Напомним, что еще в 2021 году на конвейерах «СарыаркаАвтоПром» был налажен выпуск автомобилей марки Kia в рамках промышленной кооперации с Kia Motors Corporation. В январе 2023-го на костанайском автозаводе был произведен запуск мелкоузлового производства (CKD) марки Kia Sportage.
И осенью 2023-го в Костанае началось строительство нового автосборочного производства Kia с высокой степенью локализации. Производственная мощность нового завода, на котором планируется создать 1500 высокооплачиваемых рабочих мест, составит 70 тыс. автомобилей в год, в проект будет вложено порядка $200 млн иностранных инвестиций. И он станет первой крупной производственной площадкой Kia Motors Corporation за пределами Южной Кореи.
К настоящему времени на площадке нового завода полностью завершены земельные и бетонные работы, а также монтаж металлоконструкций.
Вместе с производственным корпусом ведется строительство периферийных зданий – главного офиса и Centr Utility, энергетического центра будущего производства. На предприятии установят 70 роботов на линиях сварки, окраски и сборки автомобилей, в Костанай уже прибыло производственное оборудование нового завода, которое начинают монтировать в цехах – и в октябре следующего года с нового конвейера должны сойти его первенцы — по словам генерального директора Kia Qazaqstan Ким Дэ Ки, на начальном этапе на заводе будет выпускаться модель Sorento, а в январе 2026 года к ней присоединится обновленный Sportage.
Отметим, что последний кроссовер приобретает все большую популярность среди казахстанских автолюбителей – по итогам сентября 2024-го года Kia Sportage замкнул первую пятерку самых продаваемых автомоделей в республике.
Самое же главное, что южнокорейская компания выразила полную поддержку промышленной политики Казахстана в части повышения уровня местного содержания в автомобилестроении. И вместе со своими партнерами из ТОО «СарыаркаАвтоПром» открывает в Костанае локализационный центр, где при участии малого и среднего бизнеса республики будут производиться автокомпоненты.
«Мы планируем локализовать выпуск сиденья, выхлопной системы, электрожгутов, автомобильных ковриков – все это такие элементы вроде бы небольшие, но, с точки зрения экономии и логистики, чтоб не возить эти вещи за 2-3 тысячи километров, лучше их производить рядом с конвейером», — говорит начальник управления локализации ТОО «СарыаркаАвтоПром» Сергей Могилатов.
Он также отмечает, что партнерство с одним из лидеров мирового авторынка позволит гарантировать качество производимых в локализационном центре компонентов для производства всех моделей, представленных в линейке костанайского автозавода. Уверены в успехе нового предприятия и власти региона:
«Дизайнеры южнокорейской компании и другие специалисты оперативно реагируют на все изменения автомобильной отрасли и готовы постоянно двигаться в ногу со временем. Есть примеры, когда другие предприятия перебрасывают производство непопулярных у себя моделей авто в другие страны. В нашем случае, наоборот, мы видим, что компания KIA будет выпускать у нас такие же современные автомобили, как и в Корее. Это очень важно», — говорит аким Костанайской области Кумар Аксакалов.
Ожидается, что ежегодные налоговые поступления от деятельности нового автозавода составят приблизительно 5 млрд тенге, а выпускаемые на нем автомобили, помимо казахстанского рынка, будут реализовываться в государствах Центральной Азии и в других странах.
Напомним, что недавно заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин в ходе казахстанско-афганского форума сообщил о желании Кабула наладить поставки изготовленных в Костанае автомобилей на свой рынок.
«В Афганистане уже развивается свой средний класс, поэтому они попросили организовать встречи с нашим отраслевым автобизнесом для создания автоцентров по продаже старых и новых казахстанских автомобилей. Мы сейчас этот вопрос прорабатываем, думаю, что в следующем году реально уже первые машины начинать продавать», – сказал Жумангарин.
Напомним, что в прошлом году Казахстан экспортировал 9,3 тыс. легковых автомобилей собственного производства, в основном в Россию, Беларусь и Кыргызстан, большая часть этого объема – порядка 70 % — пришлась на машины, произведенные в Костанае.
Но это не потолок: несколько лет назад руководство ТОО «СарыаркаАвтоПром» заявляло о том, что увеличение экспортных поставок является приоритетным направлением развития компании, которая планирует в дальнейшем экспортировать до 40 % произведенных автотранспортных средств.
И если учесть, что в прошлом году завод «СарыаркаАвтоПром» произвел более 90 тыс. единиц автомобилей, автобусов и коммерческой техники, а в текущем году собирается выпустить порядка 110 тыс. единиц автотранспорта, то костанайскому предприятию нужны зарубежные рынки емкостью до 40-50 тыс. автомобилей в год, а рынок Афганистана может оказаться одним из перспективных направлений экспорта.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости