по себестоимости выращивать говядину?
Холодный отел
Вице-президент «Мясного союза Казахстана», директор департамента животноводства агрохолдинга «Атамекен-Агро» Арсен Исламов, выступая на «Агрофоруме-2018» в Астане, заметил, что он будет одним из тех представителей нового класса фермеров, кому суждено претворять мясную программу в жизнь. А для этого понадобится много компонентов, однако главными слагаемыми успеха проекта Арсен Исламов видит факторы, которые непосредственно влияют на себестоимость мяса говядины в Казахстане.
«Когда мы после 2011 года завозили крупный рогатый скот из Канады, нам многие пророчили, что он вымрет в наших условиях. Хотя по климату Казахстан и Канада практически идентичные страны. Притом, что в этой североамериканской стране выращивается достаточно дешевое мясо говядины благодаря тому, что практикуется только „холодное содержание“ скота на зимних пастбищах и соответственно — „пастбищный отел“. То есть мясной КРС пасется на естественных пастбищах круглогодично, для него не нужно строить дополнительную инфраструктуру на зиму. Плюс там же на пастбищах и происходит отел (рождение детеныша — авт.). Все это в разы удешевляет экономику мяса. То же самое переняли и мы в Северо-Казахстанской области. И поэтому полагаем, что себестоимость казахстанской говядины может быть невысокой, а конечный продукт на зарубежных рынках конкурентоспособным и привлекательным», — рассказал Арсен Исламов.
Слет Ангусов
Кстати, раз уж разговор зашел об отеле, то впору привести слова директора Республиканской палаты Ангус Казахстана Бауыржана Разака, который, выступая уже на Мясном форуме в Бурабае, констатировал, что завезенное в нашу республику многотысячное поголовье черных Ангусов заняло прочное второе место по популярности среди пород КРС мясного направления. Тому имеется несколько причин. Это и легкость отела, когда при рождении теленок весит 20−25 килограммов и свободно «выходит на волю», что позволяет мясным коровкам телиться на пастбище. А это в свою очередь со знаком «плюс» складывается в общую корзину формирования себестоимости. Затем он стремительно набирает вес и становится либо генетически сильным быком-производителем, либо отправляется на откормочную площадку.
На сегодня чистокровных Ангусов, официально зарегистрированных в палате — 65,7 тыс. голов. Из них большая часть — это маточное поголовье. Племенных быков — порядка 14 тыс. Только за прошлый год в Казахстане было реализовано почти 5 тыс. племенных быков, которые ушли на работу по породному преобразованию в товарные стада. Лидером на рынке, проводящим достаточно агрессивную маркетинговую политику, является репродуктор «Север Агро Н» в Костайнайской области. На втором месте по поставкам быков — компания «Архарлы Майбурек» в Алматинской области. На третьем — племенное хозяйство «SC Food» в Акмолинской области.
При этом, если говорить и о маточном поголовье, то лидирующие позиции на казахстанском рынке по продажам поголовья занимает Республиканская палата Казахской Белоголовой — 34 тыс. в год. Это больше, чем три остальные палаты вместе взятые. Однако на втором месте уверенно закрепилась Республиканская палата Ангус Казахстана — почти 10 тыс. голов ежегодно. Две другие палаты — породы Герефорд и Аулиеколь совокупно реализуют за год чуть меньше, чем одна палата Ангуса.
«В наших ближайших планах — открыть несколько консультационных сервис-центров на базе откормочных площадок по всему Казахстану. Это будут бизнес-площадки для наших фермеров. В первую очередь, мы станем ориентироваться на держателей товарных стад (50−100 голов), сегодня этот сегмент бизнеса реально очень голоден до знаний. Ветеринарное обслуживание, заготовка кормов, выращивание молодняка, идентификация животных — все это должно послужить тому, что на выходе, перед продажей поголовья на откормочную площадку фермеры будут спокойны, что сделали все правильно и вырастили однотипный и улучшенный откормочный контингент. В то же время сами владельцы откормочников встречно заинтересованы в получении стабильного и качественного скота на свои площадки. Параллельно мы станем за счет частного бизнеса повышать квалификацию в этих новых центрах и врачам-ветеринарам. Такие сервисные центры планируется открыть в Западно-Казахстанской области на территории новой откормочной площадки компании «Терра», в Актюбинской области на месте откормочника «Арман и К» и самой большой откормочной площадки Казахстана — ТОО «Актеп», а также в Алматинской области на базе откормочника компании «КазМясо», — констатировал Бауыржан Разак.
Узбекский взгляд на животноводство Казахстана
Говоря о перспективах казахстанского экспорта говядины, следует напомнить, что в текущем году казахстанские животноводы отгрузили за рубеж — 10,5 тыс. тонн мяса. Они ушли по двумя направлениям — в Россию и Узбекистан. Причем большая часть была экспортирована именно нашим южным покупателям.
Отличительной чертой экспорта казахстанской говядины является тренд с акцентом на продажу живых быков. Узбекские партнеры готовы закупать большое количество мясного крупного рогатого скота, но только в живом виде, откармливая и забивая или сразу отправляя на убой импортированный откормленный КРС. Таковы традиционные пожелания наших узбекских клиентов.
Но и в Россию экспортируется в основном живой скот, который уходит с откормочных площадок «Терра» в Костанайской и «Актеп» в Актюбинской областях на мясоперерабатывающий завод итальянской Cremonini group в Оренбургской области РФ.
Казахстан пока не начал отправлять первые эшелоны с мясом говядины в Китай: в настоящее время идет выбор отечественных поставщиков китайскими таможенными властями и согласование окончательного списка компаний, которые смогут возить говядину из РК в КНР. Но и туда нам, возможно, в первое время придется экспортировать большое количество живой «говядины». Потому что это очень выгодно: китайские импортеры готовы закупать живой скот, отрывая его с рогами и копытами. С одной стороны, потому что они смогут делать на таких сделках хорошую маржу за счет добавленной стоимости — переработки мяса. С другой — потому что конечная цена на казахстанских живых быков более привлекательна, чем на австралийских или новозеландских.
Генеральный директор узбекской компании ООО «PROMEAT» Улугбек Муталов — один из тех, кто закупает крупные партии живого КРС в Казахстане и завозит его на свою откормочную площадку и мясокомбинат близ Ташкента. Он уверяет, что сейчас нашему бизнесу лучше сосредоточиться именно на поставках живого КРС, потому что эти сделки обоюдовыгодны как казахстанским поставщикам, так и узбекским покупателям. При этом, он замечает, что на эффективность казахстанского бизнеса иногда очень влияет большое присутствие государственных субсидий в структуре производства.
«Признаюсь, я был несколько удивлен, когда узнал, сколько и каких субсидий выделяет ваше государство на различные программы сельского хозяйства и животноводства. Таких субсидий, по-моему, нет ни в одной стране мира. Но мне, как бизнесмену-практику, кажется, что все же участие государства в помощи бизнесу должно быть минимально. Насколько я могу судить, очень часто субсидии оказывают негативное влияние на развитие бизнеса, а если быть точным — то бизнес перестает эффективно работать, перестает надеяться на себя, расслабляется, недорабатывает и т. д. Я заметил, что в Казахстане некоторые фермы нанимают большое количество ненужного персонала, трудоустраивают нескольких людей, работу за которых мог бы сделать один человек или приобретенная технология. Мне кажется, это идет от обильного субсидирования, когда бизнес перестает считать деньги, раздувая штаты. А вот, например, на действительно нужные вещи: инвестирование в собственные фонды, привлечение по-настоящему квалифицированных высокооплачиваемых сотрудников, наем агроученых денег может попросту не оставаться. Мое мнение: субсидии — это тот инструмент, к которому следует подходить очень осторожно и применять его в ограниченных масштабах», — рекомендовал Улугбек Муталов.
https://kapital.kz/economic/73353/takih-subsidij-net-ni-v-odnoj-strane-mira.html
Автор:
Другие СМИ. Избранное