Другие времена требуют другого менталитета и подходов
Новый президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже успел продемонстрировать как казахстанской, так и международной общественности свой серьезный политический уровень. Его инициативы многим представляются справедливыми и насущными, его слова вызывают доверие, однако как претворять в жизнь программу действий, если у нового главы государства нет собственной политической партии, которая могла бы конструировать свою идеологическую платформу, основанную на искренности и работе с людьми. Не говоря о силовом блоке, полностью лояльном избранному президенту, готовым стоять на страже не только идеологических ценностей, но и эффективно противодействовать расхищению бюджетных средств в верхних эшелонах власти.
ПОЧЕМУ ПАРТИЯ
В наши дни уровень антирейтинга Токаева практически стремится к нулю. Напротив, хозяин Ак Орды постепенно растет в глазах общественности, обозначая правильные направления развития для страны и общества. Вектор взят однозначно верный: на мягкую либерализацию политического курса, реформы в экономике и госаппарате, решение годами нерешаемой «проблемы» госхолдингов, давно превратившихся в одну сплошную проблему, паразитирующих на доходах государства, открытие социальных люков, широкий диалог с разными общественными силами, а не искусственная радикализация всех «несогласных».
Во внешней политике избранный президент Казахстана тоже проводит соответствующую работу, расставляя приоритеты сотрудничества, но тем не менее, не теряя из фокуса своего внимания принцип многовекторности. При этом, казахстанский президент, за последнее время побывавший в России, Китае и США, дал понять различным партнерам нашей страны, что достигнутые договоренности – это святое. Они будут выполняться. А не так, чтобы наобещать, а потом спрятаться в кусты или начать предпринимать кардинально противоположные шаги. Договоренности либо достигаются, либо нет, но работа над ними проводится «на берегу». Если же они достигнуты, тогда они остаются нерушимыми.
Что же касается имиджа, образа «второго президента», то и здесь он имеет отличную фору. Не замешанный ни в одном коррупционном скандале лично или через своих близких родственников, не обогащавшийся всеми правдами и неправдами, не ставивший материальные интересы выше интеллекта и идеологии.
Это свидетельствует о том, что рано или поздно в элите, как это уже сейчас происходит в казахстанском обществе, найдутся силы, которые решат пойти за Токаевым. В элите же могут очень быстро обнаружиться силы и группы, которые присягнут ему на верность и решат служить Токаеву, исходя из самих принципов.
Значение репутации трудно переоценить. И лучшим противодействием засилью коррупции может стать не бесконечная борьба с нею, воспроизводящая все новых коррупционеров, а репутация самого «бастыка». Ведь, согласитесь, сложно, практически невозможно представить себе руководителя, который индифферентен к «распилам» и «заносам», а его подчиненные – наоборот, с головой погрязли в кумовстве, взяточничестве и обустройстве хорошей жизни для себя и своих родственников.
Поэтому имидж нового главы государства, а заодно благосклонное отношение к нему со стороны широких слоев казахстанского общества, может стать неплохим триггером для создания и конструирования абсолютно новой, уникальной политической партии с мощной идеологической платформой.
Главное, чтобы это была партия обновленной власти «для людей». Набор в нее должен осуществляться не по принципу элитарности и родственных связей, по вертикали «сверху – вниз», а напротив это должна стать партия «идущих снизу», пополняющаяся по горизонтали с акцентом на регионы и областные центры. Она может стать партией принципов – честных людей, ровняющихся на таких же честных деятелей в элите.
Ну и разумеется, которым надоел низкий социальный статус большинства регионов и бедность на периферии, набили оскомину блат и коррупция, а самое главное – лицемерие и жизнь не по средствам большинства высокопоставленных чиновников и их бестолковых отпрысков.
«ЯСТРЕБИНЫЙ» ПОДХОД СЕБЯ ИСЧЕРПАЛ
Почему новое партийное строительство может быть весьма актуальным в наши дни. Дело, конечно, в подходах. Еще недавно эти подходы по отношению к обществу были хищническими, на людей смотрели враждебно, а тех, кто имел свое мнение быстро записывали в «несогласные» или ставили клеймо «оппозиционеров». Если же это клеймо проставляли, то не за горами был тот день, когда из вполне вменяемых и адекватных граждан искусственно мастерили радикалов, выталкивая их за пределы Казахстана или мордуя весьма сомнительными «политическими» уголовными статьями.
Наиболее яркий пример – семья Натальи и Айдоса Садыковых, которые жили-не тужили в своем Актобе, писали тексты в разные издания, пока в чью-то «светлую» голову не пришла идея начать их преследование. Можно, конечно, придумывать сказки о «частной инициативе», однако как правило за подобными «спецоперациями» стоят два-три кабинетных начальника, не слишком умных и прозорливых. Вот благодаря им Казахстан имеет сейчас за рубежом наиболее системных представителей политической эмиграции, которые делают радикально оппозиционный контент на YouTube-канале с рекордным количеством подписчиков, переваливших за полмиллиона человек.
А кто-то вообще понес ответственность за то, что своими глупыми действиями вытолкнул людей в радикальное поле и спровоцировал появление инструмента политической войны, с огромным количеством подписчиков, бесконтрольного и недосягаемого для наших властей?
Можно приводить подобные примеры и дальше, хотя на наш взгляд, лучше всего о сложившейся ситуации, когда немая тупая сила ценилась больше чем интеллект, свидетельствует другой кейс: история с удалением бывшего советника президента Назарбаева по политическим вопросам – Ермухамета Ертысбаева, которого отправили в забытье, вначале послом в Грузию, а затем в Беларусь. Однако как только реально припекло и на авансцену стал выходить Касым-Жомарт Токаев в гибридной для себя роли – одновременно руководителя страны и ее главного демократизатора, о существовании Ертысбаева вдруг вспомнили и мигом вернули его на родину. Ведь, как оказалось, стране нужны люди, способные решать задачи не только благодаря отсутствию мозгов, но и ввиду их наличия – выступая хоть каким-то мостом между властью, обществом и оппозиционными силами, которые, как выясняется, создавались и плодились зачастую искусственно.
На этом фоне, президент с реально высоким рейтингом и «непроеденным» кредитом доверия, имеющий карт-бланш от населения на ближайшие годы, вполне в состоянии создать новую политическую структуру – возможно, по принципу сетевой организации, гибкую, современную, умеющую вовлечь молодежь и неравнодушных профессионалов с рынка.
ПОЧЕМУ СИЛОВОЙ ОРГАН
Если силовики не подчиняются законно избранному президенту, пытаются играть в свою игру, оспаривать его авторитет (как в деле с арестом врачей в Алматы и последовавшей за ней чередой заказных материалов об ужасах отечественной медицины, что является лишь арт-подготовкой к дальнейшему лоббированию уголовного дела против медицинских работников), тогда нужно найти других силовиков… или создать новый силовой орган.
Это может быть новая структура, сформированная по принципу Следственного комитета (СК) Российской Федерации или Федерального бюро расследований (ФБР) в США. Но делать что-то необходимо. Наводить порядок в госхолдингах, особенно в двух из них – ФНБ «Самрук-Казына» и АО НУХ «КазАгро» нужно давно. Объективно сегодня это баласт, тянущий финансовое благополучие страны вниз – абсолютно непрозрачная система по перераспределению благ «своим» и «приближенным», рискующая превратиться в раковую опухоль экономики.
На сегодняшний день проведена полная ревизия деятельности двух республиканских холдингов, погрязших в убытках и разбазаривании государственных средств. Фигуранты и причастные лица всего лишь ожидают досудебных расследований, которые все никак не могут стартовать в связи с тем, что чья-то невидимая рука тормозит процесс широкого разбирательства по этим квазигосударственным структурам.
Аналогично назрела необходимость проверки эффективности деятельности отдельных национальных компаний.
Особой строкой можно выделить и актуальность подлинной реформы правоохранительной системы.
И понятно, что положительные изменения в каждой из этих сфер невозможны без уголовных дел и арестов некоторых особо отличившихся управленцев.
А чтобы это стало возможным следует заручиться поддержкой силовиков с другим менталитетом или сформировать новую спецслужбу, объявив в нее широкий набор юристов из гражданского сектора и оперативников с горящими глазами.
Автор:
Исторические ведомости