24 июня в 9.20 утра, когда жители 45-тысячного города Арыс в Туркестанской области привычно заступали на работу, на военной части № 44859 прогремел страшный взрыв. Хранившиеся на территории арсенала боевые снаряды со времен Советского Союза, полетели на город, подвергнув его самой настоящей военной бомбардировке. В этой серии статей «Казведомости» собрал несколько искренних историй простых горожан, остро переживших падение бомб, сумевших спастись благодаря чуду и умелой работе местных властей, вовремя вывезших людей и закрывших город.
Мансур Мамадов – пенсионер из города Арыс, услышав сильный грохот и увидев столбы пламении и дыма, выбежал на улицу, подумав, что где-то взорвался газовый балон. Однако он понял, что ситуация куда серьезнее, когда после каждого очередного грохота взрывная волна начала срывать с петель входные двери в подъезды домов, выбивать стекла и выносить оконные рамы, а по улицам начал красться ужасающий жар, который нельзя было спутать ни с чем другим – это либо взырв на промышленном объекте, либо массированный артиллерийский обстрел. А значит, мог взорваться арсенал на войсковой части, но дело на сей раз приняло катастрофические масштабы.
Собирая вещи в состоянии приближеном к панике, он крикнул своей жене, чтобы она первая выбегала на улицу. Когда же он выбежал вслед за ней, то увидел, как хлынувшая вдоль дома плотная людская волна уже уносит его супругу. Вместе с остальными он добрался до православного кладбища за городом, где они планировали переночевать, однако вскоре подоспели автобусы, присланные акиматом области, которые собирали всех спрятавшихся или разбивших стихийные лагеря возле города граждан и отвозили в безопасные места. Уже потом Мансур Мамадов нашел свою жену в другом лагере для эвакуированных.
Однако не всем так повезло как ему: некоторые, кто временно потерял своих близких из-за паники первых минут, еще долго искали их через комендантов и списки других школ, где были расквартированы лагеря по приему эвакуированных со всего Арыся. Например, Дусанбек Кабулов точно таким же образом потерял свою супругу, которую просто унесла волна бегущих людей. Мобильные телефоны были забыты дома, а по памяти никто, как оказывается, не мог восстановить цифры номера близкого человека.
Николай Бирюков «потерял» таким образом свою сестру и племянницу.
Впрочем, они уверены, что скоро найдут своих родных, как их собрат по несчастью Мансур Мамадов, действуя через списки и комендантов временных общежитий в школах области.
Переживают «беженцы» из Арыс за сохранность своих вещей, ведь взрывы разворотили практически во всех домах входные двери и ворота, а в пятиэтажках выбили стекла окон и выдавили двери квартир. Хотя их успокаивает то, что случаи мародерства были единичными и их удалось моментально пресечь, поймав виновных, возбудив по этим фактам досудебные расследования.
И Мансур Мамадов, и Дусанбек Кабулов и Николай Бирюков в один голос утверждают, что в Арыс сгорело немало частных домов, а большинство из них, как и магазины города, были серьезно повреждены падающими снарядами. Поэтому единственно правильным решением было – вытаскивать оттуда людей и временно закрывать город. Ведь первая волна артобстрела каким-то чудом пришлась мимо больших скоплений людей и мест их нахождения. Даже учитывая то, что много тяжелых снарядов и коварных гильз летело прямо вслед за убегающими в степь людьми. Однако каждый раз боеприпасы падали на пустое место или пролетали мимо спасающихся жителей Арыся.
Впрочем, как уверяют спасенные, они все собирались вернуться в город через час-другой и если бы их тут же по «горячим» следам не перехватили присланные акиматом автобусы, они бы так и поступили. И возможно, что больших человеческих жертв тогда никак не получилось бы избежать.
Автор:
Инфраструктурные ведомости