По итогам 2022 года Костанайская область стала уникальным регионом Казахстана с бюджетной точки зрения – этот регион оказался единственным в стране, в котором суммарно собранные здесь налоги превысили запланированные расходы местного бюджета. То есть эта область стала в полном смысле этого слова самодостаточным регионом, способным самостоятельно покрывать свои социально-экономические потребности за счет внутреннего производства — та же картина сложилась и в 2023-м году, и продолжает наблюдаться в текущее время. Наша редакция попыталась разобраться, за счет чего исторически аграрный регион смог достичь финансового баланса, которого не могут до сих пор достигнуть многие промышленные и финансовые центры республики.
Счастлив не тот, у кого больше бюджет, счастлив тот, кто сам его наполняет
Когда речь заходит о местных бюджетах, то регионы-лидеры пытаются вычислить по суммарному сбору налогов: чем больше собрали, тем лучше должна быть жизнь их населения. На самом же деле, это далеко не так хотя бы потому, что регионы различаются по численности населения – и очевидно, что город Алматы с населением более 2,2 млн человек (данные по состоянию на начало этого года) изначально должен собирать налогов больше, чем Костанайская область, население которой в том же периоде было почти в три раза меньше численности жителей крупнейшего мегаполиса страны – всего-то около 830 тыс. человек. Соответственно, и общий размер налоговых поступлений в Алматы будет примерно во столько же раз больше, поэтому гораздо корректнее оценивать успешность бюджетной политики того или иного региона в части равенства его доходов и расходов.
В Костанайской области в этом отношении все в порядке даже с запасом – в 2022-м году при расходной части бюджета в 395 млрд тенге местный бюджет собрал в виде корпоративного и индивидуального подоходных налогов, а также по социальным платежам в бюджет 399 млрд. В следующем 2023-м годах поступления по всем трем видам налогов также превысили план, в первой половине текущего года собственные доходы при плане в 94,8 млрд. тенге составили 103,1 млрд. тенге. При этом сборы по КПН, который платят юридические лица (то есть производители и бизнесмены) превысили план почти на 5%, а сборы по ИПН (взимается с наемных работников) оказались выше планируемых почти на 6%. Эта сухая отчетность крайне важна с точки зрения самочувствия бизнеса и населения – ведь рост налогов отражает рост их доходов.
И, исходя из этой официальной статистики по Костанайскому региону, предоставленной Комитетом госдоходов, в области наблюдается устойчивый экономический рост на протяжении многих лет. В качестве подтверждения возьмем другой «сухой» статистический показатель – среднюю заработную плату в этом же регионе: в июне 2014 года, десять лет назад, она равнялась 92,5 тыс. тенге. Среди 16-ти регионов страны (на тот момент в Казахстане, напомним, было немного другое административно-территориальное деление) это был четвертый показатель с конца: меньше люди в среднем зарабатывали только в Акмолинской, Жамбыльской и в Северо-Казахстанской областях. В июне 2015-го размер средней зарплаты в Костанайском регионе и вовсе сделал шаг назад – до 91,2 тыс. тенге, зато с лета 2016-го (108,1 тыс. тенге, пятый с конца результат) начала только расти.
К окончанию первого квартала 2022 года, когда в Казахстане насчитывалось уже 20 регионов (17 областей и 3 города республиканского значения) среднемесячная заработная плата в Костанайском регионе составляла 248,5 тыс. тенге, а в 2023-м перевалила за отметку в 313 тыс. тенге. По итогам первой половины нынешнего года этот показатель в Костанайской области дорос до показателя в 337,6 тыс. тенге – и регион вплотную приблизился к первой десятке казахстанских административных территорий, где зафиксированы самые высокие заработки населения. При этом исторически Костанайская область является одним из основных аграрных регионов страны, а в этих регионах, как правило, фиксируется низкий экономический рост и, как следствие, ниже среднего по стране рост доходов населения.
К примеру, в соседней Северо-Казахстанской области средняя зарплата к середине этого года не дотянула и до 300 тыс. тенге, а в пристоличной Акмолинской области (вместе с Костанайским регионом эти две области входят в число основных зерносеющих территорий страны) составила 330 тыс. тенге. При этом темпы роста средней заработной платы в Костанайской области в последние несколько лет были аналогичны темпам роста в промышленных регионах страны: Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанкой (речь идет именно о темпах роста, а не об абсолютных размерах средних зарплат). За счет чего же экономически «выстрелила» большей частью аграрная прежде область? За счет того, что стала регионом смешанного типа, аграрно-индустриального, причем индустриальная составляющая экономики в Костанае в последние годы стала значительно превалировать над производством сельскохозяйственной продукции.
Как связать аграрный сектор и индустрию
Согласно официальным данным, на сегодняшний день в Костанайской области производством промышленной продукции занимаются 925 предприятий, на которых работает порядка 45 тыс. человек. Это, кстати, достаточно значительный показатель для региона, который исторически считался аграрным – например, в исторически индустриальной Павлодарской области на данный момент насчитывается чуть более 1200 промышленных предприятий. При этом Костанайский регион был буквально «обречен» самой природой на то, чтобы со временем стать индустриальной территорией: расположенная в северной части Республики Казахстан область богата не только лесами, но и рудными полезными ископаемыми (бокситы, железные и магнетитовые руды, золото, бурый уголь). Также недра региона богаты запасами огнеупорной и кирпичной глины, стекольного песка, известняка, строительного камня, так что сосредоточение промпроизводства здесь было только вопросом времени.
И все же, при всем богатстве недр и возможностью развивать здесь различные отрасли, сейчас Костанайская область ассоциируется у казахстанцев в первую очередь с машиностроением. Одним из стимулов к развитию которого стали потребности в отечественной технике как раз аграрного сектора региона: основанный в 1982-м году костанайский дизельный завод в 2003-м году стал первым казахстанским производством, освоившим выпуск гусеничных и колесных тракторов, а также комбайнов Essil. А уже в 2013-м году АО «Агромашхолдинг» (собственник бывшего дизельного завода) вошло в число 200 крупнейших предприятий страны и стало одним из крупнейших работодателей региона – на нем трудится порядка тысячи костанайцев. При этом одно из старейших предприятий сельхозмашиностроения в стране постоянно расширяет производственную линейку и увеличивает локализацию производства, что делает оптимальным соотношение «цена-качество» ее продукции на внутреннем рынке.
«Наши универсальные цеха с высокопроизводительными станками и автоматизированными линиями позволили уйти от крупноузловой и даже мелкоузловой сборки сельскохозяйственной техники к полноценному изготовлению компонентов и значительному повышению доли местного содержания, — говорит вице-президент по производству АО «Агромашхолдинг» Петр Максаков. – Мы осваиваем собственное производство новых узлов и деталей, вплоть до кабин тракторов, эта работа продолжается на предприятии постоянно. Также расширяем линейку производства тракторов, вводя в нее машины различной мощности: такой запрос есть со стороны аграриев, как северного, центрального, так и восточного Казахстана, где большую часть посевных площадей занимают масличные культуры. Это позволяет нам быть конкурентоспособными на внутреннем рынке: бренд LOVOL, тесно связанный с нашим заводом, на протяжении последних лет является одним из самых продаваемых тракторов в Казахстане».
Помимо этого, в Костанае дислоцирован лидер легкового автомобилестроения Казахстана, ТОО «СарыаркаАвтоПром», входящее вместе с АО «Агромашхолдинг» в холдинг Allur. В 2023-м это предприятие установило рекорд по числу изготовленных за год легковых и коммерческих автомобилей – 90,2 тыс. единиц, что порядка 75% от общего производства их в стране (149 тыс.). Отметим, что в прошлом году ТОО «СарыаркаАвтоПром» приступило к реализации инвестиционного проекта по сборке 30 тыс. автомобилей Chevrolet Onix в год: благодаря реализации этого проекта стоимостью 23 млрд тенге, планируется создать 400 новых рабочих мест. Также этой компанией совместно с корейским автоконцерном KIA началось строительство завода, объем инвестиций в который составляет 90 млрд тенге. В рамках проекта будет обеспечен выпуск 70 тыс. автомобилей в год и создано 1,5 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, планируется строительство локализационного центра по производству автокомпонентов стоимостью 13 млрд тенге — и все эти проекты приблизят общее количество занятых на них костанайцев к 4 тыс. человек.
И если сейчас в структуре обрабатывающей промышленности Костанайской области доля машиностроительной отрасли уже превышает 50% (а общий объем промышленного производства в данном регионе в январе-августе 2024 года составил свыше 1,7 трлн тенге), то после реализации этих инвестпроектов, по оценкам специалистов, данный показатель может вырасти до 70%. А сам Костанай окончательно утвердится в роли казахстанского Детройта, то есть столицы отечественного машиностроения, по аналогии с машиностроительным центром США. Самое же главное в этом то, что компании группы Allur не только развиваются сами, но и дают возможность расти смежным отраслям и предприятиям, наращивая в ходе локализации производства размещаемый на них заказ на различные комплектующие. А благодаря тракторам и комбайнам, произведенным на мощностях АО «Агромашхолдинг», костанайские аграрии увеличили валовый выпуск своей продукции в январе-августе текущего года на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, заработав свыше 221 млрд тенге. Так что кооперация интересов аграрного и машиностроительного секторов в этом регионе приносит выгоду и горожанам, и сельчанам.
Продолжение следует…
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости