«Ведомости Казахстана» продолжая излюбленную тему – разбор кинофильмов, способных приоткрыть завесу над суровыми постсоветскими реалиями, завершает анализ киноленты «Кодекс бесчестия». Редакция уверена, что сформировавшейся после распада советского строя системе сращения позднесоветских силовиков, воров и откровенных бандитов, в настоящее время приходит конец.
Идет это, конечно, через большие катаклизмы и издержки и сколько времени займет доподлинно неизвестно. Но процесс этот рано или поздно закончится. Сегодня мы находимся в его финальной стадии. А благодаря кинофильму «Кодекс бесчестия», мы можем ознакомиться с тем, как все начиналось. И убедиться тому, как же давно это все зарождалось и сколь глубоко пустило свои корни. Первая часть здесь.
Красные директора и офицеры
«Мы как сиамские близнецы», – замечает сотрудник КГБ в отношении советского банкира. Сказано это было в бытовом контексте, но, по сути, характеризует общую ситуацию. По идее все учреждения, которые объединялись понятием «Совзагранбанк», занимались каждый своим участком работы (не конкурируя друг с другом, но покрывая весь спектр нужных для государства задач).
Спецслужбы следили за «красными директорами», чтобы не приворовывали, пользуясь служебным положением, а партийные боссы осуществляли общий контроль за теми и другими.
Проблема возникла тогда, когда партийная номенклатура (не вся, но очень весомая ее часть) сама пошла по кривой дорожке, а красный директорат и корпус спецслужб через своих представителей-конформистов вступил с ними в сговор.
На самом деле положение у этих людей было достаточно шатким и опасным. Потому что статьи в Уголовном кодексе про валютные махинации в особо крупных размерах, злоупотребление служебным положением и ряд других оставались в силе.
При наличии политической воли всех фигурантов «Кодекса бесчестья» ждало суровое наказание. Но у штурвала Советского Союза в это время находился Михаил Горбачев, чьи волевые качества вызывают массу вопросов в режиме «обнять и плакать». По факту его самого двигали во власть те самые люди, которые в конечном итоге стали бенефициарами приватизации советской собственности.
Чересчур вычурным выглядит эпизод с генералом Лавровым (его играет Юрий Назаров), которого сотрудники КГБ под видом бригады психиатрической помощи «повязали» и увезли в «психушку».
С боевым генералом даже в тот период никакие спецслужбы так поступить не могли – не их уровень компетенции и возможностей.
Да и маршал авиации (герой Всеволода Ларионова) не стал бы безучастно не вмешиваться в происходящее – корпоративная этика заставила бы действовать активно при любых раскладах – советский армейский генералитет был отдельной мощной кастой.
Но здесь режиссер позволил себе художественную фантазию с целью иллюстрации могущества тех сил, которые рвутся к большой власти и большому богатству.
А вот тот момент, где у руководителя спецуправления КГБ в сейфе пачка паспортов с разными именами, фамилиями, местами рождения и одинаковыми фотографиями – это правда. Каждый такой паспорт на пограничном посту будет идентифицирован как настоящий.
Череда трагедий
Природа и философия власти показана в картине весьма правдиво и доходчиво. Герой Андрея Болтнева по прозвищу Мастодонт ведет себя хамовато и по-барски. Сейчас это в правящей элите норма жизни, а тогда, когда все вокруг являлись советскими гражданами и официальная форма обращения была «товарищ», такое могли себе безнаказанно позволить лишь реальные носители власти (в данном случае экономической и кадровой).
Мастодонт занимается расстановкой своих кадров, то есть выстраивает свою собственную патронатно-клиентскую систему отношений. Делать это приходится очень тонко и умело, поскольку качество руководящих работников в СССР было весьма высокое и фигуры вроде Михаила Горбачева – то есть значительно превосходящие по должности свой реальный предел компетентности – скорее являлись исключением, чем правилом.
Трагическая судьба у профессионалов старой эпохи. «Я не понимаю, что такое политическая оценка. Я понимаю, что такое профессионально выполненная работа», – говорит ревизор Чугунов (герой Вячеслава Тихонова). Он умный, честный, неподкупный, видит куда катится страна, но изменить себя и своей природе не может. Поэтому и погибает.
Интересна судьба у Ольги (героиня Вероники Изотовой). Она не хочет участвовать в махинациях и преступлениях мужа и его заместителя. Киллер должен ее убрать в Швейцарии, но по счастливому стечению обстоятельств его убивает сама Ольга. Однако женщину все равно настигает смерть по возвращении в Москву, потому что она слишком много знает и не намерена держать язык за зубами.
Герой Игоря Косталевского (Ребров) вроде как человек с улицы, который взят на работу в престижное место за свои таланты и личные достоинства. Но по факту оказывается внебрачным сыном Мастадонта. Ему очень не хочется расставаться со своими принципами, однако цена их сохранения оказалась для Реброва неподъемной.
В конечном итоге он через мучительную ломку принимает правила игры новой эпохи и становится частью мафии, которая теперь выступает ведущей силой в государстве.
Слишком положительно показана баронесса из потомков белоэмигрантов в Швейцарии – героиня актрисы Любовь Манц. В реальности потомки белоэмигрантов очень азартно и энергично участвовали в разворовывании гигантских активов красной империи. Хотя, разумеется, были среди них и те, кто просто наблюдал за процессом и печально осуждал новую волну нуворишей.
Выжить и устроиться в новых условиях смогла героиня Татьяны Васильевой Мария. Она вообще слуга трех господ и тройной агент. При этом всем нужна, всем полезна, всего добилась. Никаких моральных терзаний у нее нет – служит Мамоне честно и знает ради чего. В общем зло победило, и достаточно триумфально.
Герой Куравлева на алтарь служения богатству положил жизнь своей жены, собственную совесть, много рисковал. Но на очередном крутом повороте не вписался, после чего застрелился. Новая жизнь такова, что одной любви к деньгам мало для успеха. Нужно очень чутко следить за политической конъюнктурой.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости