По данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, в январе-сентябре этого года дислоцированные в Костанае производственные мощности ТОО «СарыаркаАвтоПром» остались основной движущей силой казахстанского автомобилестроения: здесь было произведено более половины всех легковых автомобилей от общего объема выпуска их в стране.
По данным официальной казахстанской статистики, за девять месяцев текущего года на автопредприятиях республики было произведено 92 тыс. 243 единицы автомобильной техники, из них 82 тыс. 877 единиц легковых автомобилей, а также 5 тыс. 896 грузовых автомобилей, 1 тыс. 838 автобусов, 1 тыс. 246 прицепов и полуприцепов и 386 единиц прочей спецтехники, общей стоимостью 1,2 трлн тенге.
В свою очередь, специалисты Казахстанского автомобильного союза оценили вклад конкретных компаний, занимающихся производством автомобильной техники в стране в этот объем – и выяснили, что лидером остается костанайский завод «СарыаркаАвтоПром», с конвейеров которого за 9 месяцев текущего года сошли 55 тыс. 122 единицы автомобилей.
В пятерке самых популярных брендов за январь-сентябрь 2024 года, правда, первое место занимает бренд Hyundai – с января по начало октября в Казахстане было продано 29 тыс. 120 единиц автомобилей этой марки, собранных в Алматы.
Зато следующие четыре строчки первой пятерки по продажам занимают бренды, модели которых производятся в Костанае: Chevrolet (19 тыс. 502 единицы), Kia (18 тыс. 171), Jac (9 тыс. 353) и Jetour (6 тыс. 851).
В разрезе моделей среди лидеров продаж в Казахстане пальму первенства удерживает «костанаец» Chevrolet Cobalt – с января по сентябрь включительно 16 тыс. 545 новых автовладельцев в стране предпочли именно этот автомобиль «в масле», и это самый лучший результат среди всех моделей авто, представленных в стране.
Помимо этого, в топ-5 продаж на внутреннем рынке вошли еще две модели, выпускаемые с конвейеров «СарыаркаАвтоПром» — Kia Sportage с результатом 6 тыс. 993 единиц и Kia Sorento – 3 тыс. 467 проданных автомобилей.
«Мы с оптимизмом смотрим в будущее, хотя и видим некоторое снижение объемов производства в отечественном автопроме, которое является краткосрочным отражением проблем с логистикой, поставками оборудования, сырья и комплектующих через ближайших соседей, — говорит президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.
— Вместе с тем, казахстанский автопром не снижает темпы развития: уже сегодня наши производители взяли обязательства по углублению технологических операций по мелкоузловому производству. Все новые модели сразу заходят на рынок с высоким переделом. Стоит амбициозная задача по организации порядка 5 тыс. новых рабочих мест. Уже сегодня на действующих предприятиях созданы плацдармы для обучения и подготовки кадров», — подчеркивает она.
Отметим, что на костанайском автозаводе постоянно вводятся в действие новые мощности – так, с начала текущего года здесь был введен в эксплуатацию новый CKD-комплекс для выпуска модели Chevrolet Onix.
По данным операционного директора завода, входящего в группу Allur, Виталия Христа, данная производственная линия способна выпускать 7,5 кузовов в час благодаря высокому уровню автоматизации.
Применение лазерной сварки обеспечивает высокоточное наложение шва и гарантирует высокое качество сходящих с конвейера автомобилей, аналогов этому оборудованию нет не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии, включая Узбекистан, откуда в Костанай пришла франшиза на новую для нашего рынка модель Chevrolet.
Одновременно на костанайском заводе ведется строительство цеха окраски пластика, который будет иметь высокий уровень автоматизации процессов за счет применения современного роботизированного оборудования, привезенного из Южной Кореи.
Все это, по словам президента General Motors International Шилпана Амина, участвовавшего в марте этого года в открытии новой линии, позволит бренду всемирно известной американской компании упрочить свои позиции на казахстанском рынке, хотя и сейчас достижения в этой области достаточно высоки: Казахстан занимает седьмое место по объему рынка Chevrolet в мире, что является результатом успешного сотрудничества американского автогиганта с ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Соответствует оборудованию и уровень квалификации сотрудников костанайского предприятия: перед запуском линии Onix инженеры «СарыаркаАвтоПром» 8 месяцев проходили обучение на заводах General Motors — и получили соответствующую квалификацию для изготовления автомобилей данной модели.
Постоянное расширение модельного ряда и объемов производства требует и увеличения штата предприятия, за чем дело, по утверждению акима Костанайской области Кумара Аксакалова, не станет:
«Вузы и колледжи региона целенаправленно обучают специалистов для столь крупных проектов. За последние четыре года количество молодых людей, поступавших на факультеты машиностроения, увеличилось в пять раз. И мы видим, что по итогам 2025 года число выпускников, которые будут работать на автопредприятиях региона, увеличится еще вдвое. Это большой стимул для молодежи, будущего нашей страны», — убежден глава региона, в котором работает и платит налоги «СарыаркаАвтоПром».
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости