• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Воскресенье, 9 ноября, 2025
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Последние исторические новости Казахстана и мира онлайн.

Нужно ли Казахстану отменять утильсбор на автомобили?

16/06/2024
в Исторические ведомости
2 мин для чтение
17.2k 174
0
Нужно ли Казахстану отменять утильсбор на автомобили?

Система утилизационного сбора (расширенной ответственности производителей и импортеров, РОП) действует в Казахстане с 2016 года, ввели ее следом за Россией и Белоруссией, с которыми наша страна находится в едином экономическом пространстве.

При этом утильсбор неоднократно подвергался критике со стороны части населения в части удорожания ввозимых в Казахстан подержанных иномарок, недавно же противники этого косвенного налога на автомобили собрали 50 тысяч подписей под петицией к правительству о его отмене.

По данной петиции создана комиссия, которая будет изучать мнения не только противников, но и сторонников утильсбора, чтобы принять некое компромиссное решение, при этом несколько представителей кабмина уже ясно дали понять, что кабмин настроен сохранить этот платеж по целому ряду соображений. 

«Ведомости Казахстана» решили разобраться в позициях сторон.

Утильсбор в Казахстане – заградотряд на пути автохлама

Для начала нужно разобраться с вопросом о том, почему утильсбор на автомобили вообще был введен в стране в 2016 году.

Первый заместитель премьер-министра страны Роман Скляр недавно в интервью сайту главе правительства напомнил, что этот косвенный налог был внедрен после вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию – и сопутствующего снижения таможенных пошлин на ввозимые в страну автомобили иностранного производства вдвое, с 30% до 15%.

Утильсбор, который тогда составлял 15% от стоимости ввозимого авто, фактически добирал «исчезнувшую» половину таможенных сборов, то есть власти страны компенсировали за счет нового налога бюджетные потери от вступления в ВТО. 

Противники утильсбора вполне справедливо указывают на то, что деньги от утильсбора с иномарок шли не в бюджет, а компании «Оператор РОП», который расходовал их, мягко говоря, по своему усмотрению.

Но, во-первых, достаточно большие объемы средств утильсбора «Оператором РОП» все же в отечественное производство вливались, что будет показано ниже в этом материале, а, во-вторых, у утильсбора, помимо функции возмещения потерь бюджета была и иная, более важная цель – поддержка отечественного производства автомобилей.

И именно в этом направлении должна была расходоваться (и расходовалась) львиная часть средств, полученных «Оператором РОП».

Отметим, что два крупнейших участника Единого Экономического Союза, в котором состоит Казахстан, Россия и Белоруссия, развернули систему утилизационного сбора на своей территории раньше нашей страны.

При этом данная система в этих странах позволяла их властям компенсировать затраты отечественных автопроизводителей за счет средств, собранных по той же утилизационной статье с ввозимых из-за границы автомобилей.

Учитывая тот факт, что внутри ЕАЭС нет таможенных границ, это могло привести к неконкурентоспособности казахстанских автопроизводителей по цене даже на внутреннем рынке: нужен был противовес протекционизму российских и белорусских властей, каковым и стала система, возглавляемая «Оператором РОП».

Насколько эффективно она работала? По данным этой уже упраздненной компании, за период с 2016 по сентябрь 2021 года объем поступивших в нее денежных средств составил около 614,5 миллиарда тенге, из них на стимулирование развития отечественной автопромышленности было направлено 230,3 миллиарда тенге, на стимулирование производства сельскохозяйственной техники – 32,2 миллиарда тенге.

Учитывая, что от казахстанских производителей автотранспортных средств за этот же период поступило в распоряжение «Оператора РОП» более 248,8 миллиарда тенге, а от отечественных производителей сельскохозяйственной техники – 35,4 миллиарда, становится очевидным, что с задачей возмещения потерь отечественному производству от утильсбора эта структура, мягко говоря, справлялась не до конца.

Именно потому в 2022 году ее полномочия по сбору данного платежа и передали в компетенцию государственного АО «Жасыл Даму», вернув контроль за расходованием собранного утильсбора в руки государства.

