Петр Своик: «ЕНПФ следует объединить с фондами обязательного медицинского и социального страхования»

17.11.2019
1429
0
0
Петр Своик: «ЕНПФ следует объединить с фондами обязательного медицинского и социального страхования»

Известный эксперт также предлагает вкладывать деньги единого фонда не в государственные ценные бумаги или во внешние облигации, а во внутреннее производство.

 

Составляя свое первое Послание народу, второй президент, разумеется, постарался совместить самые актуальные для экономики вопросы с самыми назревшими ожиданиями населения. Странным было бы ожидать иного подхода в подборе задач, ставящихся перед правительством. При этом, конечно же, президент Токаев просматривал и наиболее значимые публикации в СМИ и соцсетях – странным было бы не воспользоваться самой современной и прямой связью с обществом.

 

Поэтому тот факт, что едва ли не сквозной темой сейчас становится судьба пенсионных накоплений в связке с фондами социального и медицинского страхования, - нисколько не удивителен.

 

 

ОДИН СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД И ОДИН ПЛАТЕЖ

 

В Послании вопрос о накопившихся в пенсионной системе серьезных проблемах был поставлен отдельно. И там же правительству было поручено изучить вопрос консолидации внебюджетной системы путем создания единого социального фонда, и введения одного социального платежа.

 

На заседании НСОД та же проблема была озвучена уже со стороны экономической группы, и первым пунктом, предложено было создать рабочую группу правительства. И вот она уже создана и провела несколько заседаний. По существу, это пока первый конкретный «выхлоп» от Национального совета общественного доверия, тем более важно, чтобы мы все получили наглядное улучшение дел в пенсионном обеспечении, социальном страховании и медицинском обслуживании. Это важно и для нас всех, и для президента персонально. Поскольку добиться реального исполнения правительством ставящихся перед ним задач – наша общая давняя мечта.

 

Но давайте будем реалистами: странным было бы ожидать, что исполнители, вписанные в давно отработанную и привычную им схему, а то и извлекающие из нее собственные преимущества, вдруг начнут с энтузиазмом превращать ее во что-то более экономически и общественно полезное, но им, кроме неудобств, ничего не добавляющее. А то и умаляющее их собственную пользу. Разумеется, все порученное в Послании будет исполнено, но … со всеми вытекающими из объективных обстоятельств, так сказать, отступлениями и сглаживаниями.

 

 

КАК ВЫХОЛАЩИВАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИДЕЯ

 

И вот, в свете сказанного, оказывается, на последнем заседании рабочая группа отдельным пунктом повестки дня рассмотрела мою публикацию «Чрезвычайная тройка». Дело в наших краях давно небывалое, что-то такое происходит…

 

В той статье обосновывалось не просто объединение ЕНПФ с фондами обязательного медицинского и социального страхования. Главный упор сделан на вложение свободных средств не в долговые обязательства Минфина с Нацбанком, не в коммерческие банки и не в иностранные экономики, а – непосредственно в собственную. Членам рабочей группы раздали распечатку, и они отчитывались, что здесь в их силах, а что – никак невозможно.

 

Не будучи приглашенным на обсуждение (действительно – зачем?), знаю, что пока определились так: Фонд социального страхования и ФОМС, да, слить можно, а вот ЕНПФ должен остаться отдельным, поскольку в первые два взносы собираются с работодателей и они, дескать, обезличены, а в ЕНПФ деньги конкретных вкладчиков. Это – был выдвинут такой аргумент – индивидуальная собственность граждан, и ее надо хранить отдельно.

 

А то, что эта святая и неприкосновенная собственность возникает путем ежемесячного изъятия десятины из кровного заработка у всех официально трудоустроенных в Казахстане, и вне их согласия, что с этой собственности активно кормятся сами «накопители» и разного рода биржевые «игроки», что большая часть так называемого «инвестиционного» дохода на эту собственность извлекается из бюджета, и мало того, из бюджета же доплачивается компенсация инфляции выходящим на пенсию вкладчикам, поскольку пенсионное накопительство фактически убыточно, не говоря уже об обеспечении хотя бы маломальского дохода на такую забираемую у человека на всю его трудовую жизнь «собственность» – это не смущает охранителей? Никого к такой денежной «собственности» не подпускающих, включая самих собственников.

 

Соответственно, под предлогом невозможности смешения собираемых с работодателей и с работников денег мягко растворяется в воздухе и президентский тезис о едином социальном платеже. Как же можно смешивать столь разные источники наполнения отдельных фондов! Тем более, что вокруг каждого сформировался свой круг «пользователей».

 

Спрашивается, а как насчет цифровой экономики, прорывные перспективы которой нам давно обещаны и под которую, помнится, был организован даже специальный вице-премьер и целое министерство? Казалось бы, при современных возможностях, нет никакой проблемы в создании программы персонального учета всех начисляемых, собираемых, хранимых и используемых денежных потоков, - тем более при унификации социальных отчислений. Но здесь трудности, похоже, иного рода.

 

Все естественно: подавляющее большинство участников рабочей группы – это «пчелы против меда». Прямо проигнорировать президентские задачи они не могут, но попытки выхолащивания мы уже наблюдаем. И уж тем более в рабочей группе почти некому поставить вопрос шире президентских поручений – насчет вообще эффективности пенсионного и медицинского обеспечения.

 

 

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И СТРАХОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ – ВНЕШНИЕ ПРИДУМКИ

 

Посмотрим пока, как Национальный банк, распоряжающийся «инвестированием» пансионных накоплений, и в таком качестве тоже участвующий в рабочей группе, исполнит данное на заседании обещание проработать вопрос вложения пенсионных денег действительно в национальную экономику. А сами тем временем позволим себе посмотреть как раз в самую суть медико-пенсионной проблематики.

 

А самая суть в том, что и идея перехода от прежней солидарной к накопительной пенсионной системе, реализованная еще 20 лет назад, и нынешние страховые преобразования в медицине – это не местные придумки. Это предложения, от которых наше правительство не может отказаться, сделанные внешними, так их назовем, консультантами. В основе же их никакая ни экономика и ни социальная проблематика, а самая что ни на есть политика и прямая идеология.

 

Это идеология замены советской еще – солидарной ответственности государства перед всеми гражданами страны в их медицинском и пенсионном обеспечении, на принцип индивидуальный: с кого поступают отчисления, тот и имеет медицинскую страховку и пенсионные выплаты. А кто не платит … это его выбор.

 

Понятно, что сразу так отсекать и вообще лишать не охваченных пенсионным накопительством права на лечение и пенсии не будут, какие-то минимумы сохраняются, но дело идет к явственному сословному делению на официально трудоустроенных и «самозанятых», с принципиально разными гарантиями и возможностями. А от этого недалеко и до уголовно наказуемого разжигания социальной и сословной розни.

 

Казалось бы, и ИП, и как-то там действительно самозанятые тоже могут вносить какие-то взносы, но как быть с тем объективным фактом, что структура трудовой занятости в нынешней экспортно-сырьевой модели не охватывает и половины работоспособных казахстанцев? Так, по данным ЕНПФ, действительно ежемесячные взносы поступают от примерно 2,5 млн. человек, не менее хотя бы шести взносов за год – менее чем от 5 миллионов, при общем числе индивидуальных накопительных счетов 10,5 млн.

 

Соответственно, ровно та же картина будет и с медицинским страхованием. Притом, что надежд на придуманный как выход ЕСП (единый социальный платеж) не много – им смогли охватить где-то 200 тысяч желающих, а собираемые суммы – мизерны.

 

Предложивший нам накопительную пенсионную систему Всемирный банк как-то не учел такую подробность, но ответственные за труд и соцзащиту у нас в стране должностные лица просто не могут продолжать делать вид, что проблемы катастрофической недостаточности охвата не существует. Понятно, что самим фондам и всем вокруг них, поступлений и при таких малых охватах – более чем, они в деньгах натурально купаются. Но кто-то же должен потребовать от Минтруда и Минздрава ответственности за все население, а не за половину или даже только третью часть.

 

 

КАНОН ГЛАСИТ, ЧТО В ПРОИЗВОДСТВО ИНВЕСТИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

 

И хотя сама по себе проблема полной структурной занятости выходит за рамки накопительной пенсионной системы и медстрахования, необходимо, по крайне мере, сделать накопительство привлекательно выгодным для участников. Сделай доходность хотя бы на 2-3% гарантированно выше инфляции, да еще начисляй бонусы за добровольные взносы, да распределяй установленный процент поступлений в Национальный фонд по накопительным счетам – система и заработала бы.

 

А отсюда перейдем к еще одному внешне заданному и как бы экономическому, на самом же деле, идеологическому посылу – запрету на прямое инвестирование экономического развития собственной страны.

 

Неукоснительно исполняемый нашими деятелями внешний канон такой: исключительно «портфельные» способы сохранения-приумножения пенсионных (а теперь уже и медицинских) отчислений. То есть, активы ЕНПФ разрешается вкладывать только в разного рода «ценные бумаги», не хватает местных корпоративных – тогда в долговые обязательства Минфина, или Национального банка, а и их маловато – можно в иностранные. Причем как раз по исходному идеологическому замыслу – в иностранные-то и нужно. С тем, чтобы выводимые на внешние финансовые рынки пенсионные накопления казахстанцев попадали бы обратно в экономику того же Казахстана, но опосредованно, - через инвестирование того, что самому же внешнему рынку от Казахстана и требуется. А именно: вложения в сырьевой экспорт, в торговлю готовыми иностранными товарами, в банковскую и другую финансовую инфраструктуру, которая сама есть местные сети внешнего инвестирования и кредитования казахстанской экономики.

 

То есть, такая «портфельная» идеология пенсионного накопительства есть часть общего – внешнего способа и инвестирования, и кредитования казахстанской экономики, для ее же внешней эксплуатации. В помощь чему внутренний инвестиционный и кредитный потенциал должен активно подавляться – через высокую базовую ставку Национального банка и через «плавающий» курс национальной валюты, что наш Нацбанк успешно и осуществляет.

 

Да, именно с выводом пенсионных денег за границу не совсем получилось – сколько-нибудь существенный местный фондовый рынок не создан, связь с внешними биржами слаба, приходится «инвестировать» чуть ли не половину всех активов в те самые «ценные бумаги» Минфина, то есть извлекать «инвестиционный доход не из экономики, а из бюджета. Фактически за счет ущемления того же здравоохранения и солидарных пенсионных выплат. Но за канон наши исполнители держатся железно – куда угодно, лишь бы не в производственное развитие!

 

Понимаю, что второй раз по нашим публикациям рабочая группа не соберется, но уверяю – выхолостить президентские поручения так просто не получиться.

 

Петр СВОИК, член Общественного совета при ЕНПФ

Автор:

Экономические ведомости

Экономические ведомости
17 Ноябрь 2019
1429 просмотров
0 комментариев
0 Поделились
Похожие статьи
Феномен Бакытжана
Бывают «агашки» недооцененные, бывают «агашки» переоцененные   К сожалению, в Казахстане принято мыслить устаревшими стереотипными моделями, которые обновляются крайне медленно и......
Читать далее
Кто «заказал» Габидуллу Абдрахимова?
За наветами в адрес бывшего акима Шымкента стоят силы, которые хотят раздербанить городское автотранспортное хозяйство   Многие хорошие начинания в Казахстане часто рискуют остаться незавершенными по той......
Читать далее
Петр Своик: «НСОД – это попытка опричнины для подавления сопротивления конкурентов и группировок во власти. Сработает ли она?»
Показательно, что как раз тогда, когда первый президент РК, почетный председатель ЕАЭС Нурсултан НАЗАРБАЕВ в Москве открывал павильон Казахстана (чуть не написал – КазССР) на возрожденной (пока без СССР)......
Читать далее
Аскар Мамин принес в жертву черного Ангуса
И у него на это были свои справедливые резоны.   Вначале октября премьер-министр Аскар Мамин на заседании республиканской бюджетной комиссии (РБК) «зарезал» проект «Мясного союза Казахс......
Читать далее
Двоевластия нет, потому что Токаев становится «главным»
Три октябрьские победы хозяина Ак Орды   Когда весной этого года первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев передавал власть своему преемнику Касым-Жомарту Токаеву, у него был замысел, который, как......
Читать далее
От разоблачения «КазАгро» до борьбы с нечестными латифундистами
Пять шагов министра сельского хозяйства Сапархана Омарова   Пришедшему в марте этого года на должность министра сельского хозяйства Казахстана бывшему депутату, председателю Комитета по аграрным вопросам......
Читать далее
Авторитет Касым-Жомарта Токаева начинают использовать в экономических играх
Бизнес, задолжавший Инвестфонду Казахстана, через своих лоббистов переложил всю вину на «Оператор РОП»   Недавно аудиенции в Ак Орде у главы государства Касым-Жомарта Токаева был удостоен чл......
Читать далее
«Антикор» больше не вселяет страх
Страна истосковалась по жесткому решению вопросов в стиле Кайрата Кожамжарова   Болезненный удар по репутации Антикоррупционной службы, который был нанесен Генеральной прокуратурой в деле о задержании, а......
Читать далее
«Черный нал» от контрабанды из Китая в Казахстан составил $25,9 млрд. за пять лет
Среди незаконных схем: подкуп таможенников, подделка документов, использование тарифных изъятий   Весной этого года в российских СМИ появилась информация о том, что президент Владимир Путин поручил Федер......
Читать далее
Комментарии
лучшее в рубриках
на e-mail рассылку
о выходе новых статей
kazvedomosti.kz © Все права защищены 2019
Разработано в: #