Что ждет автозавод в Усть-Каменогорске?
Попытки адвокатов Балушкина перевести расследование в российскую юрисдикцию понятны: там у беглого казахстанского олигарха появляются шансы если не снять обвинения с себя полностью, то договориться со следствием о переквалификации своих деяний на менее тяжкие. При этом если в Казахстане все же будет вынесен обвинительный приговор по статьям о мошенничестве и отмывании денег, полученных преступным путем, то это как минимум может закрыть для Балушкина возможности развернуть собственный бизнес в России. А то и подпасть под уголовное наказание: Россия своих граждан не выдает другим странам, но, если те предоставляют ей веские доказательства вины этих граждан, то российское правосудие вполне может отправить их отбывать наказание на территории РФ. Так что от сумы и от тюрьмы экс-руководителям «Бипэк Авто» и «Азия Авто» зарекаться не стоит даже при заочном разбирательстве. Впрочем, их будущее жителей Усть-Каменогорска и властей Восточно-Казахстанской области волнует уже мало, в регионе задаются вопросом, что делать с автозаводом, на котором работало около 4 тыс. человек.
Часть из них уже трудоустроена на других предприятиях, но при этом власти региона не оставляли и не оставляют надежды на реанимацию автозавода полного цикла, который изначально предполагалось строить вместе с российским «Автовазом». Интерес российских инвесторов объяснялся просто: они рассчитывали часть собранных в Усть-Каменогорске машин (проектировочная мощность составляла около 60 тыс. в год с возможностью расширения до 120 тыс. единиц) перенаправлять в сибирские и дальневосточные регионы РФ, удешевляя логистику для внутреннего потребления на российском рынке. Однако после начала уголовного преследования в отношении усть-каменогорских партнеров российский автогигант дистанцировался от проекта, ограничившись сообщением о том, что «изучает различные варианты сохранения присутствия марки Lada в Казахстане и обслуживания местных клиентов». И за три года с той поры ни разу не намекнул на возможное возвращение в Усть-Каменогорск. Что касается местных властей, то экс-аким ВКО Даниал Ахметов в начале 2023 года заявлял, что область готова найти нового инвестора для первенца автомобильной индустрии страны, как только будут завершены все судебные процедуры.
Однако судебные процедуры длятся до сих пор, Ахметова на посту акима ВКО летом прошлого года сменил Ермек Кошербаев – и теперь судьба «Азия Авто» является его ношей. В настоящее время, по информации заместителя руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Марата Кабакова, все имущество группы компаний «Бипек Авто» и «Азия Авто» находится под арестом, после проведения оценки его начнут продавать с аукциона. «Думаю, что все равно у всех предприятий «Бипек Авто» и «Азия Авто» будет инвестор, который продолжит развитие этих объектов по профильному их направлению. Государство не позволит, чтобы их разрушили. Все объекты будут по своему направлению работать, просто это требует времени», — считает Марат Кабаков. Тут проблема в том, что профильных инвесторов для автомобилесборочного предприятия в Казахстане всего два: ТОО «СарыаркаАвтоПром» и «Astana Motors», но весьма сомнительно, чтобы кто-то из них сейчас поспешил вложиться в усть-каменогорский актив просто потому, что обе компании имеют обширный портфель собственных инвестпроектов.
«Astana Motors» строит мультибрендовый завод полного цикла в Алматинской индустриальной зоне, ТОО «СарыаркаАвтоПром» занята строительством собственного локализационного центра и реализацией совместного проекта с южнокорейским брендом KIA – завода в Костанае, который будет функционировать по принципу полного цикла, включающего сварку, покраску и сборку автомобилей. Ориентировочная дата запуска завода в Костанае – лето 2025 года, помимо этого, Андрей Лаврентьев, руководитель группы компаний Allur, в которую входит костанайское автопроизводство, является основателем компании Qazaqstan Steel Group (QSG), выкупившей в прошлом году активы бывшего «АрселорМиталл Темиртау». И поэтому оба профильных казахстанских инвестора включаться в реанимацию первенца автомобильной индустрии в ближайшее время финансовых возможностей явно не имеют. Да и, по большому счету, ни алматинцам, ни костанайцам достаточно удаленная географически от их основных производственных мощностей площадка не интересна, поскольку оба предприятия явно взяли курс на формирование автомобильных кластеров в своих регионах, что позволяет им значительно снижать издержки. Так что будущее автозавода в Усть-Каменогорске, скорее всего, состоит в перепрофилировании его под выпуск какой-то другой продукции, тем более, что с момента закрытия этого предприятия дефицита легковушек в Казахстане не наблюдается, а значит, ниша «Азия Авто» уже занята.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости