Как прикрываясь именем экс-председателя КНБ Карима Масимова, сотрудники банка занимались вымогательством и шантажом, использовали стукачей из Kcell и подставляли редакции других СМИ
Освещение темы работы «Jusan Bank» с клиентами, контрагентами и вообще всеми, кто волею обстоятельств входит в контакт с функционерами из данной организации будет неполным, если не осветить судебную часть их деятельности. Вообще-то мы уже касались манеры позиционирования и поведенческих установок наших фигурантов, однако ряд моментов стоит осветить более подробно, поскольку дьявол «джусанщины» кроется в деталях.
ПЕРЕГОВОРЫ-ВЫМОГАТЕЛЬСТВА
Когда «Jusan Bank» спохватился заботой о своем имидже, то стал забрасывать редакцию «Ведомостей Казахстана» досудебными претензиями. Речь шла о публикациях 2019-2021 гг., за которые переговорщик со стороны банка требовал 15 млн тенге, якобы потраченных на контрпропаганду по улучшению имиджа БВУ.
Представитель «Jusan Bank» предложил дать ему указанную сумму наличными, а он занесет их Айбеку Кайыпу (экс-председатель правления, племянник арестованного за госизмену экс-зампреда КНБ Даулета Ергожина). На этом инцидент, по его словам, можно будет считать исчерпанным.
Разумеется, переговорщику-вымогателю ответили отказом. Здесь нужно пояснить кое-какие важные моменты. Сумма в 15 млн тенге для медийной кампании очень крупная. Если бы «Jusan Bank» реально потратил ее на борьбу против нашей редакции по делу «Алтын Соре Астана», то подобную информационную активность было бы невозможно не заметить. Даже если специально не мониторить инфополе, все равно тематика пробивалась бы из каждого второго утюга.
Получив отказ в оплате наличными, «джусанщики» предложили «Ведомостям Казахстана» сделать 20 материалов во славу «Jusan Bank» или против его конкурентов (как решит менеджмент банкиров) за 100 тысяч тенге совокупно. Когда переговоры закономерно провалились, то редакция шла на суд явно заинтригованная, поскольку было крайне интересно узнать, как можно незаметно потратить полтора десятка миллионов тенге в медиа-сфере?
В суде первоначальная сумма сдулась до 6 млн тенге, но и эти деньги потрачены на что угодно, только не на информационное противодействие «Ведомостям Казахстана». В качестве свидетельства медийной борьбы была предоставлена посредственная и куцая обзорно-аналитическая статья «Качество кредитного портфеля казахстанских банков повысилось до рекордного со времен нулевых уровня: доля токсичных займов упала ниже 5 %» (на казахском и русском языках). Материал опубликован в конце августа прошлого года и обладает весьма ограниченной информативностью.
Про судебный процесс фигурантов с ТОО «Алтын Соре Астана» там не говорится ни слова. Это обычный похвальной материал по адресу «Jusan Bank», который является рутиной в деятельности любой PR-службы банка второго уровня.
Плюс к этому шел типовой пресс-релиз «Jusan Bank признан лучшим банком Казахстана в 2021 году», опубликованный с незначительными вариациями в десятке СМИ. Почти везде в качестве оформления использовалась одна и та же фотография.
Какое отношение премия, учрежденная британским изданием Capital Finance International, специализирующимся на освещении различных событий в области экономики и финансов, имеет к судебной тяжбе «Jusan Bank» со столичными предпринимателями – понять невозможно. Потому что в пресс-релизе и публикациях на его основе об этом ни прямо, ни косвенно не упоминается. Какая-то нелепая попытка натянуть сову на глобус, где одно не имеет никакого отношения к другому.
СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Мы много раз указывали на то, что своеобразной «фишкой» «Jusan Bank» является безалаберность, замешанная на вседозволенности. «Джусанщики» совершенно не заморачиваются на какую-либо доказательную базу. Привычка надеяться на прокуратуру в вопросах экономии на государственной пошлине и апелляции к имени Карима Масимова со всеми вытекающими властно-административными возможностями привели к полнейшей депрофессионализации в этой финансовой организации.
Вот и в судебном процессе против нашей редакции представители «Jusan Bank» в качестве доказательства ущерба деловой репутации представили бухгалтерские бумаги по линии своей PR-службы.
Акт выполненных работ в «Интерфакс-Казахстан – Деловые новости» за 90 тысяч тенге (одна публикация пресс-релиза) о чем может свидетельствовать в рамках указанного судебного разбирательства? Такая информация представляет интерес разве что для специалистов рекламного и информационного рынка. Возможно, такое представляет интерес для налоговых органов и на этом целевая аудитория подобных документов заканчивается.
«Галам медиа» уже взяла 882560 тенге за две публикации рекламных материалов на Stan.kz (по 329280 тенге за штуку). Дублирование этого же контента в социальных сетях Фейсбук, ВК и Инстаграм оценено в 224 тысячи тенге совокупно.
«Алаш Медиа Групп» два рекламных материала на Тенгриньюс оценило в 1 млн 260 тыс. тенге и четверть миллиона за пять рекламных виджетов там же (50 тыс. тенге за штуку).
ТОО «Baribar Media» на одноименном интернет-ресурсе разместил два рекламных материала за 556800 тенге общей суммы.
ТОО «Пауэр Медиа» за выставление на Nur.kz в общей сложности шести материалов получило от «Jusan Bank» 3034080 тенге.
ТОО Ranking.kz свои услуги за размещение материалов на Finprom.kz и продвижение в социальных сетях оценило в миллион тенге.
Фактически «Jusan Bank» через суд пытается заставить «Ведомости Казахстана» оплатить свои расходы на рекламные материалы в СМИ, ссылаясь на то, будто публикации в нашем издании нанесли ущерб деловой репутации данной финансовой организации.
Еще раз обратим внимание на то, что ничего опровергающего в обзорном материале и пресс-релизе нет. Там сугубо типовая информация о деятельности и достижениях БВУ, выполненная по канонам работы банковской PR-службы. Никакие конфликтные ситуации и судебные тяжбы с какими-либо игроками рынка там не освещаются и не упоминаются.
Заметьте, что никаких договоров с фигурирующими в суде издательствами у «Jusan Bank» нет. То есть нет ничего документально подтверждающего их участия в информационной кампании на стороне банкиров с целью опровержения недостоверной либо порочащей информации. Только акты выполненных работ, то есть рядовая услуга со стороны любого СМИ.
Еще один немаловажный факт. Наше издание публиковало материалы в 2019 – 2021 (по июль месяц) гг., а контрпропаганда со стороны «Jusan Bank» развернута в ноябре 2021 года, когда их заход с вымогательством 15 млн тенге наличными либо натурой в 20 фактически бесплатных статей провалился. Таким образом, никаких действий в отношении «Ведомостей Казахстана» в информационном поле до конца 2021 года (по крайней мере подтвержденных документально) стороной истца не предпринималось.
ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВО В ДЕЙСТВИИ
Мы не знаем, как реагировали на замашки представителей «Jusan Bank» судьи в тех процессах, когда Карим Масимов был при власти и в полной силе, однако в нашем деле судья апеллирует к нормам законодательства. Когда «банкиры» скинули 11 статей в «Ведомостях Казахстана» и заявили, что все они не соответствуют действительности, то суд попросил их внести ясность.
Вся статья по определению не может не соответствовать действительности в полном объеме. Нужно указывать какие конкретные фразы и какие цифры противоречат фактам, что не так в трактовках тех или иных событий, почему они подрывают деловую репутацию и к каким привели убыткам.
Все это предполагает определенную работу со стороны истцов, а в «Jusan Bank» такой традиции нет. Расчет сугубо на нахрап и вседозволенность. В данном конкретном случае это вылилось в неуважение к суду, поскольку закон предусматривает определенные правила, которые должны соблюдать даже самые блатные банкиры.
Судья назначила государственную судебную экспертизу. Сам эксперт находится в частном поле, со всеми полагающимися лицензиями. Суд по установленному порядку производит у него государственный заказ и предупреждает об уголовной ответственности за некачественную работу или подлог.
Если сравнить выводы эксперта с требованиями «Jusan Bank», то он уже отвергает более 90 % их претензий, выставленных как несоответствующих действительности. По оставшейся информации (где-то на страницу машинописного текста) уже можно спорить и разбираться. Вот здесь деловой рабочий подход выявил поле для выяснения обстоятельств.
Тогда банкиры начинают апеллировать к экспертизе, которую они провели самостоятельно у частных специалистов. Примечательно, что экспертиза в частном секторе через суд обошлась в 200 тысяч тенге, а проведенная по заказу «Jusan Bank» – 2 млн тенге. В рыночных условиях одинаковые по сути экспертизы не могут отличаться в десять (!) раз, если за этим не стоит какого-либо мутного мошеннического умысла.
Сама экспертиза от привлеченных «Jusan Bank» специалистов, спору нет, большая. Однако из 66 страниц машинописного текста можно извлечь сравнительно мало информации. Своего рода пересказ статей, ранее опубликованных в «Ведомостях Казахстана». При этом можно узнать и про суть хозяйственного спора банкиров с ТОО «Алтын Соре Астана», и про перипетии судебных процессов в различных инстанциях, и даже про девальвацию тенге к доллару США.
В этом отношении экспертиза представляет собой разительный контраст с обзорным материалом и пресс-релизом, который «Jusan Bank» пытается выдать за средства информационной войны с нашей редакцией. Правда, участники исследования за якобы 2 млн тенге приходят к выводам, будто «Ведомости Казахстана» нанесли ущерб банкирам, с чем мы категорически несогласны. Если вдумчиво прочитать представленные в исследовании фрагменты, то газета просто констатирует факты и называет вещи своими именами.
Отдельно остановимся на том, что привлеченные «Jusan Bank» эксперты не давали подписку об уголовной ответственности за свою некачественную работу. А при таких вводных любой услугодатель напишет то, что от него хочет заказчик.
Непонятно как потраченные 2 млн тенге «Jusan Bank» хочет включить в исковые требования и взыскать с нашей редакции. Степень хамства просто зашкаливает. От того, что есть чек, будто за экспертизу заплачено 2 или 20 млн тенге, она не становится объективной и обоснованной с финансовой точки зрения.
К тому же суд уже располагает документальным подтверждением, сколько стоят такие услуги в частном секторе страны. Даже трудно сказать, чего здесь больше – мошенничества, шантажа или блефа.
СООБЩНИЦА МАРИНА
В период начала судебной тяжбы с «Jusan Bank» на сцене появилась некая Марина, сотрудница из сотовой компании «Кселл», в которой группа «Jusan» приобрела значительную долю. Особо не представляясь и не идя на личный контакт, она закидывала редакцию PR-сообщениями о совместной деятельности этого тандема и настойчиво выманивала редактора «Ведомостей Казахстана» в Туркестанскую область под предлогом проведения там мероприятий, посвященных установке оборудования для мобильной связи стандарта 5G в регионе.
Что-то подобное проводилось там в декабре прошлого года, но была ли реально запущена связь 5G и работает ли она сегодня, так и осталось неизвестным. Во всяком случае, насколько установлено редакцией, особо представительного пресс-тура в Туркестан не осуществлялось, а информационное освещение ограничилось публикациями пресс-релиза «Кселл» в некоторых СМИ.
То есть, главного редактора просто собирались обманным путем выманить в Туркестан, где как-то «порешать» с ними вопросы чисто в масимовском стиле: устроив провокацию (здесь больная фантазия у исполнителей может быть крайне буйная), запугав и нагнув.
Потому что масимовцы готовились к госперевороту в январе 2022 года и им позарез были нужны свои карманные СМИ, особенно среди тех, кто давно стоял на позиции поддержки действующего президента Касым-Жомарта Токаева и его команды.
Что примечательно, на вопрос об аффилированности сотового оператора с «Jusan Bank», представитель «Кселл» упорно подчеркивала, что никакой связи между ними не имеется.
Между тем появляется все больше фактов, подтверждающих не только прямую связь между «Кселл» и «Jusan Bank», но и их принадлежность к единому конгломерату, контролируемому фактически экс-председателем КНБ Каримом Масимовым и его подручными с формальным собственником в лице «елбасы».
Мы уже как-то делились лайфхаками, позволяющими выявлять «масимовских» стукачей в общественной среде. Марина как раз из этой обоймы. Ведь далеко не каждый человек будет участвовать в формировании ловушки на человека, последствия которой могут быть самыми печальными и как минимум непрогнозируемыми. А тут и легенда про журналистский десант под бизнес-событие, и предложение купить авиабилеты за счет организаторов, и нарочитая навязчивость, которую обычно PR-службы компаний не проявляют, да еще с такой дотошностью.
Интересно, что даже когда Карим Масимов был в полной силе, его подручные по банковской линии все-таки старались не доводить дело до разбирательства в суде и все решить вне рамок судебного процесса. Отсюда такие странные «переговоры», постоянные намеки на связи и властно-административные возможности, использование стукачей в мутных схемах по провокациям и запугиванию.
Еще люди «Jusan Bank» очень любят телефонные звонки накануне важных судебных заседаний с устными обещаниями, за которыми в реальности никакого намерения договариваться и отвечать за свои слова не стоит.
ИТОГО
Как в капле отражается море, так и контакты «Jusan Bank» с «Ведомостями Казахстана» демонстрируют все деструктивные и нездоровые повадки наших «своеобразных» банкиров.
Сначала они устраивают со своими добросовестными и исправно платящими по счетам заемщиками такие вещи, от которых у любых работников швейцарских банков волосы встанут дыбом. Потом захватывают имущество ими же специально обанкроченных с помощью махинаций и административного ресурса клиентов.
Со временем, оглядевшись по сторонам и увидев те СМИ, которые освещали их неблаговидные действия, пытаются «разобраться» с ними в свойственной «Jusan Bank» манере. Сама «технология взаимодействия» никакого взаимопонимания и компромиссов не подразумевает. Только диктат и давление на базе блефа, шантажа, угроз и вымогательства.
После того, как на досудебной фазе «продавить» вторую сторону не получилось, банкиры начинают свои любимые грязные игры с телефонными звонками и пустыми обещаниями. Когда и этот трюк не проходит, начинаются совсем уж криминальные схемы с заманиванием людей с помощью сотрудничающих с ними стукачей. Это тоже давление, только совсем уж незаконное и с весьма опасными возможными последствиями для жертв.
Непосредственно в ходе судебного процесса «джусанщики» не затрудняют себя никакой подготовительной работой. Отсюда пустые PR-материалы выдаются за разоблачительные статьи-расследования, а бухгалтерские документы фигурируют в качестве обоснования исковых требований на весьма крупные суммы. Из этой же сферы экспертизы, якобы полученные по ценам, в десять раз превышающим средние по рынку.
Однако на дворе уже 2022 год и гравитации некогда всесильного масимовского КНБ больше нет. Когда «наличие отсутствие» накладывается на фатальный непрофессионализм представителей «Jusan Bank», то даже самые неумеренные самооценки и самоуверенность уже не в состоянии дать былого эффекта.
Скоро с глаз менеджмента «полынщиков» спадет пелена былой безнаказанности и они узнают, чего стоят сами по себе в реальной жизни. По всему видно, что прокуратура уже не будет играть за них как в недавние недобрые времена, а суд просто выполняет свою работу в соответствии с нормами законодательства. Добро пожаловать в новый Казахстан.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости