В Минсельхозе поделились планами по экспорту мяса в Россию и Китай
В Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан рассказали о планах по экспорту мяса в соседние страны — Россию и Китай, передает Today.kz.
Животноводческие кластеры — новая «визитная карточка» Минсельхоза
Министр сельского хозяйства — заместитель председателя правительства РК Умирзак Шукеев презентовал в кабинете министров новую программу в сфере животноводства. Основным акцентом программы является увеличение экспорта мяса.
Дело в том, что Казахстан обладает огромным нереализованным потенциалом для развития мясного скотоводства. Напомним, общая площадь пастбищ в республике составляет 187 миллионов гектаров. Одновременно страна занимает пятое место в мире по совокупной площади пастбищ. Россия и Китай, импортирующие говядину в большом количестве, непосредственно граничат с Казахстаном. Российская Федерация ежегодно завозит 700 тысяч тонн говядины, занимая по импорту этого вида мяса второе место в мире. Китайская Народная Республика каждый год импортирует один 1,06 миллиона тонн говядины, по праву занимая первое место в мире по импорту этой продукции животноводства.
К истории вопроса
Еще в 2011 году Минсельхоз начал продвигать проект «Развитие экспортного потенциала мяса КРС». Конечной целью проекта должен был стать экспорт 60 тысяч тонн мяса говядины к 2016 году. В 2013 году стартовали первые объемы поставок высококачественной говядины в Российскую Федерацию. За период реализации проекта объем экспорта говядины вышел на уровень 25 тысяч тонн. Таким образом, основной целевой индикатор проекта по экспорту мяса в объеме 60 тысяч тонн достигнут не был.
Одной из главных причин недостижения показателя экспорта мяса можно назвать итоги идентификации крупного рогатого скота в 2011 году. Идентификация выявила расхождение между статистическими данными и реальностью: оказалось, что в хозяйствах республики на один миллион голов крупного рогатого скота меньше, нежели чем указывалось в статданных.
Тем не менее определенные положительные подвижки в отрасли все же произошли. Например, в 2012 году были внесены изменения в законодательство — в механизм субсидирования племенного животноводства. Была дерегулирована система племенного животноводства. Произошел переход от понятия «племенное хозяйство» к понятию «племенное животное». Ранее государственным органом статус «племенного» присваивался непосредственно хозяйству. Теперь статус «племенного животного» присваивается конкретному животному, и делается это республиканскими палатами — общественными объединениями, которые созданы самими фермерами и заводчиками скота.
Более того, был осуществлен переход от субсидирования племенных хозяйств к субсидированию покупателей племенных животных. Раньше племенные хозяйства преследовали лишь одну бизнес-цель — получение субсидий из бюджета. Это было их основным способом зарабатывания прибыли. В такой парадигме мышления племенные животные не являлись ценностью, поэтому вместо их воспроизведения их в основном пускали под нож. Теперь же принятые изменения привели к росту конкуренции среди фермерских хозяйств с племенным поголовьем. А отмена регулирования цен на племенную продукцию вместе с появлением субсидии за ведение селекционной и племенной работы привели к тому, что племенные быки перестали идти на забой, а начали пользоваться спросом.
За счет использования генетики племенных животных повысились показатели среднего живого веса скота — с 310 килограммов в 2011 году до 335 килограммов в 2017 году. К тому же, отечественными фермерскими хозяйствами-репродукторами было завезено более 55 тысяч голов племенного маточного поголовья мясных пород для породного улучшения местного скота. Это привело к тому, что в стране вырос удельный вес племенного поголовья с 5,6 до 11 процентов, или прирост в 362 тысячи голов. Хозяйствами-репродукторами стало ежегодно реализовываться более 65 тысяч голов племенного молодняка в фермерские хозяйства.
Единая технологическая цепочка
Что же предлагает Минсельхоз? По сути, МСХ выступает за поддержку рыночных механизмов, которые уже начали складываться в животноводческой отрасли АПК.
«Пересмотрен подход к развитию кооперации. Будет поощряться развитие мелких и средних фермеров в кооперации с крупными откормочными площадками, которые обеспечивают им сбыт продукции, распространение технологий, знаний и доступ к финансированию», – заявил вице-премьер на заседании правительства.
