По итогам прошлого года автомобильный рынок Казахстана побил предыдущий рекорд по продажам новых машин и сохранил, несмотря на все сложности, объем внутреннего производства на уровне рекордного с этой точки зрения 2023-го года. Первую скрипку в достижении этих показателей вновь сыграл костанайский завод холдинга Allur (ТОО «СарыаркаАвтоПром»), который произвел около половины проданных в стране автомобилей и дал порядка 60% от общего объема продукции отечественного автопрома в ушедшем году.
Авторынок Казахстана-2024: Рекорды вопреки прогнозам
В 2023-м году авторынок Казахстана установил свой новый рекорд по продажам машин – тогда было продано 198 тыс. 686 единиц автотехники всех типов, что на 60% превышало показатели предыдущего года. Революционный рост продаж заставил многих отраслевых экспертов усомниться в том, что по итогам 2024-го года автомобильной отрасли удастся обновить этот рекорд – бурный рост продаж объясняли отложенным спросом, накопившимся в стране чуть ли не со времен пандемии 2020-го, то есть саккумулированным за несколько лет. Соответственно, резюмировали скептики, в 2024-м продажи автомобилей в стране должны откатиться к уровню 150-170 тыс. проданных единиц, и даже оптимисты прогнозировали откат уровня продаж до объемов 180-190 тыс.
На деле же 2024-й увенчался новым рекордом: По данным Казахстанского Автомобильного Союза («Қазақстанның Автокөлік Одағы», ҚАО) в 2024 году официальными дилерами в Казахстане было реализовано 205 тыс. 111 новых автомобилей или на 3,2% больше, чем в предыдущем году. Это при том, что еще в августе прошлого года сомнения скептиков вроде бы оправдывались, поскольку на протяжении нескольких месяцев (в феврале, мае и в августе) объем продаж в стране падал по сравнению с аналогичными периодами 2023-го. Однако уже к сентябрю 2024-го уровень проданных с начала года новых авто практически сравнялся с показателями первых восьми месяцев 2023-го – отставание сократилось до 0,9%.
А потом последовал бурный рост продаж в октябре и в ноябре – суммарно порядка 40 тыс. единиц, после чего объем реализации за 11 месяцев вышел в плюс в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года – на 2,6%. Вишенкой на торте для официальных казахстанских дилеров стал декабрь 2024-го: 25 тыс. 570 проданных новых авто стали новым месячным рекордом в стране, понятно, что на этот результат повлияли предновогодние скидки и распродажи, но, в целом, сразу несколько рекордов, которые принес 2024-й год в области продаж новых авто, наглядно показали – внутренний рынок страны далек от насыщения, а казахстанские автолюбители стремятся обновлять свой автопарк и открыты к новым модельным предложениям.
При этом казахстанский автопром (это 8 крупных предприятий, занимающиеся производством легковых авто, грузовиков, автобусов и спецтехники) не сдал своих позиций, несмотря на массированное наступление на внутренний рынок китайской техники, доля которой в продажах в 2024-м составила, по разным оценкам, от 30-ти до 35%. Генеральный директор казахстанского Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артур Мискарян считает, что доля отечественного производства на внутреннем авторынке составляет порядка 70% — и противоречий в сложении этих цифр нет, поскольку часть продаваемых на рынке Казахстана автомобилей китайских брендов производится на казахстанских заводах.
Напомним, что в настоящее время производством легковых автомобилей занимаются костанайский завод ТОО «СарыаркаАвтоПром» и алматинское предприятие Hyundai Trans Kazakhstan, автобусы производят QazTehna в Сарани Карагандинской области и Daewoo Bus Kazakhstan в Семее, грузовики и спецтехника выпускаются предприятиями СемАЗ в Семее, КАМАЗ Инжиниринг в Кокшетау, Hyundai Trans Almaty в южной столице и алматинский ПКК Сактаган. И именно эти производства обеспечивают наибольшее количество продаж на внутреннем рынке, при этом безусловным лидером среди них на протяжении многих лет остается костанайский автозавод, входящий в состав холдинга Allur: ТОО «СарыаркаАвтоПром» в 2024-м дало около половины всех продаж в стране.
Алексей Дерновой, специально для Ведомостей Казахстана
Автор:
Исторические ведомости