Как в прокуратуре помогли уйти частному банку от выплаты госпошлины в 1 млрд. 320 млн. тенге

11.09.2019
5959
0
1
Как в прокуратуре помогли уйти частному банку от выплаты госпошлины в 1 млрд. 320 млн. тенге

Мы уже неоднократно рассказывали историю, как вначале бывший Цеснабанк незаконно перевел своих добросовестных заемщиков из тенгового кредита в долларовый, а затем его правопреемник Jýsan Bank продолжил хищническую политику по отношению к клиентам, заручившись поддержкой органов прокуратуры. Те, кто еще не в курсе всех перипетий, может ознакомиться со статьями «Как в Цеснабанке искусственно создавали «токсичных» клиентов» и «Дыры в Нацфонде залатают заемщики бывшего Цеснабанка», размещенными под этим материалом.  

 

Заметим лишь, что когда из здоровых добросовестных клиентов, исправно погашавших тенговый кредит в 9,7 млрд., сделали долларовых должников на общую сумму, эквивалентную 44 млрд. тенге, банк решил просто забрать залоговое имущество заемщиков, то есть фактически задумав полностью разорить своих клиентов.

 

Это решение принималось уже новым руководством Jýsan Bank.

 

НАЦБЕЗОПАСНОСТЬ и НАЦФОНД

Тем не менее, чтобы воплотить его в жизнь, пришлось бы столкнуться с массой трудностей и бюрократических процедур. Ну, например, между правопреемником Цеснабанка и компанией «Алтын Соре Астана», которая, в частности, управляет торговым центром «Астыкжан» была закреплена договоренность об обязательном разрешении всех споров в арбитраже «Большое Жюри Казахстана».

 

Но, как и в случае одностороннего незаконного перевода тенговых заемщиков в долларовые, в Цесна -  Jýsan Bank не долго мучались над тем, как обойти этот невыгодный для банкиров пункт договора.    

 

На помощь пришла… прокуратура Нур-Султана.

 

Как мы уже поясняли: для того, чтобы подать иск в «Большое жюри Казахстана» банкирам из Jýsan Bank пришлось бы серьезно раскошелиться. Им следовало оплатить арбитражный сбор в размере 6 % от суммы заявленного иска. А так как сумма иска была космической – около 44 млрд. тенге, то Jýsan Bank должен был сразу выплатить арбитражу 2 млрд. 640 млн. тенге.

 

Но даже если бы банкиры из Jýsan Bank в нарушении договора отправились бы в обычный гражданский суд, им все равно пришлось бы раскошеливаться, оплачивая госпошлину в 1 млрд. 320 млн. тенге или 3 % от суммы исковых требований. Да, это меньше, зато деньги пошли бы в государственную казну, из которой так любят черпать называющие себя «эффективными менеджерами» псевдо-гуру отечественного банковского сектора.

 

А вот если бы частному банку помогли – например, в столичной прокуратуре: выдумали бы, допустим, историю про интересы национальной безопасности, которые якобы представляют работники частного финансового института, рассказали про недоимку в Национальном фонде страны, которая образовалась благодаря стараниям бывшего руководства Цеснабанка и которую теперь хотят повесить на рядовых заемщиков – одним словом, «преподнесли бы», чтобы сошло за правду и законность, тогда коммерческие интересы Jýsan Bank не пострадали бы так сильно, ведь можно было бы полностью избежать выплаты государственной пошлины в суде.    

 

Таким образом, благодаря усилиям кого-то в прокуратуре Нур-Султана, государству был причинен прямой ущерб на 1 млрд. 320 млн. тенге.

 

Более того, кому-то достаточно беспринципному удалось втянуть государственный орган, стоящий на страже законности и порядка в чисто гражданско-правовые отношения на стороне коммерческого банка, сделав возможным защиту и представительство интересов частной структуры в судебной инстанции, лоббирование ее интересов, перекладывание компенсации долга перед Нацфондом с плеч частного заемщика в лице банка на плечи обычных заемщиков-предпринимателей – клиентов банковской структуры.

 

НОВЫЕ АНАЛИТИКИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Напомним, что согласно действующему казахстанскому законодательству, органы прокуратуры вправе предъявлять иски только в интересах государства. В крайнем случае, когда затронуты общественные интересы огромного количества граждан. Наконец, в отношении социально защищаемых лиц, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно отстаивать свои нарушенные права. В последнем случае они должны пояснить почему та сторона, за которую надзорный орган встает горой, не в силах защищать свои права самостоятельно, без помощи государства.

 

Вряд ли, «эффективных менеджеров» Цесна - Jysan банка, можно признать недееспособными. Разве что в вопросах управления самим банком, когда даже «халява» в виде манны небесной – денег того же Национального фонда, не смогла поставить на ноги финансовый институт. Ведь у одних хозяев его пришлось забирать в спешном порядке, а вторые экономят на госпошлине, пытаясь повесить долг перед Нацфондом как ярмо на шею добросовестных заемщиков.

 

Важно и то, что, следуя букве прокурорского иска в помощь Jysan банку против рядовых клиентов, задолженность банкиров перед Нацфондом якобы негативно отражается на функционировании Jysan банка. Это, дескать, может отрицательно сказаться на стабильности всего финансового сектора (так!) и экономики страны в целом.

 

Однако нужно учитывать и понимать, что в полномочия прокуроров не входит анализ состояния финансовой системы, экономики государства и угроз в этих сферах.

 

Потому что ряд нормативных правовых актов четко регламентируют эту сферу, благодаря им обеспечение стабильности и безопасности в финансовом и экономическом секторах относятся к компетенции Национального Банка и Министерства национальной экономики. И только эти госорганы вправе оценивать степень и значение угроз финансовой системе и экономике страны.

 

ЖАДНОСТЬ, ЗАТМЕВАЮЩАЯ РАЗУМ

Немаловажно и то, что исходя из сведений Национального банка, сумма займов с просроченной задолженностью по всему Казахстану к маю 2019 года составила 1,2 трлн. тенге. Однако у некоторых банков этот показатель хуже, чем у Jysan.

 

Поэтому было бы простительно и не вызывало подозрений, если бы органы прокуратуры вели системную и масштабную работу в отношении всех проблемных банков, особенно по возврату денежных средств государственного бюджета и квазигосударственного сектора, растраченными банками. А не занимались очевидной плохо завуалированной помощью одному лишь банку второго уровня, выставляя его менеджмент «как бы не при чем» в вопросе погашения задолженности перед Нацфондом. Ведь все это бросает тень на прокуратуру, делая ее аффиллированной с частным банком, напоминая реминисценции про лихие 90-е, когда одни «крышевали» других, а в стране тем временем царил бардак и хаос. 

 

Как пишут в открытом письме ряд заемщиков бывшего Цеснабанка:

«Cодействие в возврате государственных средств – это прямая конституционная обязанность органов прокуратуры. А вместо этого, прокуроры занимаются проблемами возврата денег одного частного банка, освободив от значительных уплат государственной судебной пошлины, вмешиваясь в хозяйственные споры, которые в соответствие с законом вполне могли быть разрешены во внесудебном порядке».

 

Кстати, в иске прокурор ссылается на задолженность Jysan банка перед АО «Фонд предпринимательства «Даму» и АО «Банк развития Казахстана» на сумму 20,4 и 8,4 млрд. тенге. Притом, что заемщики получили кредит задолго до того, как Jysan банк заимствовал эти деньги. Более того, деньги фонда «Даму» и БРК должны возвращаться Jysan банком, который их и брал, подписывая конкретные договора, основанные на законе. Клиенты банка, которые исправно выплачивают ему кредит, не должны возвращать еще и кредиты, которые Jysan банк набрал у БРК и «Даму».

 

Любопытно, что прокуратура, даже не считая нужным хоть как-то прятать степень аффилированности с Jysan банк, требует обратить решение суда к немедленному исполнению, в обход предусмотренной законом процедуры обжалования не вступивших в законную силу судебных актов.

 

Нужно отдавать себе отчет, что суд вправе прибегать к немедленному исполнению только в особых случаях. Например, когда замедление исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение решение суда может оказаться невозможным.

 

При этом все имущество заемщиков Jysan банк находится в залоге в банке и не может быть отчуждено без его согласия. Возникает ощущение, что жадность и жажда быстрой наживы иногда просто застилает разум людям.

 

P.S. Да, с высоких трибун, а иногда и в проплаченных пиар-материалах, многие наши чиновники заявляют, что в Казахстане органы государственной власти придерживаются принципиальной позиции: всячески поддерживать отечественный бизнес, национальную буржуазию, а тех кто препятствует их развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать. Больше того, говорится о необходимости криминализировать действия госорганов, направленные на подрыв бизнеса.

 

Однако, подобные действия отдельных прокуроров не только подрывают авторитет государственных органов среди населения и бизнес-сообщества, но и противоречат национальной политике в сфере либерализации отношений государства и бизнеса.

 

Продолжение следует

 

Автор:

Экономические ведомости

Экономические ведомости
11 Сентябрь 2019
5959 просмотров
0 комментариев
1 Поделились
Похожие статьи
Кто «охотится» на вице-министра Ерлана Нысанбаева?
Иллюзию компромата на чиновника пытаются создать сразу с нескольких «точек давления»   Пытливые зрители видеохостинга YouTube, возможно, видели пару короткометражных фильмов, заточенных проти......
Читать далее
Как в Цеснабанке искусственно создавали «токсичных» клиентов
Операция по превращению благонадежных заемщиков в полных банкротов   Когда АО «Цеснабанк» принадлежал еще прошлому владельцу – бизнесмену, меценату и высокопоставленному чиновнику Адиль......
Читать далее
Правильные замыслы Дархана Калетаева
Осталась неделя до оглашения первого Послания президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу Казахстана. С учетом того, что расширенное заседание Политсовета партии Nur Otan, прошедшее в минувшую среду, задало высокую......
Читать далее
Дыры в Нацфонде залатают заемщики бывшего Цеснабанка
Авгиевы конюшни банкиров: как интересы национальной безопасности используются всуе   Недавно мы рассказывали показательную историю, как еще в недавнем прошлом АО «Цеснабанк» достаточно жестк......
Читать далее
Токаев повышает ставки: грядет ли ревизия фонда «Самрук-Казына»?
2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил с первым в своей президентской карьере Посланием народу Казахстана.   Осенний политический сезон стартовал в нынешнем году еще до наступления......
Читать далее
Токаев вывел элиту Казахстана за рамки госзакупок
Штаты госструктур и нацкомпаний республики ужмут на четверть   Вначале политика, потом экономика – в таком порядке поставил задачи парламенту и правительству президент Казахстана Касым-Жомарт Токае......
Читать далее
Три сценария развития Казахстана в новых политических реалиях. Презентация аналитического доклада
5 сентября в г. Нур-Султане состоялась презентация аналитического доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы» подготовленнего Казахстанским Центром Аналитических Исследова......
Читать далее
«Сайгачная мафия», существует ли она в Казахстане?
Или о том, как нагло истребляли сайгаков на землях трех охотничьих угодий.     Мы неоднократно рассказывали о том, как группа, состоящая из бывших чиновников и действующих бизнесменов, организ......
Читать далее
Без придыхания и архаичной торжественности
Главный политический проект Токаева стартовал   Итак, главный и, пожалуй, самый обсуждаемый политический проект президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА – Национальный совет общественного довери......
Читать далее
Комментарии
лучшее в рубриках
на e-mail рассылку
о выходе новых статей
kazvedomosti.kz © Все права защищены 2019
Разработано в: #