Дело в том, что в таких странах, как Австралия, Канада и США, серьезную долю в производственном цикле занимают мелкие фермерские хозяйства со средним поголовьем в 50-80 голов. В этом бизнесе небольшие фермеры самые конкурентоспособные по себестоимости ввиду простой технологии пастбищного содержания животных и низких затрат производства. Также они более устойчивы и приспособлены к рыночным и природно-климатическим изменениям.
Таким образом, первый компонент программы — это товарные хозяйства, задачами которых являются получение приплода и выращивание его до 6-12 месячного возраста. По достижении этого возраста молодняк становится на откорм.
Здесь в дело вступает второй компонент программы — крупные промышленные откормочные площадки. Откормочные площадки обеспечивают интенсивный откорм купленных бычков в течение трех-шести месяцев и формируют товарные партии скота на убой. Это звено технологической цепочки призвано и заинтересовано выкупать бычков у товарных хозяйств, содержащих маточное поголовье, а также оказывать им методологическую и материальную помощь. То есть сама технология мясного скотоводства предполагает необходимость внедрения кластерного подхода развития. Когда вокруг откормочных площадок создаются средние и мелкие фермерские хозяйства для поставки бычков на откорм.
В свою очередь, откорм-площадка содействует фермерским хозяйствам: сдает им на условиях аренды или лизинга племенных быков, поставляет корма и обеспечивает ветеринарное обслуживание. Далее по цепочке следуют современные мясокомбинаты, выполняющие убой крупного рогатого скота, а затем формирующие товарные партии мяса для поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт.
При разработке этого проекта учитывался опыт и технология ведущих стран с развитой мясной индустрией, таких, как США, Канада и Австралия. В рамках проекта впервые в Казахстане была успешно апробирована и внедрена технология холодного содержания животных в хозяйствах-репродукторах и откормочных площадках без строительства помещений для содержания животных. Это позволяет значительно снизить расходы в организации производства, а значит снизить себестоимость содержания поголовья.
Готовые примеры
Как заметил, презентуя новую программу ведомства, Умирзак Шукеев, примерами таких кооперативов являются мясной кооператив «Актеп» в Актюбинской области, «Север Агро» в Костанае, KazBeef, SC Food в Акмолинской области, «Атамекен Агро» в СКО, «Архарлы Майбурек» в Алматинской области.
«Мы планируем возродить эту программу, отработать типовые модели животноводческих ферм и кооперативов, снять ветеринарные вопросы по экспорту в Китай, подготовить расчеты по инвестициям», – сообщил глава Минсельхоза.
Он отдельно подчеркнул, что в целом вопросы переработки сельхозпродукции будут решаться путем объединения сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий по модели вышеуказанных мясных кооперативов. При этом стратегические инвесторы могут выступать в роли якорных предприятий в подобных кооперативах.
Одним из таких примеров является «мясной кластер», созданный в Актюбинской области на базе якорного предприятия группы компаний «Актеп», которая сегодня включает племенной репродуктор на 10 тысяч голов, экспортоориентированную откормочную площадку на 13 тысяч скотомест, современный мясоперерабатывающий комплекс на 7,2 тысячи тонн говядины в год и комбикормовый завод на 20 тысяч тонн в год.
Вокруг него сформирован единый кластер, объединяющий более 300 средних фермерских хозяйств, замыкающий в себе все технологические цепочки: разведение племенного скота, производство кормов, современный откорм скота, переработка, сбыт продукции. Базовый принцип кластера — кооперирование возможностей всех участников для достижения общих целей. Результаты говорят сами за себя — образовавшись в 2011 году, предприятие добилось увеличения совокупной выручки кластера в восемь раз с 500 миллионами тенге до четырех миллиардов тенге.
Кроме того, за шесть лет производство говядины выросло с 323 тонн до 3,07 тысячи тонн, или в 10 раз. Численность племенного скота увеличилась с 2,4 до 9,7 тысячи голов, товарного скота – с 6,7 до 25,7 тысячи голов, использование пастбищ – с 231,3 до 458,3 тысячи гектаров.
Автор:
Другие СМИ. Избранное