В Усть-Каменогорске в августе началось главное судебное разбирательство по делу основателя группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» Анатолия Балушкина и генерального директора АО «Азия Авто» Ерика Сагымбаева. Суд проходит заочно, так как подсудимые находятся в России, потерпевшими по делу признаны АО «First Heartland Jusan Bank» и министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (сейчас министерство промышленности и строительства). Однако есть и другие потерпевшие – сотрудники компании в количестве более 4 тыс. человек, потерявшие работу из-за криминальных схем своего руководства: в акимате ВКО не теряют надежды перезапустить автопроизводство, но сможет ли усть-каменогорский завод вернуться на внутренний рынок в условиях нынешней жесткой конкуренции – большой вопрос.
Путь из пионеров отечественного авторынка в мошенники
АО «Азия Авто» был первым автосборочным предприятием в Казахстане, забегая вперед, отметим, что он именно автосборочным предприятием и остался, в отличие от нынешнего лидера авторынка, ТОО «СарыаркаАвтоПрома», который в сжатые сроки перешел от отверточной сборки к достаточно масштабной локализации производства. Собственно, это нежелание развивать и совершенствовать свое производство руководство усть-каменогорского завода и сгубило, хотя начиналось все достаточно помпезно: в 2002-м году в ВКО начали собирать «Нивы», весьма востребованные в Казахстане в те годы, в 2004-м с конвейера сошел 5-тысячный автомобиль этой марки, а в 2005-м продуктовая линейка была разбавлена машинами чешской марки Skoda, в 2006-м году в Усть-Каменогорске началась сборка автомобилей марки Chevrolet.
Казалось, что усть-каменогорское автосборочное предприятие, которое в те годы физически было монополистом на внутреннем рынке, ждет светлое будущее, но в 2010-м году прозвенел первый тревожный звоночек, указывающий на, мягко говоря, неумение его руководства направлять финансовые потоки в нужное и требуемое русло: АО «Азия Авто» допустило дефолт по своим облигациям на казахстанской фондовой бирже. Правда, тот эпизод довольно быстро забыли, тем более, что в ходе IX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в 2012 году было принято решение о создании компаниями «Азия Авто» и «АвтоВАЗ» совместного автопроизводства полного цикла в Усть-Каменогорске. С перспективой перехода от «отверточной» сборки к наращиванию собственного казахстанского содержания в выпускаемых авто.
Эти договоренности с российскими партнерами, похоже, вскружили голову руководству «Азия Авто» и торгующего его продукцией «БИПЭК Авто», ведь по итогам 2013-го года продукция усть-каменогорского завода заняла 53,3% казахстанского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Правда, к тому времени у нее уже появился конкурент в Костанае, но «СарыаркаАвтоПром» тогда делала только первые свои шаги на рынке. И всерьез Балушкиным и К в качестве соперника не рассматривалась, тем более, что продуктовую линейку «Азия Авто» к тому времени разбавили еще и несколько моделей корейской «Киа». В 2014-м году на заводе торжественно отпраздновали выпуск 100-тысячного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, а в 2017-м на выставке ЭКСПО в Астане «Азия Авто» презентовала электрическую версию седана LADA Vesta.
В 2019 году завод получил индустриальный сертификат, который является свидетельством о включении производителя в Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг, но уже тогда к Балушкину и его партнеру Сагымбаеву у государства появились неприятные вопросы. Дело в том, что еще в 2010-м году министерство индустрии и инфраструктурного развития страны заключило с «Азия Авто» договор, в соответствии с которым в 2017 году в Усть-Каменогорске должен был появиться завод, занимающийся сваркой и покраской автомобильных кузовов. Под достигнутые договоренности компания Анатолия Балушкина получала весь положенный пакет государственных льгот и субсидий – пакетом она воспользовалась, но строительство завода откладывала под всякими благовидными и неблаговидными предлогами. Например, Балушкин неоднократно заявлял, что полученные от государства льготы позволяли держать стоимость «народных» автомобилей, собранных в Усть-Каменогорске, на приемлемом для казахстанцев уровне.
Вообще-то, учитывая тот факт, что на внутреннем рынке к тому моменту уже присутствовало костанайское производство, которое аналогичные льготы и преференции использовало для повышения уровня локализации до 30% и выше, хотя заключило договор с государством позднее, подобные заявления основателя группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» можно было рассматривать с точки зрения недобросовестной конкуренции. Но конкуренцию Костанаю усть-каменогорский сборочный завод и так проиграл: уже в 2019-м году «СарыаркаАвтоПром» произвела более половины всех проданных в стране новых легковушек. А в 2021-м году терпение государства лопнуло: специализированный межрайонный экономический суд города Нур-Султан постановил взыскать с АО «Азия Авто» почти 174 млрд тенге в доход республиканского бюджета и еще 5 млрд в пользу местного бюджета. В марте 2021 года в компаниях «Бипэк Авто» и «Азия Авто» прошли массовые сокращения, производство было окончательно остановлено, но акционеры так и не возместили потери бюджета. В конце июня 2021 года контролирующий акционер компаний Балушкин был объявлен в розыск, причем с обвинением в мошенничестве. Чуть позже то же обвинение заочно было предъявлено и Сагымбаеву.
Что государство вменяет в вину Балушкину и Сагымбаеву
Соглашение с «Азия Авто» о предоставлении налоговых преференций (предприятие их получало 10 лет!) правительство в лице МИИР расторгло в 2020-м году, оно предполагало освобождение от уплаты НДС, таможенных платежей и возмещение утильсбора, на ту самую сумму в 174 млрд тенге, о которой говорилось выше. Руководство завода ссылалось на три девальвации за 10 лет, проблемы банка-партнера, а также пандемию коронавируса, что в итоге привело к убыткам. В суде представители холдинга утверждали, что налоговые льготы нельзя монетизировать, а потому, дескать, нельзя утверждать, что высвобожденные деньги Балушкин и Сагымбаев клали себе в карман. Но проблема в том, что в числе претензий к тому же Балушкину были не только упреки в нецелевом расходовании высвобожденных за счет преференций средств, но и подозрение в хищении 230 млрд тенге, выделенных для строительства так и не появившегося в Усть-Каменогорске нового завода. Позже выяснилось, что в причастности к хищению этой суммы подозревается и Сагымбаев.
«Денежные средства похищены А. Балушкиным и Е. Сагымбаевым в целях уклонения от погашения банковских займов и уплаты налогов в бюджет. Кроме того, похищенные денежные средства предназначались для строительства завода по промышленной сборке автотранспортных средств с условием степени локализации производства 50%», – сообщали в мае прошлого года в Агентстве по финансовому мониторингу РК. В ведомстве тогда добавили, что вывод денежных средств, вероятно, осуществлялся с помощью переоформления товаров в обороте, находящихся в залоге в банке, в подконтрольные компании, а также выдачи фиктивных премий работникам группы компаний «Азия-Бипэк Авто» и заключения фиктивного контракта с компанией из ОАЭ. Тут надо пояснить, что бывшее руководство усть-каменогорской группы компаний жило на широкую ногу не только за счет налоговых послаблений: в 2013-м году «First Heartland Jusan Bank» и АО «Азия авто Казахстан» заключили генеральное кредитное соглашение в феврале 2013 года. Оно устанавливало линию финансирования лимита кредитования на сумму 32 млрд тенге, в этот же день банк заключил подобное соглашение, но уже на сумму 17,5 млрд тенге, с АО «Бипек авто Казахстан». Как легко можно догадаться, деньги банку возвращены не были – после просрочки суд постановил вернуть в пользу Jusan Bank задолженность и вознаграждение в размере 66 млрд тенге, на эту сумму должны были взыскать и залоговое имущество.
Балушкин при этом букете вопросов к нему на призывы явиться в следственные органы страны добровольно для дачи показаний уклонялся, переехав в Россию и приняв ее гражданство, что делает выдачу его Казахстану невозможным: дело в том, что Конституция РФ запрещает выдачу своих граждан по запросам других стран. Балушкин стал гражданином РФ в 2021-м году, а Сагымбаев получил российское гражданство годом позже, сейчас оба живут в Санкт-Петербурге. При этом летом 2022 года правоохранительные органы подали заявление на конфискацию у Балушкина 1000 единиц движимого имущества и 77 объектов недвижимости, включая базы отдыха «Порт Фортуна» и «Рахмановские ключи». А в августе этого года в Усть-Каменогорске началось заочное разбирательство по делу Балушкина и Сагымбаева: первому предъявлены обвинения по 190 статье Уголовного Кодекса РК («Мошенничество в особо крупном размере») и по статье 218-й УК РК («Легализация (отмывание) денег или иного имущества, полученных преступным путем»). Сагымбаев обвиняется по все той же 190-й статье и по статье 245 УК РК («Уклонение от уплаты налога или других обязательных платежей в бюджет с организации»).
Отметим, что представители обвиняемых (Балушкин и Сагымбаев наняли для участия в суде в Казахстане адвокатов) вновь попытались затянуть рассмотрение: на стадии предварительного слушания в суд поступило ходатайство защитников подсудимых с просьбой вернуть дело прокурору для направления его в компетентные органы России для дальнейшего расследования. И для последующего суда над двумя фигурантами, выведшими деньги из Казахстана, по законам Российской Федерации. Однако суд пришел к выводу, что требования уголовно-процессуального законодательства были соблюдены, и нет обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, в связи с чем в Усть-Каменогорске уже начался допрос свидетелей. Параллельно в Усть-Каменогорске также идет другой суд над восьмью сотрудниками «Азия Авто» и «Бипэк Авто», которых обвиняют в мошенничестве в группе лиц по предварительному сговору, с нанесением особо крупного ущерба, а также в отмывании денег. В 2023 году это параллельное дело уже рассматривалось в суде, но тогда его вернули на доследование.
Продолжение следует…
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости