Казахстан в прошлом году побил рекорд по продажам новых автомобилей – в 2023-м было продано почти 200 тыс. машин, при этом 70,7 % всех проданных машин были собраны внутри страны. Лидером отечественного авторынка остается костанайское ТОО «СарыаркаАвтоПром», где в январе-декабре 2023 года было собрано 90,2 тыс. новых авто – и более двух третей из них (70 тыс.) пришлись на автомобили американского бренда Chevrolet и корейской фирмы Kia. Наша редакция решила остановиться на модельном ряде костанайского производителя, чтобы понять, почему именно его автомобили наиболее популярны у казахстанских автолюбителей.
Chevrolet Cobalt – «визитная карточка» костанайского и казахстанского автопрома
Модель Chevrolet Cobalt уже прочно ассоциируется с производством в Костанае – кажется, что этот автомобиль на конвейерах ТОО «СарыаркаАвтоПром» производился всегда. Между тем, его производство было освоено чуть более, чем четыре года назад – в марте 2020 года, в рамках созданного совместного предприятия между АО «ГК «Аллюр» и АО «УзАвтоСаноат» – узбекские партнеры уже тогда владели правами на распространение американской франшизы Chevrolet в регионе. Предполагалось, что на первом этапе объем производства машин этой марки составит 26 тысяч транспортных средств в год, речь шла о сборке в Костанае седанов Chevrolet Cobalt и Malibu, а также коммерческих автомобилей Damas и Labo. В итоге же Cobalt стал настоящим бестселлером казахстанского рынка, на долгие годы «оккупировав» верхние строчки продаж в Казахстане.
Достаточно сказать, что казахстанский Chevrolet Cobalt уже к декабрю 2020-го года вышел в лидеры продаж на внутреннем рынке и занял второе место среди казахстанских авто, отправляемых на экспорт – за рубеж костанайцы тогда продали почти 2,5 тысячи машин этой модели, и это при том, что Cobalt в стране производился меньше года. Дальше – больше: 2021 год костанайский «американец» завершает на первом месте по продажам на внутреннем рынке среди всего модельного ряда с результатом 14 тыс. 605 проданных единиц при общем объеме продаж в тот год в Казахстане в 117,5 тыс., то есть за полтора года производства захватывает практически десятую часть внутреннего рынка. Спустя год доля Cobalt на рынке страны возрастает – он по-прежнему лидер продаж с результатом 23 тыс. 179 единиц при общих продажах в 124 тыс. 925 авто.
Апогеем же популярности Chevrolet Cobalt в Казахстане стал прошлый, 2023-й год, когда этот седан вновь возглавил список продаж с результатом в 30 тыс. 425 единиц, что вдвое больше показавшего второй результат (14 тыс. 409 проданных авто) Hyundai Tucson. В январе текущего года Cobalt, правда, немного сдал позиции, став третьим с 545-ю проданными единицами. Но январь после затратного празднования Нового года никогда не был показателем тренда на казахстанском авторынке: уже по итогам февраля костанайский седан отвоевал вторую строчку с результатом 944 проданных единицы, в марте оставался вторым с результатом 1215 реализованных единиц, как и в апреле, а вот в мае уже вернул себе лидерство с более чем 1100 продаж за месяц. И остался на первой строчке по итогам нынешнего полугодия с результатом более 10,5 тыс. продаж.
Чтобы разобраться в причинах популярности этой модели, объем которой за четыре года производства в Казахстане приблизился к отметке в 80 тыс. проданных единиц, нужно вспомнить ее историю. Chevrolet Cobalt изначально выпускался с 2004-го по 2010-й годы в Северной Америке как компактный автомобиль – напомним, что американские автомобилисты изначально ориентированы на мощные и довольно громоздкие авто, поэтому эксперимент с «компактом» Cobalt на внутреннем рынке США и завершился так быстро, за шесть лет. Зато эта модель неплохо пошла на экспорт с 2011 года – ее габариты (длина колесной базы 2624 мм, ширина — 1737 мм) позволяла «Кобальту» идеально вписываться в современное урбанистическое пространство, где место для парковки в городе найти достаточно сложно в любой стране.
