Самое главное в приходе корейских инвесторов в Костанай – это трансферт технологий, которые Kia Motors Corporation осуществит в Казахстан
В частности, на площадке «СарыаркаАвтоПром» сейчас разворачивается инновационный центр безопасности с искусственным интеллектом, одновременно костанайский завод увеличивает локализацию, запустив центр для обучения специалистов, где за 11 месяцев прошлого года прошли обучение 1,2 тыс. человек (при том, что штат нового завода Kia станет местом постоянной работы для 1,5 тыс. казахстанцев).
Большая часть авто на этом производстве (50 тыс. из 70 тыс. в год) будет производиться методом мелкоузловой сборки, то есть с более высокой долей местного содержания.
Отметим, что еще весной прошлого года инициаторы проекта подписали соглашение о намерениях с корейской компанией Seyong EHWA (глобальный поставщик автокомпонентов для KIA) о строительстве мощностей для производства комплектующих в Казахстане.
Так что костанайские «корейцы» в большинстве своем будут собираться из компонентов, сделанных в республике, по тому же пути идет весь отечественный автопром, активно развивая производство комплектующих.
Эта отрасль стала привлекательной для инвесторов, как отечественных, так и иностранных, благодаря росту и развитию производства, ведь чем больше автомобилей, выпущенных мелкоузловым методом, тем привлекательнее отрасль становится для производителей компонентов.
Задача автопрома – наращивать эти объемы, и привлекать малый и средний бизнес, создавая вокруг крупных предприятий пояс из предприятий МСБ, которые будут производить комплектующие не только для конвейерной сборки, но и для сервисного обслуживания.
И прошлый год стал рекордным с точки зрения привлечения инвестиций в отечественное автопроизводство – в отрасль в 2024-м было привлечено 189,8 млрд тенге против 35,8 млрд тенге в 2023-м году, а пять лет назад, в 2019-м, в казахстанский автопром было инвестировано всего 9,1 млрд тенге.
Большая часть прошлогодних инвестиций составили затраты на строительство костанайского завода KIA, а также в проект по запуску мультибрендового для производства легковых автомобилей китайских моделей.
И все же на оснащение действующих производств новым оборудованием и на разворачивание новых предприятий по производству автокомпонентов в прошлом году было выделено более 50 млрд тенге, то есть значительно больше, чем в предыдущие годы.
«Казахстанский автопром активно инвестирует в свое будущее, большая часть вложенных в прошлом году средств – это отечественные инвестиции, собственные и заемные средства, а также иностранные инвестиции мировых производителей, которые запускают свои производства в Казахстане, — говорит президент Казахстанского Автомобильного Союза Анар Макашева. — Новое направление, которое активно развивается, – производство компонентов, и в этой сфере в 2025 году ожидается запуск крупнейших инвестиционных проектов».
Все эти изменения позитивно сказываются и на рынке труда, где создаются сотни новых рабочих мест. Количество работников на действующих восьми крупных автомобильных предприятиях выросло до 6,5 тыс. человек, а если брать мультипликативный эффект от введения в строй смежных производств автокомпонентов и дилерских центров, то казахстанский автопром дает работу уже более чем 50 тыс. человек.
Таким образом, в стране сложились все предпосылки для того, чтобы в 2025-м году сбылся прогноз Министерства промышленности республики об увеличении внутреннего производства автотранспортных средств до 160 тыс. единиц в год – и главную скрипку в осуществлении этих планов будет играть «СарыаркаАвтоПром».
Алексей ДЕРНОВОЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости