Фермерские ведомости

Непопулярные меры для агробонз

21.11.2019
1871
0
1
Непопулярные меры для агробонз

Сапархан Омаров дальше других продвинулся в вопросе изъятия земель у латифундистов и начал прорабатывать сложный вопрос насыщения внутреннего рынка сельхозтехникой

 

Критика главы государства Касым-Жомарта Токаева, связанная с медленными темпами обновления парка сельхозтехники (в том числе отечественного производства), а также саботированием президентских инициатив об изъятии полей и пастбищ у казахстанских латифундистов, которые не используют их должным образом, высказанная им на минувшей неделе в Кокшетау, безусловно, справедлива.

 

Тем не менее, следует отметить, что министр сельского хозяйства Сапархан Омаров еще с весны нынешнего года выстраивал необходимую архитектуру для возможности быстрого изъятия простаивающих сельхозземель, работа над которой была завершена этой осенью после послания президента в Ак Орде. Более того, именно действующее руководство Минсельхоза продвинулось дальше в этом вопросе, запланировав создать и обнародовать «черный список» аграрных бонз, чего до него не делали или не решались сделать другие чиновники сельскохозяйственного ведомства.

 

На первый взгляд, этот новый технологический шаг не может раз и навсегда решить задачу «изъятия/не изъятия» земель сельхозназначения, однако как мощный информационный инструмент в умелых руках этот блэклист способен оказать серьезное влияние на расстановку сил в аграрном Казахстане. Уже хотя бы тем, что многие компании и собственники, владеющие баснословными наделами земли, станут известны широкой общественности. А через них всегда можно «догадаться», кто является главным бенефициаром тех или иных полей, пастбищ и сенокосов.

 

В то же время, нельзя не признать, что любая кампания подобного рода, способная затронуть за живое многих крупных игроков в агропромышленном секторе Казахстана, обречена если не на ожесточенное сопротивление, то на саботаж уж точно. С точки зрения буквы закона Сапархан Омаров действует правильно, к тому же предпринимает явно нестандартные шаги, чтобы форсировать ситуацию, но это, конечно, не значит, что реализация президентских инициатив станет для него легкой прогулкой.

 

Аналогичная ситуация и с обновлением парка сельхозтехники. На этом рынке тоже много разных игроков. И если уж форсировать вопрос новых сельскохозяйственных машин для отечественных фермеров, то придется делать ставку на местное казахстанское производство в ущерб импорта более дорогостоящих зарубежных аналогов или на принуждение иностранного капитала размещать свои производства у нас в Казахстане, что сейчас большинству мировых корпораций сельхозмашиностроения невыгодно. А значит, предстоит менять условия и правила игры, а на это тоже нужно время и силы, чтобы преодолеть вероятное сопротивление недовольных.  

 

 

«ЧЕРНЫЙ СПИСОК» ЛАТИФУНДИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСА

 

Начнем по порядку. Еще в октябре текущего года двумя палатами Парламента был принят, а затем подписан главой государства законопроект по вопросам регулирования АПК, который лежал на полке почти три года, хотя представлял собой фундаментальный документ, предполагающий более 800 изменений в 13 кодексов и 29 законов страны.

 

Этим законом, наконец, дан «зеленый свет» космическому мониторингу за использованием земель сельхозназначения. До сего момента космомониторинг не был регламентирован, а контроль за надлежащим использованием пашни и пастбищ осуществлялся по-старинке, с выездом на место.

 

Но если о введении космомониторинга достаточно много говорилось до Сапархана Омарова, то при нынешнем министре еще в сентябре был принят свой авторский пакет мер.

 

Так, областным маслихатам были переданы права по увеличению налогов на неиспользуемые земли в 10 раз.  

 

Одновременно, Минсельхоз принял решение сократить сроки изъятия неиспользуемых земель. И если до сих пор они изымаются только через суд, а сама процедура может длиться несколько лет, то для ее ускорения процесс возврата аграрных земель упрощается, вводится механизм расторжения договоров с недобросовестными землевладельцами в одностороннем порядке. 

 

Еще одно исключительное «ноу-хау», внесенное министром Омаровым, коснулось облегчения механизма уведомления землепользователей о начале и результатах их проверки. Не секрет, что большинство аффилированных с латифундистами представителей, уклонялись от того, чтобы брать извещения в руки и подписывать бумаги о надлежащем уведомлении. Поэтому теперь это будет делаться через SMS-сообщения, как органами судопроизводства.

 

На этом фоне, введение следующего «ноу-хау» - блэклиста, «черного списка» (назовите как хотите) под рабочим названием «Открытый землевладелец», который будет содержать оцифрованные истории полей и пастбищ, кто ими владеет и как распоряжается – станет необходимым «гештальтом» для борьбы с недобросовестными землепользователями.

 

Идея создания подобного реестра, в том числе латифундистов, с указанием имен и фамилий непосредственно собственников, бенефициаров или аффилированных с ними лиц, витала в воздухе давно. Впервые она получила предметное выражение в 2016 году, когда в Астане заседала Комиссия по земельной реформе при правительстве РК.

 

С тех пор утекло много воды и хорошо уже то, что нынешнее руководство Минсельхоза реанимирует некоторые наработки той Земельной комиссии, состоявшей не только из чиновников, но и экспертов, представителей общественности, глав фермерских хозяйств и ассоциаций.

 

В настоящее время, сельскохозяйственные земли, находящиеся в коммерческом пользовании, составляют 105 миллионов гектаров. Из них 26 млн. га – это пашни, а 72 млн. гектаров отданы под пастбища.

 

Проведенная Минсельхозом совместно с акиматами областей первоначальная проверка смогла выявить 2,2 млн. гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Уже начата работа по их изъятию: по 400 тыс. га материалы рассматриваются в судах, по 1,2 млн. га проведены повторные контрольные мероприятия, материалы готовятся для передачи в суд, а по 600 тысяч гектар также повторно проверяется использование этих земель.

 

Мало того, было изъято 1 млн. 137 тыс. сельхозземель, принадлежащих крупным проблемным агрохолдингам: их земли были возвращены государству, а затем переданы новым инвесторам – гражданам Республики Казахстан, которые теперь обрабатывают эти пашни и пасут скот на новых пастбищах.

 

Однако понятно, что до упрощенной процедуры изъятия земель у недобросовестных латифундистов, необходимо дойти. Ведь одно дело обанкротившиеся проблемные агрохолдинги и совсем другое – изъятие земель у других компаний через суды, которые так или иначе миновать пока нельзя. А это однозначно будет встречать самую непредсказуемую реакцию, вплоть до встречных самых нелепых обвинений в произволе государства или рейдерском захвате земельных активов.

 

 

ПОДНЯТЬ СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ И ЗАМАНИТЬ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ «ОТКРЫВАТЬ ЗАВОДЫ»

 

В истории с обновлением парка сельскохозяйственной техники, которое в идеале должно быть на уровне 6-10 % в год, хотя у нас оно гораздо меньше, министр Омаров точно также находится вначале пути, который обещает быть тернистым.

 

По большому счету, нарастить объемы производства и продажи новой сельхозтехники, особенно делая акцент на малые фермерские хозяйства, которых много и которые заняты реальной работой, а не «распилом» и списанием денежных средств, каковым промышляли крупные проблемные агрохолдинги, вполне возможно.

 

Более того, в ряде регионов страны: Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях уже имеются налаженные производственные мощности с высоким уровнем локализации. Да, Казахстан ощутимо откатился назад, утратив советский опыт и доставшиеся в наследство от Советского Союза производства в отрасли сельхозмашиностроения. Теперь нам приходится заново «учиться ходить», осваивая машиностроение в АПК с самых азов. Но это не значит, что нужно все бросить и закупать только импортные готовые образцы, что, безусловно, является голубой мечтой транснациональных корпораций.

 

Свое производство необходимо и его следует поддерживать, причем помогать ему акцентировано, в отличие от зарубежных производителей. Например, субсидия на приобретение посевного и уборочного оборудования в размере 25-30 % для казахстанских фермеров быть должна, ее даже можно повысить. Однако она никак не должна распространяться на покупку фермерами иностранной сельхозтехники и оборудования. Ведь логично, что наше государство не должно «кормить» зарубежных производителей тракторов и комбайнов.

 

С одной стороны, это подхлестнет отечественные заводы производить больше, потому что среди малых и средних фермерских хозяйств и без того нуждающихся в недорогой казахстанской сельхозтехнике еще больше возникнет спрос на продукцию местных предприятий.

 

С другой стороны, сами зарубежные производители сельхозмашин и сельхозоборудования будут сильнее мотивированы строить и размещать свои заводы именно внутри Казахстана. Сейчас же им попросту незачем это делать, ведь так и так наше государство заплатит им посредством казахстанского фермера 20-процентную субсидию на производство сельхозмашины.

 

Поэтому-то такие компании как тот же «John Deer», «New Holland», «Class», даже российский «Ростсельмаш» не спешат открывать у нас свои новые производство. Ведь они прекрасно умеют считать деньги.

 

К тому же, американский «John Deer» обладает современным заводом в Китае, в том числе ориентированным на страны Центральной Азии, плюс имеет специализированные заводы в Подмосковье и Оренбургской области РФ.

 

В свою очередь, немецкий «Class» давно обещает и всегда в будущем времени запустить свое производство в Петропавловске, СКО. Но, в принципе, с выгодой продать свою продукцию нашим фермерам за счет нашего же бюджета, он сможет всегда. Поэтому зачем же ему спешить и форсировать стройку.

 

Аналогичная ситуация и с «Ростсельмашем», а также прочими российскими и шире – «евразийскими» производителями. Они также могут довольствоваться обильной субсидией из нашей государственной казны, более того, не подпадая под утилизационный сбор, способны с еще большей выгодой дистанционно торговать с казахстанскими фермерами, не внося инвестиции, не создавая рабочие места и не привнося технологии на наш рынок.

 

Значит, необходимо отменять меры господдержки для иностранных производителей сельхозтехники и оборудования, одновременно оставляя или увеличивая их для местных отечественных производителей.   

 

Это позволит насытить внутренний рынок, особенно малых и средних фермеров, демократичной по ценам продукцией казахстанского сельхозмашиностроения. И одновременно подхлестнет иностранных производителей, возможно, не таких больших и именитых как вышеперечисленные бренды, а потому голодных до новых рынков, приходить и открывать в Казахстане свои заводы: вкладываясь в новые предприятия с нуля или модернизируя старые.

 

Одновременно с этим, в качестве защитной заградительной меры следует повышать утилизационный сбор на ввоз зарубежной сельхозтехники, исходя из разумности и достаточности. Что тоже должно подталкивать создавать новые предприятия внутри Казахстана, инвестировать в нашу экономику, а не продавать нам готовые изделия извне.

 

Разумеется, все эти кардинальные меры, способные перезагрузить внутренний рынок сельскохозяйственного машиностроения, могут кому-то прийтись не по душе, а то и резко не понравиться различным группам влияния и аффилированным с ними лицам. Мало ли кто и на каких дистрибьюторских потоках сидит.

 

Но если мы видим, как выразился президент Касым-Жомарт Токаев, что «в стране большая потребность в сельхозтехнике. Поэтому Министерству сельского хозяйства следует через систему «КазАгро» выстроить механизм финансирования производства и сбыта необходимой техники сельхозтоваропроизводителям», то не остается ничего другого, как действовать в этом направлении.

 

Естественно, будет непросто. Это прекрасно понимает и министр сельского хозяйства Сапархан Омаров. Поэтому на последнем заседании коллегии МСХ он пусть и не в резкой форме, но поднял эту тему. Так, глава Минсельхоза констатировал:

 

«На сегодня в республике эксплуатируется 147 тысяч тракторов, более 38 тысяч комбайнов, порядка 4 тысяч посевных комплексов, 78 тысяч сеялок и 300 тысяч единиц кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники. Из-за старой техники в 2 раза увеличиваются сроки уборки. По цепочке это влечет за собой потерю урожая, дополнительные расходы ГСМ и т.д.

 

Поэтому распоряжаюсь провести тщательную инвентаризацию имеющейся в стране техники, а акиматам областей своевременно провести списания и обеспечить максимальное обновление сельхозтехники», - заявил Сапархан Омаров.

 

Да, пока это первые шаги, но как показала практика, если новое руководство аграрного ведомства берется за какую-либо программную инициативу, то скорее всего, она будет доведена до логического завершения.

Автор:

Фермерские ведомости

Фермерские ведомости
21 Ноябрь 2019
1871 просмотров
0 комментариев
1 Поделились
Похожие статьи
Ахметжан Есимов ждал 10 лет, чтобы нанести разящий удар
Почему идущий «от поражения к поражению» Умирзак Шукеев проиграл главе Фонда «Самрук-Казына». И как эту ситуацию обратить в свою пользу президенту Касым-Жомарту Токаеву.   Отставк......
Читать далее
Как в Минсельхозе намерены расчищать «авгиевы конюшни» холдинга «КазАгро»
«Работа над ошибками», ставка на кредитование малых фермеров и насыщение продуктами внутреннего рынка, может вывести госхолдинг из спровоцированного кризиса.   Накануне на пленарном заседании......
Читать далее
Минсельхоз: перезагрузка в лучшую сторону
Три главных критерия нового МСХ: спокойствие и стабильность; результативность при ведении переговоров; работа с подрастающим поколением и начинающими фермерами.     За последние полгода отечественно......
Читать далее
Аскар Мамин принес в жертву черного Ангуса
И у него на это были свои справедливые резоны.   Вначале октября премьер-министр Аскар Мамин на заседании республиканской бюджетной комиссии (РБК) «зарезал» проект «Мясного союза Казахс......
Читать далее
Мясные олигархи ставят ультиматум правительству
Удивительно, но, похоже, что бывшее руководство министерства сельского хозяйства организует митинг против нынешнего. Хотя, наверное, такова злая ирония транзита власти: «побочные эффекты» в виде меж......
Читать далее
От разоблачения «КазАгро» до борьбы с нечестными латифундистами
Пять шагов министра сельского хозяйства Сапархана Омарова   Пришедшему в марте этого года на должность министра сельского хозяйства Казахстана бывшему депутату, председателю Комитета по аграрным вопросам......
Читать далее
Сапархан Омаров: Жесткая вертикаль ветеринарии и борьба с бруцеллезом
Минсельхоз возвращает утраченные полномочия, забирая их у областных акиматов   Похоже, что Минсельхозу Казахстана все же удалось добиться решения одной из главных для себя задач: вернуть отданные в 2015......
Читать далее
Петр Своик: «ЕНПФ следует объединить с фондами обязательного медицинского и социального страхования»
Известный эксперт также предлагает вкладывать деньги единого фонда не в государственные ценные бумаги или во внешние облигации, а во внутреннее производство.   Составляя свое первое Послание народу, втор......
Читать далее
«Мусоросборники»: почему Казахстан нуждается в заводе по преобразованию вторсырья в биотопливо
И поможет ли решить эту проблему повышение тарифа на мусор для астанчан   В ближайшее время на общественных слушаниях в акимате Нур-Султана будет обсуждаться вопрос повышения тарифа на вывоз мусора для ж......
Читать далее
Комментарии
лучшее в рубриках
на e-mail рассылку
о выходе новых статей
kazvedomosti.kz © Все права защищены 2019
Разработано в: #