Еще одним преимуществом американского седана стал вес – 1216 кг у купе и 1246 кг у седана: при таком весе расход топлива в городе (9,8 л/100 км) и на трассе (6,9 л/100 км) на шоссе с автоматической коробкой передач делал его сверх привлекательным в своем классе. «Механика», кстати, демонстрировала еще большую экономичность — 9 л/100 км в городе, 6,4 л/100 км на шоссе. Базовая мощность двигателя при этом изначально составляла 155 л. с., впрочем, еще в период производства модели для Штатов в 2007 году оба доступных для модели двигателя получают бо́льшую мощь при сохранении прежней экономии: 2,2-литровый двигатель Ecotec отныне имел мощность 148 л. с., а 2,4-литровый Ecotec — 173 л. с. А в 2009 году новый Cobalt SS получает мотор 260 л. с. с турбонаддувом – и именно в таком виде отправляется покорять мир.
В 2011 году Cobalt предстал бюджетным автомобилем, разработанным бразильским подразделением General Motors на базе платформы GM Gamma (платформа для переднеприводных автомобилей малого класса) и располагающегося по своим размерам между моделями Cruze и Aveo. На основе этой же платформы были созданы такие модели, как Chevrolet Spark, Orlando, Cruze и Aveo, однако к 2023 году только Chevrolet Cobalt продолжает выпускаться, в то время как остальные модели прекратили свое существование. В декабре 2015 года бразильский завод представил обновленную версию в общей стилистике с другими обновленными моделями (Chevrolet Onix/Prisma): появилась «раскосость» передней оптики, а задняя стала горизонтальной с блоками на крышке багажника, то есть модель приобрела свой сегодняшний внешний вид, с просторным и комфортным салоном.
В 2012 году производство Cobalt второй серии стартовало также в Узбекистане для внутреннего рынка, а в 2020-м, как уже говорилось выше, пришло в Казахстан. Где автомобили этой модели были доступны по цене – от 5 млн 990 тыс. тенге в наши дни: идеальное соотношение цены и исторического американского качества, сохраненного в Костанае и включающего в себя современную электронику и комфортную систему управления, делает этот седан многолетним лидером казахстанского рынка. Что еще немаловажно для Казахстана, кузов Cobalt оцинкован – и устойчив к коррозии даже в условиях сухого климата страны. Многие автомобили этой модели даже через 10 лет эксплуатации выглядят как новые, так что в ближайшей перспективе этот недорогой и – главное – надежный в эксплуатации «американец» едва ли уступит лидерские позиции на нашем авторынке. Не случайно он является многолетним победителем номинации «Лучший товар для населения» конкурса «Лучший товар Казахстана» («Алтын Сапа»).
Кроссоверы из костанайского ряда Kia – среди лидеров авторынка
Годом позже, в марте 2021-го на мощностях ТОО «СарыаркаАвтоПром» в Костанае было развернуто производство автомобилей Kia, причем модельный ряд был достаточно широким — на заводе налажено производство моделей Rio, Cerato, Sportage, K5, Sorento и Picanto. В перспективе в Костанае планируют выпуск всего модельного ряда Kia для рынка Казахстана, но сейчас стоит отметить две модели, вошедшие в ТОП-10 самых продаваемых авто в стране в мае этого года: Sportage и Sorento. Kia Sportage по итогам мая разместилась на третьей строчке данного ТОПа с результатом 900 единиц, Sorento стала седьмой – 420 реализованных машин. Кроссовер Sportage удерживал третье место по продажам в стране и по итогам прошлого года с результатом свыше 10,5 тыс. продаж, и здесь любопытна история смены интереса казахстанцев к произведенным в стране машинам марки Kia, ведь в 2021-м, когда в Костанае только начали их производить, лидером поначалу являлась модель Rio, малолитражка с 1,6-литровым двигателем.
Этот автомобиль малого класса, успевший до прихода в Казахстан сменить четыре поколения, завершил 2021-й год на пятом месте по объемам продаж в стране (свыше 5 тыс. единиц) и стал единственным представителем корейской марки, вошедшим в первую десятку. Но уже полгода спустя, в июне 2022-го его вытеснил из первой десятки кроссовер Kia Sportage, ставший четвертым по продажам в первом полугодии. Эта модель к настоящему времени выпускается уже в пятом поколении, первое поколение данной модели было первым опытом фирмы Kia в сегменте SUV-автомобилей (городских или «паркетных» внедорожников фирма в сентябре 1994 года. За основу платформы был взят Mazda Bongo – японский компактный фургон, первоначально Sportage производился в Германии на заводе фирмы Karmann в Оснабрюке, и лишь с 1998 года его производство полностью переместилось в Южную Корею.
Kia Sportage второго поколения был представлен на автосалоне в Париже в 2004 году, и это был уже полноценный кроссовер, производство которого было налажено к тому времени, помимо Кореи, в Словакии и в России. Третье поколение было представлено на автосалоне в Женеве в 2010 году, этот автомобиль построен на одной базе с Hyundai ix35 и выпускался в двух комплектациях – с бензиновым и дизельным двухлитровыми двигателями. Улучшения были отмечены за рубежом (премия «Автомобиль года» в Словакии в 2011-м и премия Standard Bank People’s Wheels Award в номинации SUVs and Crossovers — City & Suburban в 2013-м). Четвертое поколение было представлено в 2015 году на Франкфуртском автосалоне – и было удостоено награды Red Dot award 2016, а в марте 2019 года компания KIA начала продажи удешевленного кроссовера KIA Sportage с турбированным двигателем, который стал одним из первых шагов в мировом автопроме по увеличению ценовой доступности кроссоверов.
Пятое поколение Sportage появилось на мировом рынке летом прошлого года, у обновленного кроссовера изменилась внешность, он вырос в габаритах и получил ещё более богатое оснащение. Габариты автомобиля выросли: длина — 4660 мм вместо 4485 у предыдущего, ширина — 1865 (1855) мм., высота — 1885 (1645) мм. Таким образом, новый Sportage перешел в подсегмент SUV «среднеразмерные+» и встал наравне с лидерами этого направления — Mitsubishi Outlander и Škoda Kodiaq. На выбор покупателей этого авто в пятом поколении — два варианта четырехцилиндровых бензиновых двигателя: 2.0 л. и 2.5 л. — соответственно 150 и 190 л.с. Расход топлива на сотню километров при этом у Sportage вполне себе демократичный: 7,7 литра на трассе и 8,1 литра в городе соответственно. Цена нового кроссовера этой модели в Казахстане начинается от 13 млн 890 тыс. тенге, что сопоставимо с ценами на аналогичные модели китайских производителей при более высоком качестве – и много дешевле европейских, японских и американских аналогов при качестве сопоставимом.
А если учесть наличие у «СарыаркиАвтоПрома» как налаженной логистики, так и собственного производства части комплектующих, неудивительно, что Sportage становится все более популярной моделью в Казахстане. Что касается Kia Sorento, который в мае текущего года стал седьмым по объемам продаж в Казахстане, то этот среднеразмерный кроссовер Kia Motors был представлен на автовыставке в Чикаго зимой 2002 года и к настоящему времени сменил четыре поколения. Последнее из них было представлено в феврале 2020-го года, оно оснащено тремя видами двигателей, объемом от 2,2 до 3,5 литра. И вооружено цифровой приборной панелью с дисплеем 12,3 дюйма, которая отображает скорость, подсказки навигации, информацию о работе различных систем автомобиля, а также интеллектуальным круиз-контролем (SCC) с ассистентом движения в пробке, камерами контроля слепых зон с отображением на приборной панели (BVM), системой предотвращения столкновения с автомобилем в слепой зоне (BCA) и системой безопасного выхода из автомобиля (SEA).
Понятно, что такая комплектация предполагает и повышенную стоимость — стоимость Kia Sorento в Казахстане начинается от 17 млн 990 тыс. тенге. Таким образом, «СарыаркаАвтоПром» предлагает казахстанцам выбор между экономичным и премиальным вариантом корейских кроссоверов, при этом сохраняя качество обладателя франшизы — Kia Motors, и делая этот признанный во всем мире бренд (продажи Sportage в мире в прошлом году приблизились к 450 тыс. единиц, Sorento – перевалили за 225 тыс.) максимально доступным для казахстанского потребителя.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости