Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан недавно подвело итоги социально-экономического развития страны в первом полугодии, согласно которому продукция казахстанского машиностроения продолжает доминировать над иностранными аналогами на внутреннем рынке. Эта тенденция, впервые зафиксированная почти десять лет назад, набирает обороты, чему способствуют стремление казахстанских предприятий наращивать уровень локализации и принятые властями меры по увеличению конкурентоспособности казахстанского сельхозмашиностроения.
Согласно данным статистического ведомства, в период с января по июнь текущего года включительно в отечественном сельхозмашиностроении увеличилось производство частей машин для сельского и лесного хозяйства и услуг в области производства машин для сельского и лесного хозяйства на 13,2%, объем выручки здесь за полугодие составил 1,6 млрд. тенге. И это один из плюсов отечественного сельхозмашиностроения, которое уже несколько лет работает по сервисной модели, то есть не только продает трактора и комбайны сельчанам, но и гарантирует их обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации. Для того, чтобы эта сервисная модель была выгодна отечественному АПК, ходовые запчасти должны производиться внутри страны, тогда они становятся дешевле и доступнее для пользователей.
Одновременно нарастает и парк вновь реализованной техники казахстанского производства: в первом полугодии отечественными производителями было реализовано 2,8 тыс. тракторов, 271 комбайн, около 200 новых жаток. При этом эксперты Бюро национальной статистики Казахстана считают: отрасль сельхозмашиностроения Казахстана и дальше продолжит демонстрировать уверенный рост при реализации некоторых мер по развитию производств высокотехнологичной продукции. А также по содействию выходу продукции отечественных товаропроизводителей на новые рынки сбыта и встраиванию их в глобальные цепочки создания стоимости и поставок, по совершенствованию институциональной среды и мер поддержки (финансирование проектов, обеспечение предприятий доступным сырьем) и по внедрению дополнительных механизмов экономического стимулирования отраслей.
Таким образом, по мнению экспертов, государство и частные производители должны и дальше действовать сообща, поскольку это параллельное движение на протяжении многих лет дало значимый результат: в настоящее время отечественная сельхозтехника на внутреннем рынке занимает долю порядка 90% против 74% в 2019-м году.
Почему казахстанские трактора и комбайны стали доминировать на рынке
История отечественного машиностроения началась с Костаная – основанный здесь в 1982-м году дизельный завод в 2003-м году первым из казахстанских предприятий переориентировался на производство машин для сельского хозяйства и за несколько лет освоил сборку гусеничных и колесных тракторов, а также комбайнов Essil. В 2013-м году АО «Агромашхолдинг» вошло в число 200 крупнейших предприятий страны, доказав, что сельхозмашиностроение в Казахстане может быть не просто рентабельным, но и приносить значительную прибыль. В мае 2019 году костанайский холдинг совместно с китайскими партнерами, компанией LOVOL, открыл цех по производству тракторов в Костанае мощностью до 3 тыс. машин ежегодно, а в октябре 2019-го года был запущен Костанайский тракторный завод, который стал главным и эксклюзивным производителем техники марки «Кировец» в Казахстане – «АгромашХолдинг KZ» является его акционером.
Одновременно в Костанае постоянно наращивали уровень казахстанского содержания в своей продукции – в 2021-м с этими целями в Костанае был запущен отдельный локализационный центр, на территории которого расположены универсальные цеха с высокопроизводительными современными станками и технологическими автоматизированными линиями. И этот шаг не остался незамеченным со стороны иностранных инвесторов: в этом же году немецкая компания «SDF Group» предложило АО «АгромашХолдинг KZ» создать совместное производство сельскохозяйственной техники торговой марки «DEUTZ-FAHR» на территории Казахстана. Эти успехи костанайского холдинга способствовали и массированному появлению в стране других предприятий отрасли: в настоящее время в Казахстане производством сельскохозяйственной техники, а также изготовлением навесного и другого оборудования, комплектующих и запасных частей занимаются более тридцати машиностроительных предприятий.
Наибольший объем производства в отрасли дают десять из них – это уже упомянутый «АгромашХолдинг KZ», а также его костанайские «земляки», ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» и ТОО «Костанайский Тракторный Завод», ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация /КАИК/» и ЧК «Kazrost Engineering Ltd» (Кокшетау), ТОО «СемАЗ» (Семей), ТОО «Kaz Kioti» (Туркестанская область), ТОО «Совместное предприятие «Петропавловский Тракторный Завод», ТОО «CT Assembly» и ТОО «Машиностроительный завод КАЗТЕХМАШ» (Петропавловск). В результате уже в прошлом году власти страны официально заявили, что 89% тракторов и 88% комбайнов, приобретаемых в стране казахстанскими аграриями, произведены в Казахстане — по итогам 2023 года, казахстанскими производителями было выпущено 5 418 тракторов на сумму 113,5 млрд тенге и 1 032 комбайна на сумму 99,1 млрд тенге, для сравнения – в 2021-м году 5 154 трактора и около тысячи комбайнов, показатели 2022-го года колебались в районе этих же цифр.
При этом, несмотря на увеличение конкуренции в стране, » АгромашХолдинг KZ» продолжал оставаться безусловным лидером рынка — за первые шесть месяцев прошлого года костанайское предприятие произвело 736 единиц тракторов – более четверти от общего количества транспортных средств этого типа в стране – и 218 единиц комбайнов, порядка 45 % от общего их производства в Казахстане в январе-июне 2023-го. Суммарно на мощностях этого предприятия в прошлом году было произведено свыше 1 250 единиц тракторов и комбайнов, при этом ежегодно на базе завода «AGROMASH» изготавливают порядка 25 тыс. единиц узлов и компонентов для своих сельскохозяйственных машин, часть из них отливается в собственном литейном цеху. Помимо этого, в рамках Локализационного центра запущен новый участок – цех сварки кабин тракторов LOVOL, на базе которого производятся кабины и для других марок тракторов. Кроме того, в прошлом году в Костанае освоили дополнительно 2 500 единиц. новых узлов и компонентов для тракторов и комбайнов. Одним из главных событий 2023 года на заводе «AGROMASH» стал старт производства комбайнов LOVOL, первые из них уже успели принять участие в уборочной кампании прошлой осенью.
«Первая пробная партия дала хороший отклик: комбайны разошлись в Акмолинском, Костанайском, Павлодарском и Северо-Казахстанском регионах, то есть работали в самых разных почвенных и климатических зонах. Мы держали на контроле каждое хозяйство, купившее новый комбайн, и отзывы о них достаточно хорошие. К примеру, в Акмолинской области, благодаря новому комбайну удалось сократить сроки уборки и убрать практически весь урожай до дождей. В Кокшетау на комбайнах LOVOL фермерам приходилось убирать влажную пшеницу. Его плюсы в том, что продольное расположение ротора увеличивает площадь обмолота зерновой массы, что положительно влияет на обмолот даже влажной пшеницы. Показали себя с отличной стороны и комбайны DEUTZ-FAHR, которые также, относительно, недавно производятся в наших стенах. В этом году мы успешно справились с производственными планами, в 2024-м мы будем увеличивать локализацию согласно производственным планам», — сказал в конце прошлого года коммерческий директор завода «AGROMASH» Николай Пархоменко.
Продолжение следует…
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости