«Ведомости Казахстана» продолжают излюбленную рубрику – о кино и книгах, способных приоткрыть завесу над происходящими сегодня событиями.
Трудно держать мед во рту и не попробовать. «Медом» могут выступать как деньги, которые можно конвертировать во власть, так и властные полномочия, при желании и сноровке легко монетизируемые. Кинокартина «Кодекс бесчестия» – это художественное прочтение того, как гравитация больших денег перелицовывает людей при власти, а они уже в свою очередь ломают тех, кто так или иначе встает на пути их служения Мамоне (богу богатства).
По горячим следам
Всеволод Шиловский может быть и не входит в первую дюжину самых лучших режиссеров советского кинематографа, но во вторую он попадает наверняка. К тому же у художественного фильма «Кодекс бесчестия» добротная литературная основа в виде романа Виктора Черняка «Золото красных».
Картина снята в 1993 году и по большому счету является ментальным, техническим и технологическим осмыслением того, как поздний Советский Союз трансформировался в «постсоветское пространство» с социалистических принципов на капиталистические.
Подобные процессы осуществляются через людей, поэтому в жанровом отношении фильм Шиловского одновременно детектив и социальная драма с множеством боковых ветвей, потому что запутанные процессы протекают на фоне сложной жизни.
Без сомнения, звездный состав актеров советской школы позволяет красочно и доходчиво передать «трансформационный период» через людей. Люди были и остаются ключевым и одновременно самым сложным элементом в любой системе. С одной стороны они меняются под воздействием обстоятельств, а с другой – сами являются проводниками той или иной политической, экономической либо социальной линии в жизнь.
Отличная операторская работа. К Вадиму Алисову есть претензии за затянутость видов Цюриха и Парижа, но для кинокартины начала 90-ых годов это естественно, поскольку постсоветского зрителя пытались погрузить в атмосферу и структуры повседневности Западной Европы.
В противном случае тогдашней аудитории не совсем понятно, почему вполне типичные позднесоветские люди оказываются бессильными перед соблазнами «западного образа жизни». Точнее, парадной стороны данного образа, входным билетом в который выступает определенный уровень финансовых возможностей.
Из сегодняшнего дня фигурирующие в «Кодексе» суммы не сильно впечатляют. Что такое $600 тысяч или даже $300 млн. Но здесь нужно понимать, что речь идет о «тяжелых» долларах начала 90-ых годов прошлого века. Это в 2023 году «вечно зеленый бакс» обесценился по отношению к золоту на 11,5 %, а в ту пору он подкупал своими возможностями, стабильностью и незыблемостью.
Рассказывая своей соратнице-сотруднице-ставленнице сколько денег на заграничных счетах у партийного (КПСС) бонзы, герой Эммануила Виторгана говорит: «Думаю, тебе жизни на четыре хватит». «Это как жить», – резонно отвечает героиня Татьяны Васильевой, большая любительница люксовой одежды, украшений, парфюма и ресторанов. «Да хоть как», – расставляет все точки над «I» крупный чин КГБ.
Историческая справка
СССР возник как государство весьма специфическое, из-за чего Страну Советов долгое время многие серьезные игроки не признавали дипломатически. Например, из-за этого в Советском Союзе сложилась самая мощная в мире резидентура нелегальной разведки за рубежом.
Потому что традиционно сбором разведывательной информации занимаются посольства, консульства, торговые и культурные представительства. Когда дипломатических отношений нет, то проблему все равно нужно как-то решать. Отсюда разведчики-нелегалы.
С той же самой поры СССР тайно помогал материально дружественным коммунистическим партиям и вообще движениям просоветской ориентации. Когда-то больше, когда-то меньше – в зависимости от экономических возможностей и контекста политической необходимости.
В 80-ые годы XX века финансовая помощь дружественным партиям из-за кризиса коммунистической идеологии в Советском Союзе стала приобретать все больше коррупционных (в широком смысле) моментов.
Энергетический кризис 1973 года привел не только к резкому росту мировых цен на нефть. В СССР за короткий срок пришли более $600 млрд дополнительных доходов от экспорта «черного золота». Потом добавились дополнительные доходы от поставок природного газа в Западную Европу по трубопроводам.
К началу 80-ых годов более $250 млрд находились на корреспондентских счетах советских банков в Западной Европе и Северной Америке. Из-за этого де-факто сложился советский сегмент международной корпоратократии.
Именно эти люди хотели воссоединения со своими (как они их воспринимали) капиталами на Западе, но им мешала сама конструкция советского социалистического государства, которая как сложилась в базовых вещах в 30-50-ые годы прошлого века, да так и просуществовала практически до последнего года жизни советского проекта.
К примеру, в СССР было специальное структурное подразделение, которое занималось торговлей золотом. Когда конъюнктура на драгоценный металл желтого цвета высокая – его продавали, а если золото падало в цене, то его скупали в запасы. Фактически все 80-ые данное золотое управление приносило в доход государству порядка $100 млн чистого дохода в год.
А в «Кодексе бесчестия» герои Леонида Куравлева (Холин, директор Совзагранбанка в Цюрихе) и Бориса Щербакова (Цулько, сотрудник КГБ в Швейцарии) осуществляют сделку с золотом таким образом, что обогащаются сами (плюс западный банкир), но в минус уходят интересы государства. То есть инструменты и институты прежние, а вот их функционирование поменялось кардинально. Из работы на страну произошел переход в зарабатывание для себя за счет страны.
Продолжение следует
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости