Помимо знаковых изменений в правительстве, которые ожидаются в следующем году с вероятным приходом в кабинет министров Ерболата Досаева, о чем мы уже писали, также весьма вероятна отставка действующего Генерального прокурора РК Берика Асылова. Возможно он уйдет в никуда или на менее значимую должность, а на позицию Генпрокурора республики может рассматриваться назначенный недавно первым заместителем Генерального прокурора Жандос Умиралиев.
Собственно, ради этого прицела на будущее молодой Жандос Жанибекович возможно и был повышен из заместителей Генпрокурора в первые заместители главы надзорного ведомства. То есть, работа для него не нова, он наверху уже более трех лет, а сейчас посидит-осмотрится на том же месте, но несколько в ином качестве.
По большому счету, так сказать — «для простого народа» возможная рокировка Асылова на Умиралиева ничего не изменит. Как вряд ли она что-то изменит для страны. А вот во внутриэлитных раскладах всякое может случиться.
Не исключено, что с уходом Асылова, его правопреемник сможет более активно включиться в работу по поимке и возвращению команды бежавшего за границу экс-Генпрокурора Казахстана Кайрата Кожамжарова. Уж слишком долго и муторно, казахстанские силовики и законники выходили на Кайрата Пернешовича. Уж сколько лет назад была дана отмашка, а Кожамжаров преспокойно разгуливал по Астане, а потом не спеша уехал в ближнее зарубежье, после чего перекочевал в дальнее.
За это время начали ломать уголовные дела его команды, освободили его от должности сенатора, «посадили» его лучшего агента «Саныча» — Талгата Махатова, «наехали» на его протеже Олесю Кексель. И ведь это было еще задолго до весны этого года, когда уже официально стало известно об аресте еще одного ключевого человека из команды Кожамжарова — Талгата Татубаева.
Так что нам кажется, что будь Кожамжаров самым непонятливым человеком на земле или пребывай он в летаргическом сне, он все равно успел бы раз 10 выехать, заехать и снова выехать из Казахстана.
Важно и то, что Генпрокурор Асылов — это все же «старая школа». Не будем разбрасываться избитыми и ставшими ложными тезисами о «Старом Казахстане». 99 % «Старого Казахстана», певшего осанну и рукоплескавшего Назарбаеву, успешно переобулись и сформировали собой то, что ошибочно называется «Новым Казахстаном». Хотя ни «Старого», ни «Нового» в природе не существует и никогда не существовало. Это кстати уже год-два назад поняли и наверху и не особо любят, когда транслируют эти не имеющие ничего общего с реальностью месседжи.
Но то что есть — это «старая школа» и «новая школа», причем в прямом смысле, идущая от старых и молодых чиновников. По сути, они тоже друг от друга мало чем отличаются, одни молодые и красивые, а другие — старые и некрасивые. Поэтому если даже где-то и меняется шило на мыло, быть может «простой народ» согреется лишь мыслью о том, что теперь-де дают дорогу молодым да ранним.
Хотя перемены это всегда лучше чем застой. Когда-то того же Генпрокурора Берика Асылова ужасно ругали и разоблачали, потом арестовали того, кто ругал и разоблачал, потом слава Богу, отпустили. Но так как в наших ковыльных пампасах превалирует экстенсивная модель свободы слова, то, как правило, потом над тем кто ругал, но с кем помирились, берется некое шефство — временное, а может навсегда, частичное или полное. Причем, берется в основном тем, кого ругали. А потому случись отставка Берика Асылова, то по крайней мере на ментальном уровне произойдет освобождение одного человека, который в противном случае чувствовал бы себя обязанным, а его бы это тяготило.
И еще о свободе слова. Как тут не вспомнить, бывшего председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева. Удивительный долгожитель, правивший ведущей телекоммуникационной нацкомпанией 15 лет. И все это время параллельным курсом жило и процветало широко известное в узких кругах средство массовой информации. На протяжении всех этих 15 лет ни одна бутылка вина была откупорена на Черноморском побережье, а в воздух летели чепчики и тосты: «Куанышбек! Куанышбек! Счастья тебе!».
Но всему когда-нибудь приходит конец. Как только Куанышбек Бахытбекович покинул «Казахтелеком», начались проблемы у широко известного в узких кругах СМИ. А потом, оно и вовсе закрылось, возможно так и не дождавшись Куанышбека.
Но в целом, это говорит о Куанышбеке Есекееве с хорошей стороны. Ведь в отличие от Берика Асылова, тяготеющего к экстенсивной модели свободы слова, экс-глава «Казахтелекома» показал себя больше поборником инклюзивной, более качественной и доверительной модели взаимодействия со сложными структурами.
Скорее всего, просто так Куанышбек Есекеев не смирился со своей участью и продолжал бороться. Вероятно, отголосками этой кулуарной борьбы стали неожиданные вбросы в июне этого года, когда нежданно-негаданно фаворитом на освободившееся место министра транспорта, назывался именно экс-глава Казахтелекома. Но в Минтранспорта назначили совсем другого человека.
Ситуация, по всей видимости, обострилась в прошлом месяце, когда развернулась настоящая подковерная борьба за должность министра искусственного интеллекта. И тут, на столь близкую его сердцу должность, Куанышбек Бахытбекович мог зайти с козырей. Что, похоже, он и попытался сделать, снова прибегнув к излюбленному методу анонимных опросов. Но и на эту должность зашел совсем другой человек.
Возможно, у него все еще впереди, а может быть следует прекратить напрасные терзания и отпустить ситуацию. Все же он сумел добиться роста из советников президента в помощники главы государства. Быть может, пока лучше довольствоваться малым. А то что пока нет бюджетов и объемов, так это не беда, это ведь не его проблема. Это на черноморском побережье ждут и надеются, возможно напрасно. А Куанышбеку некуда спешить.
Рустам КАРМАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Фото Владислава ВОДНЕВА
Автор:
Исторические ведомости