И достаточно ясно дав понять противникам этого сбора, активизировавшихся в Казахстане в период 2021-2022 годов, что неудачное исполнение схемы по поддержке отечественного производства в исполнении «Оператора РОП» вовсе не означает, будто от этой схемы надо отказываться вообще.

Поскольку, помимо поддержки своего производителя у утильсбора была еще одна цель – экологическая: с помощью этого платежа правительство рассчитывало серьезно обновить автопарк страны, в котором в 2015 году 75,4% составляли автомобили в возрасте от 10 лет эксплуатации. А за первый год действия утильсбора их удельный вес в автопарке снизился до 69%.

В 2017-м году этот показатель вновь достиг 71%, к 2019-му вновь снизился до 69%, а вот с 2020 года пошло заметное снижение доли машин старше 10 лет – до 65% в «ковидном» 2020-м до 63% от общего числа зарегистрированных авто в 2022-м.

А вот в 2023-м совокупная доля автотранспорта в возрасте свыше 10 лет вновь выросла до 69%, на что противники утильсбора указали как на доказательство неэффективности этого инструмента в части заградотряда на пути автохлама.

На самом же деле росту числа автохлама способствовала либерализация утильсбора, утверждал в марте этого года премьер-министр страны Олжас Бектенов: отвечая на соответствующий депутатский запрос, глава правительства напомнил, что в 2022 году размер утильсбора, взимаемого с завозных автомобилей, был уменьшен вдвое, на 50%.

«Стоит отметить, что в 2022 году, после снижения утилизационного сбора на 50% и легализации ввезенных транспортных средств, было зафиксировано увеличение количества старых машин», – констатировал премьер-министр. То есть, стоило государству снизить ставку утильсбора вдвое, как в Казахстан вновь хлынул «автохлам» – легко представить, насколько казахстанский автопарк постареет, если утильсбор будет убран вообще.

Отечественный автопром растет как на дрожжах

Резкое снижение доли ввозимых старых иномарок в период полноценного действия утильсбора и возвращение его практически к прежним объемам в период либерализации платежа – это лишь одна грань данной проблемы. 

Другой аспект – это рост отечественного производства в период с 2016 года, в котором в стране было выпущено чуть больше 11 тысяч авто.

В 2017 году внутреннее производство перешагнуло за 19 тысяч единиц, в 2018-м достигло рекордных 32,8 тысячи машин – и продолжило повышать рекордную планку: в 2019-м объем производства отечественного автопрома превысил 50 тысяч единиц, в 2020-м – 77,4 тысячи, в 2021-м – 92,8 тысячи, в 2022-м – почти 114 тысяч.

Наконец, в прошлом, 2023-м году отечественные автозаводы произвели 148,9 тысячи единиц своей продукции, соответственно, доля продаж отечественных автомобилей на внутреннем рынке до 70,7% в прошлом году против жалких 25,6% в начальной точке введения утильсбора в 2016 году.

Разумеется, связывать рост доли отечественного автопрома в общем объеме продаж исключительно с введением утильсбора было бы наивно – здесь помогли льготные автокредиты, и повышение качества продукции. Но и принижать значение этого инструмента в развитии своего автопрома не стоит:

«Сказать, что бенефициарами утильсбора являются только хозяева казахстанских автозаводов отчасти, может быть, правильно, — говорит первый вице-премьер РК Роман Скляр. – Но давайте задумаемся, а не являются ли его бенефициарами, например, люди, которые работают на этих заводах? Продать готовый привезенный автомобиль может один человек — продавец в автосалоне, а когда делают мелкоузловую сборку, это уже инвестиции: завод, который потребляет тепло-, электроэнергию, платит налоги, люди получают заработную плату, кормят свои семьи, повышают квалификацию. Абсолютно все отрасли экономики нашей страны получают в той или иной мере тарифные, нетарифные, инвестиционные, институциональные и иные преференции. Если мы говорим об автопроме — освобождение от НДС, режим свободного склада либо свободная экономическая зона, то, что и все получают. Никаких прямых субсидий от этого нет, но заставить ведущие крупные автоконцерны строить у нас заводы и производить технику, невозможно, если такого барьера на пути иностранной продукции не будет. Пришла бы у нас известная западно-германская компания комбайны выпускать? Однозначно нет, они не приходили в течение 15 лет, как и корейская компания, которая теперь строит завод на 70 тысяч автомобилей в год в Костанае».

Таким образом, утильсбор в качестве заградотряда от дешевого «автохлама» и стимулятора отечественного производства является еще и дополнительным «магнитом» для иностранных инвесторов, поскольку гарантирует им рынок сбыта, свободный от наплыва дешевых подержанных машин.

Отметим, что приход иностранных производителей в казахстанское автомобилестроение действительно полностью совпадает с периодом действия на внутреннем рынке утилизационного сбора.

И эта практика существует по всему миру – во многих странах автомобили, собранные за границей, облагаются огромными заградительными пошлинами, так что, если какой-то иностранный производитель хочет прорваться на иностранный рынок, он просто вынужден открывать собственное производство на территории иностранного государства.

Ту же самую историю правительство сейчас хочет реализовать и в Казахстане, причем развитие автопрома должно потянуть за собой и развитие смежных производств, поскольку кабинет министров ставит перед казахстанским автопроизводителями задачу по увеличению локализации – организации полного цикла производства, от добычи сырья и изготовления комплектующих до собственно сборки на конвейере из казахстанских деталей.

«Наша главная задача — стремиться к увеличению локализации, цель, которую мы сейчас перед собой ставим — создание сопутствующих производств, чтобы извлечь для страны как можно больше пользы, — поясняет Скляр. — Это очень сложный процесс, который мы сейчас ведем не только в автопроме, это касается, например, и нефтяных компаний, и предприятий, которые извлекают твердые полезные ископаемые. У них масса отговорок находится для того, чтобы не поддерживать собственное производство, с ними работаем методом убеждения. Мы поддерживаем абсолютно все отрасли промышленности – и ГМК в том числе. Те или иные преференции получают абсолютно все отрасли экономики, поэтому мы имеем полное право призвать их к сотрудничеству с другими нашими предприятиями. То есть, если брать другие сферы нашей экономики, мы делаем практически тоже самое, что и в автопроме, только применяем другие меры, которые не называются экологические сборы, имеют другое название. Но бенефициаром роста промышленности, в том числе – и в автопроме, все-таки является каждый гражданин нашей страны», — добавляет он.

Ну, и, наконец, есть еще один немаловажный аспект введения утильсбора – дорожная безопасность. Как заявили в министерстве промышленности и строительства, введение утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию, существенно повлияв на возраст отечественного автопарка, снизило количество дорожно-транспортных происшествий – если по итогам 2016 года в дорожных авариях в республике пострадало почти 19 тысяч человек, то в прошлом году было зарегистрировано 13,2 тысячи пострадавших в ДТП. 

И это при том, что автопарк страны за это время вырос в полтора раза (с 3,5 миллиона зарегистрированных единиц до более чем 5,3 миллиона) – специалисты опять же связывают это снижение с обновлением автопарка, так как техническое состояние автотранспорта напрямую сказывается на возможности водителя избежать аварии. 

И это опять же следствие введения утильсбора в качестве заградительного шлагбаума на пути подержанных автомобилей в Казахстан.

Продолжение следует

Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Исторические ведомостиИсторические ведомости
Поделиться1780Поделиться223Отправить
Предыдущий запись

«Кодекс бесчестия» - 2: триумф зла, которому приходит конец

Следующая запись

Почему не состоялось первое заседание комиссии по утильсбору?

Следующая запись
Почему не состоялось первое заседание комиссии по утильсбору?

Почему не состоялось первое заседание комиссии по утильсбору?

Qarmet сделал первые шаги к возвращению лидерских позиций в СНГ

Qarmet сделал первые шаги к возвращению лидерских позиций в СНГ

Как восстанавливают добычу угля в Карагандинском бассейне

Как восстанавливают добычу угля в Карагандинском бассейне

Нашествие саранчи: тревожная ситуация или можно уже расслабиться?

Нашествие саранчи: тревожная ситуация или можно уже расслабиться?

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти